Православный храм и его устройство

Из книги "Закон Божий"

 

Головная страница сайта
Пасха. Все, что нужно знать о празднике Пасхи



Везде можно молиться Богу, потому что Бог находится везде. Но есть особенные места, где удобнее совершать молитвы и где Господь находится особенным, благодатным образом.

Такие места называются храмами Божиими или церквами. Храм — это освященное здание, в котором верующие собираются славословить Бога и молиться Ему.

Храмы называются церквами, потому что в них собираются православные христиане для молитвы и для освящения себя таинствами. Храмы, в которые собирается духовенство из других ближайших церквей для торжественного богослужения, называются соборными.

По своему наружному устройству Божий храмы отличаются от обыкновенных зданий. Главный вход во храм всегда бывает с запада, т. е. с той стороны, где солнце заходит, а самая важная часть храма, алтарь, всегда обращена на восток, к той стороне, где солнце бывает утром.

Так устраиваются Божий храмы с тою целью, чтобы напомнить православным христианам, что с востока вера христианская распространилась по всей вселенной; на востоке от нас, в земле Иудейской, жил для нашего спасения Господь Иисус Христос.

Храмы завершаются одною или несколькими главами, увенчанными крестами для напоминания о Господе Иисусе Христе, совершившем наше спасение на кресте.

Одна глава на церкви Божией проповедует о том, что Бог есть един.

Три главы означают, что мы кланяемся Богу единому в трех лицах.

Пять глав изображают Спасителя и четырех евангелистов.

Семь глав строятся на храмах для означения, во-первых, семи спасительных таинств, которыми христиане освящаются для получения вечной жизни, во-вторых, семи Вселенских Соборов, на которых утверждены правила христианского вероучения и благочиния.

Есть храмы и с 13 главами: в сем случае они изображают Спасителя и Его 12 апостолов.

Христианские храмы имеют в основании (от земли) или образ креста (напр., храм Христа Спасителя в Москве), или образ круга; крест — для напоминания о Распятом на кресте, круг — для указания людям, что кто принадлежит к православной Церкви, тот может надеяться получить вечную жизнь по смерти.

Скиния Моисеева и храм Соломонов, согласно повелению Божию, разделялись внутри на три части. Сообразно с этим и наши храмы по большей части внутри делятся на три отделения.

Первая от входа часть называется притвором. В древности здесь стояли оглашенные, т. е. готовящиеся принять крещение, и кающиеся, которые за тяжкие грехи были отлучаемы от общения в таинствах и молитве вместе с прочими христианами.

Вторая часть храма занимает середину его и назначена для молитвы всех православных христиан.

Третье отделение храма — самое главное — это алтарь.

Алтарь означает небо, место особенного жилища Божия. Он же напоминает рай, в котором до греха жили первые люди. В алтарь могут входить, и то с великим благоговением, только лица, имеющие священный сан. Прочие без нужды не должны входить в алтарь, женский пол совсем не входит в алтарь для напоминания о том, что за первый грех первой жены Евы все люди потеряли райское блаженство.

Престол алтаря — это главная святыня храма. На нем совершается таинство причащения тела и крови Христовых; это место особого присутствия Божия и как бы трон Царя славы. Касаться престола, целовать его могут только диаконы, священники и епископы.

Видимым знаком того, что на св. престоле невидимо присутствует Господь, служат находящиеся на нем Евангелие и крест.

Смотря на эти священные предметы, мы воспоминаем небесного Учителя — Христа, приходившего спасти людей от вечной смерти жизнью Своею, смертью и воскресением Своим.

Еще на св. престоле находится антиминс. Слово это греческое, значит по-русски: вместопрестолие. Антиминс — это священный платок с изображением погребения Господа. Он всегда освящается архиереем и полагается на престоле в знак архиерейского благословения соверщать таинство причащения на престоле, на котором он находится.

В антиминс влагаются при освящении его архиереем частицы мощей святых мучеников в память того, что древние храмы в первые века христианства устроялись над мощами св. мучеников.

Антиминс раскладывается только во время обедни, когда соверщается таинство освящения св. даров. В конце литургии он складывается и завертывается в другой платок, называемый илитоном, напоминающим ту повязку, которая была на главе Спасителя, когда Он лежал во гробе.

На престоле видна дарохранительница — обычно в виде небольшого храма или гробницы. Ее назначение — хранить св. Дары, т. е. тело и кровь Христовы, для приобщения больных. Она напоминает гроб Господень.

С левой стороны от св. престола устраивают обычно в алтаре св. жертвенник, имеющий меньшее значение, чем св. престол. Он назначается для приготовления хлеба и вина к таинству причащения и напоминает вифлеемскую пещеру, месторождение Спасителя и гроб Господень.

За св. престолом, между ним и восточною стеною алтаря, место называется горним, или возвышенным местом, и означает место Господа и сидение Его одесную Бога Отца. В середине его никто не может сидеть или стоять, кроме архиерея, изображающего Самого Христа. Между св. престолом и царскими вратами могут проходить, и то только для священнодействия, лица освященные, как то: диаконы, священники, архиереи. Церковнослужители, тем более кто-либо из мирян, не могут ходить там в знак почтения к тому пути, по которому проходит в Своих св. Дарах Царь славы. Господь.

Алтарь отделяется от молитвенного храма иконостасом. В нем трое дверей, ведущих в алтарь. Средние называются — царскими вратами, потому что через них в св. Дарах приходит Царь славы и Господь господствующих. Средние врата достойны почтения больше других, потому что через них проносятся св. Дары и через них не позволяется входить простым людям, а только освященным.

