Молитвы

Святитель Иоанн Златоуст о молитве

Когда наша молитва будет услышана

 

Головная страница сайта
Пасха. Все, что нужно знать о празднике Пасхи



Чтобы быть услышанным от Бога, это зависит от следующих условий: во-первых, если мы достойны получить просимое; во-вторых, если мы молимся согласно с законами Божьими; в-третьих, если молимся непрестанно; в-четвертых, если не просим ничего житейского; в-пятых, если просим полезного; в-шестых, если исполняем должное и со своей стороны. Таким образом многие были услышаны: Корни-лий был услышан за жизнь, сирофиникиян-ка — за постоянство в молитве, Соломон — за предмет прошения: занеже, сказано было ему, не просил еси богатства, ниже просил еси душ враг твоих (3 Цр. 3, 11), мытарь — за смирение, другие за другое.

Как от этого зависит — быть услышанным, так быть неуслышанным — зависит от противного тому, хотя бы молящиеся были праведники. Кто был праведнее Павла? Но когда он просил бесполезного, то не был услышан; о сем, — говорит он, — трикраты Господа молих, и рече ми: довлеет ти благодать Моя (2 Кор. 12, 8. 9). Кто также праведнее Моисея? Но и он не был услышан, и ему Господь сказал: довлеет ти (Втор. 3, 16); он просил о том, чтобы ему войти в землю обетованную; но это было бесполезно; посему Бог и не попустил ему. Кроме того, мы бываем не услышаны еще и по другой причине, именно когда, молясь, не оставляем грехов своих. На это указал Бог, когда сказал об иудеях Иеремии: ты же не молися о людях сих: еда не видиши, что сии творят (Иер. 7, 16)? Они, говорит, не отстают от нечестия, а ты просишь за них? Но я не услышу тебя. Также, когда мы просим чего-нибудь против врагов, тогда не только не бываем услышаны, но еше оскорбляем Бога. Молитва есть врачевство; и если мы не знаем, как должно пр иложить это врачевство, то не получаем от него никакой пользы.

* * *

Будем, возлюбленные, благодарить Бога и за чувственные блага, но еще гораздо более — за духовные. Этого хочет и Он, и ради сих-то благ дарует и те, привлекая и научая ими несовершенных, как людей еще сильно привязанных к миру. Впрочем, если они, получив сии блага, на них и останавливаются, то подвергаются осуждению и наказанию. Да не будет же с ними, убеждаю вас, ничего подобного, но блага духовные да будут предметом наших особенных забот. Почему? Потому что, когда есть блага духовные, не бывает никакого вреда от неимения благ телесных. Аесли нет их, то какая нам остается надежда, какое утешение? Посему о них всегда нужно молить Бога и их просить. О них молиться научил нас и Христос. И если мы вникаем в ту молитву, то не найдем в ней ничего плотского, но все духовное. Даже и то немногое чувственное, о чем мы просим в ней, становится от образа прошения духовным. Уже и одно наставление не просить ничего более, как только хлеба насущного, то есть ежедневного, было бы знаком ума духовного и любому д-ренного. Но смотри, что предшествует этому: да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли (Мф. 6, 10). Затем, сказав о чувственном. Он тотчас уклонился и опять перешел к учению духовному, говоря: остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим (Мф. 6, 12). Ничего не сказал о начальстве, ничего о богатстве, ничего о славе, ничего о власти, но все, что клонится к пользе души, включил в молитву — ничего земного, но все небесное. Итак, если нам заповедано воздерживаться от вещей житейских и настоящих, то как будем мы несчастны и жалки, если станем просить у Бога того, что он заповедовал нам отвергать, если и имеет то, дабы избавить нас от забот, а чего повелел просить, о том не будет иметь никакого попечения, или даже не будем и желать того! Подлинно это значит пустословить в молитве. Потому-то, хотя мы и молимся, но не получаем успеха. Как же люди злые, скажешь, богатеют? Как богатеют неправедные, преступные, хищники, лихоимцы? Не Бог дарует им это, нет. Но как же Бог попускает? Как попускал некогда и богачу, соблюдая его для большего наказания. Вот послушай, что сказано ему: чадо, восприял еси и благая твоя, и Лазарь злая: ныне же сей утешается, ты же страждеши (Лк. 16, 25). Итак, чтобы и нам не услышать этого гласа, нам, которые суетно и безрассудно проводим жизнь в роскоши и прилагаем грехи ко грехам, станем заботиться о приобретении истинного богатства и совершенного любомудрия. Через это мы получим обетованные блага.

* * *

Будем же и мы с усердием обращаться к Богу: научимся, как совершать такое обращение. Не нужно ни ходить в музеум, ни издерживать деньги, ни нанимать учителей, ораторов или софистов, ни тратить много времени, чтобы научиться такому собеседованию; но достаточно только захотеть — и это искусство приобретено. В этом судилище ты можешь говорить не только за себя самого, но и за многих других. И какая цель этого искусства собеседования? Возношение молитвы: нужно приступать к Богу с бодрственным умом, сокрушенною душой и с потоками слез, не просить ничего житейского, желать будущего, молить о духовном, не испрашивать зла врагам, ни в чем не злопамятствовать, исторгать из души своей все страсти и таким образом приступать с сердцем сокрушенным и смиренным, оказывать совершенную покорность, изрекая языком своим благословения, не быть причастным ничему порочному, не иметь ничего общего с общим врагом вселенной, т. е. диаволом. Ибо того, кто говорит с царем о других и в то же время имеет общение с его врагом, на казывают и внешние законы. Посему и ты, если хочешь говорить с Богом о себе и других, старайся особенно о том, чтобы не иметь ничего общего с общим врагом вселенной.



© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008