Литургия

Из книги "Закон Божий"

 

Головная страница сайта
Пасха. Все, что нужно знать о празднике Пасхи



Литургия (или обедня) — такое богослужение, за которым совершается таинство св. причащения и приносится Господу Богу бескровная жертва за живых и умерших людей.

Таинство причащения было установлено Господом Иисусом Христом. Накануне Своих крестных страданий и смерти Господу было угодно совершить пасхальную вечерню вместе с 12 учениками Своими в Иерусалиме, на память о чудесном выходе евреев из Египта. Когда была совершена сия Пасха, Господь Иисус Христос взял пшеничный вскисший хлеб, благословил и, раздавая его ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Потом взял чашу с красным вином и, подавая ее ученикам, говорил: пиите от нея вси: сия есть кровь Моя новаго завета, еже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. После того Господь прибавил: сие творите в Мое воспоминание.

После вознесения Господа ученики и последователи Его в точности исполняли Его волю. Они проводили время в молитве, чтении Божественного Писания и причащения св. тела и крови Господних, или что то же, совершали литургию. Древнейший и первоначальный порядок литургии приписывают св. апостолу Иакову, первому архиерею иерусалимскому. До четвертого столетия по Рождеству Христову литургия совершалась, никем не записанная, но чин ее совершения передавался от епископа к епископу и от них пресвитерам, или свяшен-никам. В четвертом столетии св. Василий, архиепископ Кесарии Каппадокийский, за свою духовную мудрость и труды на пользу св. Церкви Христовой прозванный Великим, записал чин литургии, каким он дошел до апостолов. Так как молитвы в литургии Василия Великого, обыкновенно читаемые тайно в алтаре совершителем ее, продолжительны и вследствие этого и пение при сем было медленное, то св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, названный Златоустым за свое красноречие, заметив, что многие из хр истиан не выстаивают всей литургии, сократил эти молитвы, отчего литургия сделалась короче. Но литургия Василия Великого и литургия Иоанна Златоустого в сушестве своем не разнятся одна от другой. Св. Церковь, снисходя к немощам верующих, постановила в продолжение года совершать литургию Златоустову, а литургия Василия Великого совершается в те дни, когда нужна с нашей стороны усиленная молитва о помиловании нас. Так, эта последняя литургия совершается в 5 воскресных дней Великого Поста, кроме Вербного воскресения, в четверг и субботу Страстной седмицы, в рождественский и крещенский сочельники и на память св. Василия Великого, 1 января, при вступлении в новый год жизни.



© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008