Воскресенье по Рождестве Христовом
* дата в скобках - по новому стилю
Декабрь (Январь)
Историко-экзегетическое описание праздника.
В первое
воскресенье после 25 декабря (а иногда в понедельник 26
декабря, — см. ниже) совершается память святых и праведных Иосифа,
Обручника Пресвятыя Девы Богородицы, Давида царя, и Иакова, брата Божия.
Святой праведный старец Иосиф происходил
из царского рода Давида (Мф. 1:6; Лук. 1:27). Св. Евангелист называет его
“праведным” (Мф. 1:18), а это название, по замечанию святого Иоанна Златоуста,
показывает, что обрученник Пресвятыя Девы “имел все добродетели.” Он жил в
Назарете и снискивал пропитание трудами рук своих, будучи древоделом, т. е. плотником.
Как человек строго благочестивый, вполне честный, тихий, кроткий, смиренный, скромный, искренний, миролюбивый,
внимательный к голосу своей совести и вещаниям свыше, Иосиф был вполне
достойным великой чести — быть ближайшим зрителем исполнения “великой тайны благочестия”
(1 Тим. 3:1б). Он был уже 80-летним старцем и, по свидетельству святого Епифания,
уже “много лет жил во вдовстве” (см. 19 июн. и 23 окт.), когда застигло его избрание
Промысла Божия быть хранителем девства Пресвятыя Девы Марии (см. 21 ноября). По
мнению некоторых, святой Иосиф скончался вскоре после посещения Иерусадима с
12-летним Иисусом Христом (Лук. 2:41-52), так как о нем после того в Евангелии не
упоминается.
Святой царь
Давид происходил из простого звания, был меньший из сынов Иессея, из колена Иудова,
и занимался пасением овец, но отличался редким умом, высоким мужеством,
непоколебимым терпением, великой кротостью, трогательной нежностью сердца,
строгим благочестием, имел глубокую веру в Бога и истинную любовь к Нему, живое
постоянное чувство соприсутствия невидимого Бога и всецелой зависимости от Его
руководительства, и оказался “муж по сердцу Божию” (Деян. 13:22), а потому и
был избран Богом на царство во Израиля.
Он
царствовал за тысячу лет до рождества Спасителя и был вторым царем Израильским.
Еще до воцарения своего, будучи юношей, он, когда вооружился против Израильтян
сильный народ Филистимский, вышел, с твердой уверенностью в помощи Божией, на
единоборство с Голиафом и одним ударом камня поразил этого Филистимского великана.
Прославленный за это своими соотечественниками, юный Давид с непоколебимым терпением,
кротостью и великодушием перенес разнообразные нападки и злоумышления Саула.
Сделавшись царем Израильским, Давид вел разнообразные войны с окрестными
народами, побеждал их, и в свое царствование распространил пределы своего
царства в весьма значительной мере. Иерусалим сделал он столицей государства,
перенес туда скинию свидения и решительно намерен был, вместо скинии, построить
неподвижный великолепный храм Господу. Но поелику объявлена была ему воля Божия,
что не он созиждет храм, а сын его (Соломон), то Давид только заготовлял все
необходимое для сооружения храма и заповедал сыну своему намерение и желание свое
привести в исполнение.
Он много сделал
для славы Божией и для благочестия народа. Богослужение в скинии он привел в
отличное устройство, определил число и порядок служащих, завел многочисленный
хор певцов и, сам вдохновенный Божиим Духом, сочинил много “псалмов,” или
песней, для употребления при Богослужении. За свое благочестие и праведность
он заслужил такую любовь и милость от Бога, что Бог подтвердил ему все обетования,
данные Аврааму, обещал ему незыблемость престола, благословение и умножение потомства
и возвестил ему, что от его потомства родится Избавитель мира (Пс. 71:17, 88:29,36;
Мф. 1:1; 20:31; 21:9; Лук. 1:32,33).
Хотя глубоко
поучительная жизнь царя Давида и была омрачена, по немощи человеческой природы,
тяжким падением (2 Цар. 11), но и в этом падении он преподал нам величайший
пример покаянного сокрушения и твердой веры в Бога (см. 50 пс.), давших ему
возможность и силу сбросить с себя бремя греховности и восстать для новой духовной
жизни. Живая и несокрушимая вера в Бога была отличительной чертой царя Давида.
