Русская Пасха / Russian Easter
Пасха - источник радости
 
   


Неподвижные (неперемещаемые) праздники


на головную страницу сайта





Воскресенье по Рождестве Христовом

* дата в скобках - по новому стилю

Декабрь (Январь)

 

Историко-экзегетическое описание праздника.

В первое воскресенье после 25 декабря (а иногда в понедельник 26 декабря, см. ниже) совершается память святых и праведных Иосифа, Обручника Пресвятыя Девы Богородицы, Давида царя, и Иакова, брата Божия.

Святой праведный старец Иосиф происходил из царского рода Давида (Мф. 1:6; Лук. 1:27). Св. Евангелист называет его “праведным” (Мф. 1:18), а это название, по замечанию святого Иоанна Златоуста, показывает, что обрученник Пресвятыя Девы “имел все добродетели.” Он жил в Назарете и снискивал пропитание трудами рук своих, будучи древоделом, т. е. плотником. Как человек строго благочестивый, вполне честный, тихий, кроткий, смиренный, скромный, искренний, миролюбивый, внимательный к голосу своей совести и вещаниям свыше, Иосиф был вполне достойным великой чести — быть ближайшим зрителем исполнения “великой тайны благочестия” (1 Тим. 3:1б). Он был уже 80-летним старцем и, по свидетельству святого Епифания, уже “много лет жил во вдовстве” (см. 19 июн. и 23 окт.), когда застигло его избрание Промысла Божия быть хранителем девства Пресвятыя Девы Марии (см. 21 ноября). По мнению некоторых, святой Иосиф скончался вскоре после посещения Иерусадима с 12-летним Иисусом Христом (Лук. 2:41-52), так как о нем после того в Евангелии не упоминается.

Святой царь Давид происходил из простого звания, был меньший из сынов Иессея, из колена Иудова, и занимался пасением овец, но отличался редким умом, высоким мужеством, непоколебимым терпением, великой кротостью, трогательной нежностью сердца, строгим благочестием, имел глубокую веру в Бога и истинную любовь к Нему, живое постоянное чувство соприсутствия невидимого Бога и всецелой зависимости от Его руководительства, и оказался “муж по сердцу Божию” (Деян. 13:22), а потому и был избран Богом на царство во Израиля.

Он царствовал за тысячу лет до рождества Спасителя и был вторым царем Израильским. Еще до воцарения своего, будучи юношей, он, когда вооружился против Израильтян сильный народ Филистимский, вышел, с твердой уверенностью в помощи Божией, на единоборство с Голиафом и одним ударом камня поразил этого Филистимского великана. Прославленный за это своими соотечественниками, юный Давид с непоколебимым терпением, кротостью и великодушием перенес разнообразные нападки и злоумышления Саула. Сделавшись царем Израильским, Давид вел разнообразные войны с окрестными народами, побеждал их, и в свое царствование распространил пределы своего царства в весьма значительной мере. Иерусалим сделал он столицей государства, перенес туда скинию свидения и решительно намерен был, вместо скинии, построить неподвижный великолепный храм Господу. Но поелику объявлена была ему воля Божия, что не он созиждет храм, а сын его (Соломон), то Давид только заготовлял все необходимое для сооружения храма и заповедал сыну своему намерение и желание свое привести в исполнение.

Он много сделал для славы Божией и для благочестия народа. Богослужение в скинии он привел в отличное устройство, определил число и порядок служащих, завел многочисленный хор певцов и, сам вдохновенный Божиим Духом, сочинил много “псалмов,” или песней, для употребления при Богослужении. За свое благочестие и праведность он заслужил такую любовь и милость от Бога, что Бог подтвердил ему все обетования, данные Аврааму, обещал ему незыблемость престола, благословение и умножение потомства и возвестил ему, что от его потомства родится Избавитель мира (Пс. 71:17, 88:29,36; Мф. 1:1; 20:31; 21:9; Лук. 1:32,33).

