Молитвы

Молитва за врагов

 

Головная страница сайта
Пасха. Все, что нужно знать о празднике Пасхи



С какою ревностью другие молятся о вреде врагам, с такою ревностью мы будем молиться и за врагов, и за своих братьев и непременно получим все полезное; потому что человеколюбив Подающий, и не столько мы желаем получить, сколько он желает подать. Итак, зная все это, хотя бы мы погрузились в крайнюю бездну нечестия, не будем и тогда отчаиваться в своем спасении, но будем приступать с благою надеждою, убедив самих себя, что мы непременно получим, чего просим, если станем просить с установленными им законами.

* * *

Многие к молитве присоединяют великое зло, повергаясь ниц, ударяя челом в землю, проливая горячие слезы, горько из глубины вздыхая, простирая руки и показывая всю ревность, употребляют эту горячность и усердие против собственного спасения. Они молят Бога не о своих грехах и просят не о прощении своих прегрешений, но всю эту ревность возбуждают в себе против врагов, делая то же, как если бы кто, изострив меч, не против неприятелей употребил это оружие, но поразил им собственную шею. Так и они возносят молитвы не об отпущении собственных грехов, а о наказании врагов; это и значит направлять меч против самих себя.

И это придумал лукавый, чтобы мы губили себя всеми способами, и нерадением и ревностью. Одни своею невнимательностью к молитвам оскорбляют Бога, показывая своей небрежностью неуважение к Нему; а другие, оказывая ревность, оказывают ее также против своего спасения. Такой-то, говорит диавол, небрежен: этого достаточно для меня, чтобы он не получил ничего; а этот ревностен и внимателен: что же делать? Я не могу уничтожить его ревности и произвести в нем небрежность; устрою же погибель его иначе. Как? Сделаю, чтобы он употребил ревность свою на беззаконие; таким образом он отойдет, не только не получив никакой пользы от своей ревности, но потерпев вред, больший происходящего от небрежности. Таковы козни диавола: одних он губит через небрежность, а других через саму ревность, когда она бывает не по заповедям.

Впрочем, нужно выслушать и самые слова такой молитвы, дабы видеть, что эти слова свойственны уму детскому и душе незрелой. Я стыжусь, намереваясь высказать их, но необходимо сказать, подражая этому неразумному языку.

Какие же это слова? Отомсти за меня, говорят, врагам моим; покажи им, что и у меня есть Бог. Не тогда, человек, узнают они, что у нас есть Бог, когда мы будем негодовать, гневаться и досадовать, но тогда, когда мы будем смиренными, тихими, кроткими и упражняться во всяком любомудрии. Так и Бог сказал: да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф. 5, 16).

Понимаешь ли, что молиться Богу о вреде врагам значит оскорблять Бога? Как, скажешь, оскорблять Бога? Так как Сам Он сказал: молитеся за враги ваша (Мф. 5, 44) и установил этот Божественный закон. Итак, когда ты просишь Законодателя нарушить собственные Его законы, молишь Его противоречить Самому Себе и Того, Кто запретил тебе молиться о вреде врагам, умоляешь, чтобы Он услышал тебя, молящегося о вреде врагам; то, поступая так, ты не молишься и не просишь, но оскорбляешь Законодателя и огорчаешь имеющего даровать тебе блага, происходящие от молитвы. Как же, скажи мне, может быть услышана твоя молитва, когда ты раздражаешь Того, Кто имеет услышать? Но твоя душа воспламеняется и восстает при воспоминании о вражде, твое сердце возмущается, и, вспоминая о нанесшем тебе обиду, ты не можешь утишить волнение мыслей? Противопоставь этой горячности воспоминание о своих грехах и страх будущего наказания. Вспомни, что ты сам много виноват перед Господом и за все это должен дать Ему отчет и этот ст рах могущественней этой страсти.

Вспомни во время молитвы о геенне, о наказании и мучении, и враг даже на мысль тебе не может прийти. Сокруши свой ум, смири душу воспоминанием о своих преступлениях, и гнев не в состоянии будет смущать тебя. Но в том и заключается причина всех зол, что грехи других мы исследуем с великой точностью, а свои пропускаем с великой небрежностью. А надобно было бы делать напротив: собственные грехи всегда иметь в памяти, а о чужих никогда не думать. Если мы будем так поступать, то и Бог будет к нам милостив и на ближних мы перестанем вечно гневаться и не будем иметь никогда никакого врага; если же когда и будем иметь, то немедленно прекратим вражду и получим скорое прощение собственных грехов. Подлинно, как тот, кто злопамятствует ближнему, не допускает, чтобы он сам был освобожден от наказания за собственные грехи; так чистый от гнева скоро будет чист и от своих грехов. Ибо, если мы, злые и раболепствующие гневу, по заповеди Божьей прощаем все грехи, сделанные против нас, то гораздо более Он, человеколюбив ый и благий и чистый от всякой страсти, простит наши префешения, чтобы за наше снисхождение к ближнему воздать нам прощением наших собственных грехов, которое да сподобимся получить все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.



© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008