Эта вера дала ему возможность с непоколебимой твердостью выдержать натиск различного
рода злоключений его многоиспытанной жизни, глубоко раскаяться в содеянном
грехе, смиренно предать себя карающей руке Божией, терпеливо перенести всё возмездия
за этот грех, восстать после своего падения выше, нежели каким он был, и явить
в себе высокий образец покаяния, кротости, терпения, упования и благочестия. И
“Господь отпустил Давиду грехи, и на веки вознес род его, и даровал ему завет
царственный, и престол славы во Израили” (Сир. 47:13).
Будучи
величайшим царем Израильским, неустрашимым вождем, искусным правителем, высоким
наставником и святым человеком, святой Давид был, вместе с тем, неподражаемым
поэтом и вдохновенным пророком. Он был основателем псалмопения, и его псалмы, в
которых он вдохновенно излил свои чувства веры и упования на Бога, благодарности
и славословия, радости и скорби, ликования и покаянного сокрушения, по силе и
нежности выражений, по возвышенности и пламенности религиозного чувства, не имеют
ничего себе подобного в книгах Ветхого Завета. Псалтирь святого царя Давида
служит неисчерпаемой сокровищницей высоких образцов молитв, молений, прошений,
благодарений Богу, целительных утешений для душ скорбящих, бедствующих, озлобляемых,
гонимых. Как Боговдохновенный пророк (Деян. 2:30), святой царь Давид в своих
псалмах изрек много ясных и сильных пророчеств:
Об Иисусе Христе
[64]
(см. Пс. 2:2; 40:10;
21:1,8,9,15,17,18,22; 62:22; 87:15,10).
О святом Иакове см. 23
октября.
В настоящую неделю
по Рождестве Христове святая Церковь совершает память святого Иосифа,
как Обручника и хранителя девства Пресвятыя Богородицы; воспоминается вместе с
этим и бегство его с Пресвятой Девой и новорожденным Мдаденцем Иисусом в
Египет (Мф. 2:13). Святой царь и пророк Давид воспоминается в настоящий день,
как родоначальник предков Господа Иисуса, по плоти, а святой Иаков, брат Господень,
потому, что он, по преданию, принимал участие в путешествии святого семейства в
Египет.
Молитвословия дня
Тропарь, гл.
2.
Благовествуй
Иосифе Давиду чудеса Богоотцу, Деву видел еси рождшую, с пастырьми славословил
еси, с волхвы поклонился еси, ангелом весть прием: моли Христа Бога спастися
душам нашим.
Кондак, гл.
8.
Веселия днесь
Давид исполняется Божественный, Иосиф же хваление со Иаковом
приносит: венец бο сродством Христовым приемше радуются, и неизреченно на
земли Рождшагося воспевают, и вопиют: Щедре спасай Тебе чтущия.
Αпостол: Гал.
1:11-19; 200 зач.
Евангелие: Мф. 2:13-23;
4 зач.
Богослужебные указания
Если неделя
по Рождестве Христове случится в числа от 26 по 31 декабря, то служба ее отправляется в эти дни; если же она
случится 1 января, то служба ее отправляется 26 декабря.
О чтении Апостола
и Евангелий в субботы и недели по Рождестве Христове и пред Богоявлением.
Если
Рождество Христово случится в воскресенье, то между ним и Богоявлением бывает одна
суббота (31 декабря) и воскресенье (1 января); тогда служба недели по Рождестве
Христове отправляется в понедельник 26 декабря, в таковой день на литургии и читаются
Апостол и Евангелие недели по Рождестве Христове; а в субботу 31
декабря, на отдание праздника, читаются два апостола и евангелия, прежде
субботы по Рождестве Христове, а затем субботы пред Богоявлением.
Если
Рождество Христово случится в понедельник, то между Рождеством Христовым и Богоявлением
тоже бывает одна суббота (30 декабря) и воскресенье (31 декабря); тогда 30
декабря читаются апостол и евангелие прежде субботе по Рождестве Христове,
потом субботе пред Богоявлением, а недели по Рождестве читаются 31 декабря, в
отдание праздника, воскресенья же пред Богоявлением читаются в понедельник 1
янвяря (см. 1 января).
Если
Рождество Христово случится во вторник, то до Богоявления бывают две субботы
(29 декабря и б января) и одно воскресенье (30 декабря); тогда суббота по Рождестве
Христове бывает 29 декабря, в каковой день читаются апостол и евангелие прежде
субботе по Рождестве Христове и потом младенцев, Христа ради избиенных от
Ирода; служба воскресенья по Рождестве Христове поется 30 декабря, как указано
на ряду; а воскресенье пред Богоявлением бывает 1 января (см. 1 января).