Хотя глубоко поучительная жизнь царя Давида и была омрачена, по немощи человеческой природы, тяжким падением (2 Цар. 11), но и в этом падении он преподал нам величайший пример покаянного сокрушения и твердой веры в Бога (см. 50 пс.), давших ему возможность и силу сбросить с себя бремя греховности и восстать для новой духовной жизни. Живая и несокрушимая вера в Бога была отличительной чертой царя Давида. Эта вера дала ему возможность с непоколебимой твердостью выдержать натиск различного рода злоключений его многоиспытанной жизни, глубоко раскаяться в содеянном грехе, смиренно предать себя карающей руке Божией, терпеливо перенести всё возмездия за этот грех, восстать после своего падения выше, нежели каким он был, и явить в себе высокий образец покаяния, кротости, терпения, упования и благочестия. И “Господь отпустил Давиду грехи, и на веки вознес род его, и даровал ему завет царственный, и престол славы во Израили” (Сир. 47:13).

Будучи величайшим царем Израильским, неустрашимым вождем, искусным правителем, высоким наставником и святым человеком, святой Давид был, вместе с тем, неподражаемым поэтом и вдохновенным пророком. Он был основателем псалмопения, и его псалмы, в которых он вдохновенно излил свои чувства веры и упования на Бога, благодарности и славословия, радости и скорби, ликования и покаянного сокрушения, по силе и нежности выражений, по возвышенности и пламенности религиозного чувства, не имеют ничего себе подобного в книгах Ветхого Завета. Псалтирь святого царя Давида служит неисчерпаемой сокровищницей высоких образцов молитв, молений, прошений, благодарений Богу, целительных утешений для душ скорбящих, бедствующих, озлобляемых, гонимых. Как Боговдохновенный пророк (Деян. 2:30), святой царь Давид в своих псалмах изрек много ясных и сильных пророчеств:

Об Иисусе Христе [64] (см. Пс. 2:2; 40:10; 21:1,8,9,15,17,18,22; 62:22; 87:15,10).

О святом Иакове см. 23 октября.

В настоящую неделю по Рождестве Христове святая Церковь совершает память святого Иосифа, как Обручника и хранителя девства Пресвятыя Богородицы; воспоминается вместе с этим и бегство его с Пресвятой Девой и новорожденным Мдаденцем Иисусом в Египет (Мф. 2:13). Святой царь и пророк Давид воспоминается в настоящий день, как родоначальник предков Господа Иисуса, по плоти, а святой Иаков, брат Господень, потому, что он, по преданию, принимал участие в путешествии святого семейства в Египет.

Молитвословия дня

Тропарь, гл. 2.

Благовествуй Иосифе Давиду чудеса Богоотцу, Деву видел еси рождшую, с пастырьми славословил еси, с волхвы поклонился еси, ангелом весть прием: моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, гл. 8.

Веселия днесь Давид исполняется Божественный, Иосиф же хваление со Иаковом приносит: венец бο сродством Христовым приемше радуются, и неизреченно на земли Рождшагося воспевают, и вопиют: Щедре спасай Тебе чтущия.

Αпостол: Гал. 1:11-19; 200 зач.

Евангелие: Мф. 2:13-23; 4 зач.

Богослужебные указания

Если неделя по Рождестве Христове случится в числа от 26 по 31 декабря, то служба ее отправляется в эти дни; если же она случится 1 января, то служба ее отправляется 26 декабря.

О чтении Апостола и Евангелий в субботы и недели по Рождестве Христове и пред Богоявлением.

Если Рождество Христово случится в воскресенье, то между ним и Богоявлением бывает одна суббота (31 декабря) и воскресенье (1 января); тогда служба недели по Рождестве Христове отправляется в понедельник 26 декабря, в таковой день на литургии и читаются Апостол и Евангелие недели по Рождестве Христове; а в субботу 31 декабря, на отдание праздника, читаются два апостола и евангелия, прежде субботы по Рождестве Христове, а затем субботы пред Богоявлением.

Если Рождество Христово случится в понедельник, то между Рождеством Христовым и Богоявлением тоже бывает одна суббота (30 декабря) и воскресенье (31 декабря); тогда 30 декабря читаются апостол и евангелие прежде субботе по Рождестве Христове, потом субботе пред Богоявлением, а недели по Рождестве читаются 31 декабря, в отдание праздника, воскресенья же пред Богоявлением читаются в понедельник 1 янвяря (см. 1 января).

Если Рождество Христово случится во вторник, то до Богоявления бывают две субботы (29 декабря и б января) и одно воскресенье (30 декабря); тогда суббота по Рождестве Христове бывает 29 декабря, в каковой день читаются апостол и евангелие прежде субботе по Рождестве Христове и потом младенцев, Христа ради избиенных от Ирода; служба воскресенья по Рождестве Христове поется 30 декабря, как указано на ряду; а воскресенье пред Богоявлением бывает 1 января (см. 1 января).

