О молитвах и песнопениях, общих всем службам, совершающимся в православных христианских храмах

Из книги "Закон Божий"

 

Головная страница сайта
Пасха. Все, что нужно знать о празднике Пасхи



Чаще всего мы слышим за богослужением ектеньи, произносимые диаканом или священником. Ектенья есть протяжно произносимое усердное моление Господу Богу о наших нуждах. Ектений четыре: великая, малая, сугубая и просительная.

Ектенья называется великою по многочисленности прощений, с которыми мы обращаемся к Господу Богу; каждое прошение оканчивается пением на клиросе: Господи помилуй.

Великая ектенья начинается словами: миром Господу помолимся. Этими словами священнослужитель приглашает верующих молиться Господу, помирившись со всеми, как повелевает Господь.

Следующие прошения этой ектеньи читаются так: о свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся, т. е. о мире с Богом, чего лишились мы вследствие тяжких грехов наших, которыми оскорбляем Его, Благодетеля и Отца нашего.

О мире всего мира, о благосостоянии святых Божиих церквей и соединение всех Господу помолимся; этими словами мы просим Бога, чтобы Он послал нам согласие, дружбу между собою, чтобы удалялись сор и вражды, которые противны Богу, чтобы никто не обижал церквей Божиих и чтобы все неправославные христиане, отделившиеся от православной Церкви, соединились с нею.

О святем храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в он (в этот) Господу помолимся. Здесь мы молимся о храме, в котором совершается богослужение; нужно помнить, что святая Церковь лишает своих молитв того, кто нескромно и невнимательно входит и стоит в храме Божием.

Грех человека не только удалил его от Бога, расстроив все способности души его, но и во всей окружающей природе оставил мрачные следы свои. Мы молимся в великой ектенье о благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных, о временах мирных, о плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, о избавлении нас от гнева и от всякой нужды.

При перечислении наших нужд мы призываем на помощь Богоматерь и всех святых и высказываем Богу нашу преданность Ему в таких словах: пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувшие, сами себе и друг друга, и весь живот наш (жизнь) Христу Богу предадим!

Ектенья заканчивается возгласом священника: яко подобает Тебе всякая слава и проч.

Малая ектенья начинается словами: паки (опять) и паки миром Господу помолимся и состоит из первого и последнего прошения великой ектеньи.

Сугубая ектенья начинается словами: рцем вси, т. е. скажем все, от всея души и от всего помышления нашего рцем. Что будем говорить, это дополняют поющие, именно: Господи помилуй!

Название сугубой присвоено этой ектенье потому, что после прошения священника или диакона поется три раза: Господи помилуй! Только после первых двух прошений Господи помилуй! поется по одному разу. Эта ектенья один раз за вечерней и однажды за утреней начинается с третьего прошения: помилуй нас. Боже! Последнее прошение с сугубой ектеньи читается так: еще молимся о плодоносящих и добродею-щих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебя великия и богатыя милости.

в первые времена христианства в церковь Божию к службам церковным приносили богомольцы разные всепомоществования и делили их между бедными людьми, заботились они и о храме Божием: это и были плодоносящие и добродеющие. Теперь усердствующие христиане могут творить и не меньшее добро чрез братства, попечительства, приюты, во многих местах устрояемые при храмах Божиих. Труждающиеся, поющие... это люди, которые заботятся о благолепии церковном своим трудом, а также внятным чтением и пением.

Еще есть ектенья просительная, названная так потому, что в ней большая часть прошений оканчивается словами: у Господа просим. Хор отвечает: подай, Господи! В сей ектенье мы просим: дне всего совершенна, Свята, мирна и безгрешна — ангела мирна (не грозного, подающего мир душам нашим), верна наставника (руководящего нас ко спасению), хранителя душ и телес наших, прощения и оставления грехов и прегрешений (падений, допущенных невнимательностью и рассеянностью нашею) наших, добрых и полезных душам нашим и мира мирови, прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, христианския кончины (принести истинное покаяние и причастившись св. таин) безболезненны (без тяжких страданий, с сохранением чувства самосознания и памяти), не постыдны (не позорной), мирны (свойственной благочестивым людям, которые с мирною совестью и покойным духом расстаются с этою жизнью) и доброго ответа на страшном судище Христове. После возгласа священник, обратившись к народу с благоговением, говорит: мир всем! Т.е. пусть будет мир и согласие между всеми людьми. Хор отвечает ему взаимным благожеланием, говоря: и духови твоему, т. е. душе твоей желаем того же.

Возглас диакона: главы ваша Господеви преклоните напоминает нам, что все верующие обязываются наклонить свои головы в знак покорности Богу. Священники в сие время молитвою, тайно читаемою, низводит на предстоящих благословение Божие от престола благодати; следовательно, кто не преклоняет своей главы пред Богом, тот лишается и благодати Его.

Если просительная ектенья читается в конце вечерни, то ее начало бывает со слов: исполним вечернюю молитву нашу Господеви, а если она произносится в конце утрени, то она начинается словами: исполним утреннюю молитву нашу Господеви.

На вечерне и утрене поются разные священные песни, называемые стихирами. Смотря по тому, в какое время службы поются стихиры, они называются стихирами на Господи воззвах или стихирами на стиховне, поемыми за вечерней после просительной ектеньи, если не бывает литии; еще стихиры называются хвалитными, которые обыкновенно поются предвеликим славословием.

Тропарь есть священная песнь, в кратких, но сильных чертах напоминающая нам или историю праздника, или жизнь и подвиги святого; поется за вечерней после Ныне отпущаеши, за утреней после Бог Господь и явися нам... и читается на часах после псалмов.

Кондак имеет одинаковое содержание с тропарем; читается после 6-й песни и на часах после молитвы Господней: Отче наш...

Прокимен. Так называется краткий стих из псалма, который поется на клиросах попеременно несколько раз, например: Господь воцарися, в лепоту облечеся (т. е. оделся в великолепие). Прокимен поется после Свете тихий и на утрене пред Евангелием, а на обедне пред чтением из книг апостольских.



© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008