Если
Рождество Христово случится в среду, четверг, или пятницу, то до Богоявления бывают
две субботы (28 декабря и 4 января, 27 декабря и 3 января, 26 декабря и 2
января) и два воскресенья (29 декабря и 5 января, 28 декабря и 4 января, 27
декабря и 3 января); тогда в первую субботу и воскресенье читаются апостол и евангелие
субботы и воскресенья по Рождестве Христове, в во вторую субботу и воскресенье
читаются апостол и евангелие субботы и воскресенья пред Богоявлением.
Если
Рождество Христово случится в субботу, то до Богоявления бывают два воскресенья
(26 декабря и 2 января) и одна суббота (1 января); тогда служба воскресенья по
Рождестве Христове отправляется 26 декабря, как указано на ряду; в пятницу 31
декабря поется служба отдания праздника, как указано на ряду, только прокимен,
аллилуиа и причастен праздника, и апостол и евангелие
субботе по Рождестве Христове; апостол же и евангелие субботе
пред Богоявлением читаются 1 января (см. 1 января).
См. подробнее
в Уставе, — Если Рождество Христово: 1) в воскресенье, 2) в понедельник, 3) во вторник, 4) в среду, или
четверг или пятницу, 5) в субботу.
Примечания
[64] По учению святого
Василия Великого, “книга Псалмов объемлет в себе полезное из всех книг. Она пророчествует
о будущем, приводит на память события, дает законы для жизни, предлагает
правила для деятельности. Короче сказать, она есть общая сокровищница добрых учений
и тщательно отыскивает, что каждому на пользу. Она врачует и застарелые раны
души, и недавно уязвленному подает скорое исцедение, и болезненное восставляет,
и не поврежденное поддерживает; вообще же, сколько можно, истребляет страсти, какие
в жизни человеческой под разными видами господствуют над душами. И при сем
производит она в человеке какое-то тихое услаждение и удовольствие, которое делает
рассудок целомудренным. Дух Святой знал, что трудно вести род человеческий к
добродетели, и что, по склонности к удовольствию, мы не радеем о правом пути.
Итак, что же дезает? К учениям примешивает приятност
сладкопения, чтобы, вместе с усладительным и благозвучным для слуха, принимали
мы неприметным образом и то, что есть полезного в слове. Так и мудрые врачи,
давая пить горькое врачевство имеющим от него отвращение, нередко обмазывают
чашу медом. На сей-то конец изобретены для нас сии стройные песнопения псалмов,
чтобы и дети возрастом, или вообще не возмужавшие нравами, по-видимому, только
пели их, а в действительности обучали свои души.
Едва ли кто из простолюдинов, особливо нерадивых,
пойдет отсюда (т. е. из храма), удобно удержав в памяти апостольскую и
пророческую зановедь; а стихи из псалмов и в домах поют, и на торжищах
возглашают. И если бы кто, как зверь, рассвирепел от гнева, — как скоро
усладится слух его псалмом, пойдет прочь, немедленно укротив в себе свирепость
души сладкопением. Псалом — тишина душ, раздаятель мира; он утишает мятежные волнующиеся
помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержанность.
Псалом — посредник дружбы, единение между далекими, примирение враждующих. Ибо
кто может почитать еще врагом того, с кем возносил единый глас к Богу? Посему псалмопение
доставляет нам одно из величайших благ — любовь, изобретя совокупное пение вместо
узла к единению, и сводя людей в один согласный лик.
Псалом убежище от демонов, вступление под защиту
Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов,
безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам,
самое приличное убранство для жен. Псалом заселяет пустыни, уцеломудривает
торжища. Для нововступающиих — это начатки учения, для преспевающих — приращение
ведения, для совершенных — утверждение; это глас Церкви. Он делает празднества
светлыми; он производит печаль, яже по Бозе. Ибо псалом и из каменного сердца
вынуждает слезы. Псалом — занятие Ангелов, небесное сожительство, духовный фимиам.
Это — мудрое изобретение Учителя, устроившего, чтобы мы пели и вместе учились
полезному. От сего и уроки лучше напечатлеваются в душах. Ибо с принуждением выучиваемое
не остается в нас надолго; а что с удовольствием и приятностью принято, то в
душах укореняется тверже.
Чему
же научишься из псалмов? Не познаешь ли отсюда величие мужества, строгость
справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ
покаяния, меру терпения я всякое из благ, какое ни наименуешь? Здесь есть
совершенное богословие, предречение о пришествии Христовом во плоти, угроза
судов, надежда воскресения, страх наказания. обетование славы, откровения таинств.
Все, как бы в великой и общей сокровищнице, собрано в книге Псалмов.”
С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.
|