На царских вратах изображается благовещение архангела св. Деве Марии, потому что со дня благовещения нам открыт вход в рай, потерянный людьми за грехи их. Еще на царских вратах изображаются св. евангелисты, потому что только благодаря евангелистам, этим свидетелям жизни Спасителя, мы знаем о Господе Иисусе Христе, о спасительности Его пришествия для наследования нами райской жизни.

Евангелист Матфей изображается с человеком ангелоподобным. Этим выражается отличительное свойство его Евангелия: именно евангелист Матфей благовествует в своем Евангелии преимущественно о воплощении и человечестве Иисуса Христа по происхождению от рода Давида и Авраама.

Евангелист Марк изображается со львом в знак того, что он начал свое Евангелие с повествования о жизни Предтечи Иоанна в пустыне, где, как известно, живут львы.

Евангелист Лука пищется с тельцом для напоминания также о начале его Евангелия, которое прежде всего повествует о священнике Захарии, родителе св. Предтечи, а обязанность священников ветхозаветных главным образом состояла в принесении в жертву тельцов, овец и проч.

Евангелист Иоанн изображается с орлом для означения того, что он силою Духа Божия, подобно орлу, парящему под небесами, возвысился своим духом, чтобы изобразить Божество Сына Божия, Которого жизнь на земле он описал наглядно и согласно с истиною.

Боковая дверь иконостаса с левой стороны царских врат называется северною, дверь с правой стороны тех же врат носит название южной двери. Иногда на них изображаются с орудиями своих страданий святые архидиаконы: Стефан, Лаврентий, потому что через эти двери имеют вход в алтарь диаконы. А иногда изображаются на северной и южной дверях ангелы и другие святые — с целью указать нам на молитвы св. угодников Божиих, при посредстве которых мы со временем удостоимся входа в райские селения.

Над царскими вратами по большей части бывает икона Тайной вечери для напоминания о той сионской горнице, где Господь установил таинство причащения, которое и доселе продолжается в св. алтарях наших храмов.

Иконостасом отделяется алтарь от второй части храма, где стоят все молящиеся. Иконостас со св. иконами напоминает христианам о райской жизни, к которой мы должны всеми силами души нашей стремиться, чтобы пребывать в Церкви небесной вместе с Господом, Богоматерью и всеми святыми. Примером своей жизни угодники Божий, во множестве изображенные на иконостасе, указуют нам путь в царство Божие.

Св. иконы, которым мы кланяемся, имеют происхождение самое древнее в Церкви. Первое изображение Господа, по преданию, вышло из Его собственных пречистых рук. Князь эдесский Авгарь был болен. Слыша о чудесах Спасителя и не имея возможности лично видеть Его, Авгарь пожелал иметь хотя образ Его; при этом князь был уверен, что от одного воззрения на лик Спасителя он получит исцеление. Живописец княжеский прибыл в Иудею и всемерно старался списать Божественное лицо Спасителя, но по причине блистающей светлости лица Иисусова не мог этого сделать. Тогда Господь позвал живописца, взял у него полотно, отер лицо Свое, и на полотне отобразился чудный, нерукотворный лик Господа. Праздник ради сей иконы установлен 16 августа (по старому стилю).

На всех иконах Спасителя в венцах Его пишутся три буквы: w, О, Н. Эти буквы греческие, означают, что Он — сущий, вечный. Со времени принесения веры Христовой из Греции в Россию христианская древность не меняла этих букв на славянские, конечно, из уважения к памяти и к той стране, от которой мы просвещены верою Христовою.

Есть предание, что иконы Божией Матери и апост Петра и Павла были написаны евангелистом Лукою. Когда была принесена к Богоматери ее первая икона, то Царице неба и земли угодно было сказать следующие утешительные слова: «С этим образом благодать и сила Сына Моего и Моя да будет».

Евангелисту Луке приписывается несколько икон Божией Матери, из которых более известны Смоленская и Владимирская.

На каждой иконе Божией Матери пишутся четыре буквы под титлами: mr. оу. Это греческие слова в сокращении: Митир Феу, и означают они по-русски: Матерь Божия. Мы кланяемся иконам не как Богу, но как св. изображениям Христа, Пресв. Богородицы и св. угодников. Честь икон переходит на того, кого она изображает. Кто поклоняется образу, тот поклоняется изображенному на нем. В знак особенного благоговения перед Богом, Богоматерью и св. угодниками Божиими, изображенными на св. иконах, они украшаются металлическими ризами, перед ними ставят чисто-восковые свечи, возжигается елей и воскуряется фимиам.

Горящая свеча и возжженный елей перед иконою обозначает нашу любовь к Господу, Пресв. Богородице и св. угодникам Божиим, изображенным на иконах. Каждение пред иконами, кроме благоговения, служит знаком возношения наших молитв к Богу и св. угодникам Его.

Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою! Так христианин молится Богу вместе со всею Церковью.

Возвышенное на несколько ступеней место перед клиросом называется солея. Амвон на солее устраивается против царских врат для возношения ектений и чтения св. Евангелия; здесь же произносятся поучения. Амвон напоминает камень гроба Господня и сидящего на камне ангела с проповедью о Воскресении Христа. На амвоне никто не стоит, кроме лиц, посвященных в священный сан.

Около клироса водружаются хоругви, которые означают победу христианства над идолопоклонством. Они стали принадлежностью каждого православного храма со времени царя римского, равноапостольного Константина, когда была объявлена христианская вера свободной от гонений.



© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008