Если Рождество Христово случится в среду, четверг, или пятницу, то до Богоявления бывают две субботы (28 декабря и 4 января, 27 декабря и 3 января, 26 декабря и 2 января) и два воскресенья (29 декабря и 5 января, 28 декабря и 4 января, 27 декабря и 3 января); тогда в первую субботу и воскресенье читаются апостол и евангелие субботы и воскресенья по Рождестве Христове, в во вторую субботу и воскресенье читаются апостол и евангелие субботы и воскресенья пред Богоявлением.

Если Рождество Христово случится в субботу, то до Богоявления бывают два воскресенья (26 декабря и 2 января) и одна суббота (1 января); тогда служба воскресенья по Рождестве Христове отправляется 26 декабря, как указано на ряду; в пятницу 31 декабря поется служба отдания праздника, как указано на ряду, только прокимен, аллилуиа и причастен праздника, и апостол и евангелие субботе по Рождестве Христове; апостол же и евангелие субботе пред Богоявлением читаются 1 января (см. 1 января).

См. подробнее в Уставе, — Если Рождество Христово: 1) в воскресенье, 2) в понедельник, 3) во вторник, 4) в среду, или четверг или пятницу, 5) в субботу.

 

Примечания

[64] По учению святого Василия Великого, “книга Псалмов объемлет в себе полезное из всех книг. Она пророчествует о будущем, приводит на память события, дает законы для жизни, предлагает правила для деятельности. Короче сказать, она есть общая сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, что каждому на пользу. Она врачует и застарелые раны души, и недавно уязвленному подает скорое исцедение, и болезненное восставляет, и не поврежденное поддерживает; вообще же, сколько можно, истребляет страсти, какие в жизни человеческой под разными видами господствуют над душами. И при сем производит она в человеке какое-то тихое услаждение и удовольствие, которое делает рассудок целомудренным. Дух Святой знал, что трудно вести род человеческий к добродетели, и что, по склонности к удовольствию, мы не радеем о правом пути.

Итак, что же дезает? К учениям примешивает приятност сладкопения, чтобы, вместе с усладительным и благозвучным для слуха, принимали мы неприметным образом и то, что есть полезного в слове. Так и мудрые врачи, давая пить горькое врачевство имеющим от него отвращение, нередко обмазывают чашу медом. На сей-то конец изобретены для нас сии стройные песнопения псалмов, чтобы и дети возрастом, или вообще не возмужавшие нравами, по-видимому, только пели их, а в действительности обучали свои души.

Едва ли кто из простолюдинов, особливо нерадивых, пойдет отсюда (т. е. из храма), удобно удержав в памяти апостольскую и пророческую зановедь; а стихи из псалмов и в домах поют, и на торжищах возглашают. И если бы кто, как зверь, рассвирепел от гнева, — как скоро усладится слух его псалмом, пойдет прочь, немедленно укротив в себе свирепость души сладкопением. Псалом — тишина душ, раздаятель мира; он утишает мятежные волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержанность. Псалом — посредник дружбы, единение между далекими, примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагом того, с кем возносил единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ — любовь, изобретя совокупное пение вместо узла к единению, и сводя людей в один согласный лик.

Псалом убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен. Псалом заселяет пустыни, уцеломудривает торжища. Для нововступающиих — это начатки учения, для преспевающих — приращение ведения, для совершенных — утверждение; это глас Церкви. Он делает празднества светлыми; он производит печаль, яже по Бозе. Ибо псалом и из каменного сердца вынуждает слезы. Псалом — занятие Ангелов, небесное сожительство, духовный фимиам. Это — мудрое изобретение Учителя, устроившего, чтобы мы пели и вместе учились полезному. От сего и уроки лучше напечатлеваются в душах. Ибо с принуждением выучиваемое не остается в нас надолго; а что с удовольствием и приятностью принято, то в душах укореняется тверже.

Чему же научишься из псалмов? Не познаешь ли отсюда величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, меру терпения я всякое из благ, какое ни наименуешь? Здесь есть совершенное богословие, предречение о пришествии Христовом во плоти, угроза судов, надежда воскресения, страх наказания. обетование славы, откровения таинств. Все, как бы в великой и общей сокровищнице, собрано в книге Псалмов.”


С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.



© Copyright PASKHA.net, 2001-2008