Русская Пасха / Russian Easter
Пасха - источник радости
 
   


Неподвижные (неперемещаемые) праздники


на головную страницу сайта





Предпраздненство Рождества Христова
Навечерие Рождества Христова

* дата в скобках - по новому стилю

Декабрь (Январь). 24 декабря (6 января)

 

Историко-экзегетическое содержание дня.

Из церковных песнопений этого дня. “Се время приближися спасения нашего, готовися вертепе, Дева приближается родити.” “Радуйся, Яже Жизнь рождшая миру Дево Богородице, от Духа Святого, всех на избавление;” “песньми лик ангельский ныне почитает Тебе светлую и неискусомужную Матерь, радуяся ликует рождеством Твоим Пречистая; радуйся надежда православных, радуйся предстательство Тебе поющих.” “Приближается и приходит ныне Господь, ждание языков и спасение мира: уготови вертеп граде Вифлееме, и с волхвы пастырие текуще приспейте.” “Грядет воссияти свет невечерний, сущим прежде помраченным и бедствующим.” “Радуйся вся земля, се Христос приближается в Вифлееме раждаяся: море возвеселися, пророческий сонм взыграй, сбытие зря днесь твоих словес, и вси радуйтеся праведнии.” “Страннообразне Христос во своя приходит: устраним себе грехов, и Сего приимем в кротких душах обитающаго.”

Святой преподобномученицы Евгении; по М. В. С. и Х. Μ.: и святых двух евнухов ее мученников Прота и Иакинфа и матери ее Клавдии, пострадавших за Христа в Риме при императоре Галлиене, около 262 г. Девица Евгения, римлянка, была дочерью Египетского епарха (правителя) Филиппа, жившего в Александрии и покровительствовавшего христианам “совершеннаго ради их жития и любомудрия.”

Она была “зело остроумна и в учении прилежна, вся удобно уразумеваше, и елика единощи слыша или прочте, та помняше добре, аки бы на дщицах медяных написана, в сердце своем имущи.” Обладая красотой, Евгения вместе с тем отличалась “целомудренною мыслию и девическою чистотою.” Один из самых знатных и родовитых юношей усиленно искал ее руки, но она на предложение своих родителей о замужестве с ним отвечала: “мужа избрати подобает благонравна паче, нежели благородна, с ним бо, а не с родом его жити.” Искали и иные “родом, славою и богатством светлые юноши” руки Евгении, но она, “чистоту любящи, супружества же бегающи,” всем отказывала, решившись навсегда “в девстве чисто пребывати.”

Случайно прочитав однажды книгу посланий святого апостола Павла, мудрая дева из них познала истину учения Христова. Впоследствии она тайно удалилась с 2 слугами — Протом и Иакинфом из родительского дома в один из монастырей, переменив свою одежду на мужскую, и просила бывшего в этом монастыре епископа Елия просветить их святым крещением. В чудесном видении было открыто епископу, что Евгении девица, и он ей “повеле в мужестем пребыти образе, понеже никтоже о тайне той знаяше,” всех троих их крестил и постриг в иночество. Родители Евгении, несмотря на все свои старания, не могли открыть местопребывания своей дочери. Они “неутешными рыданьми” днем и ночью о ней плакали, “часте имя ея призывающе и пепелом посыпающе главу, падающе же на землю от изнеможения и сердечныя болезни.”

Между тем святая Евгения, живя в монастыре, преуспевала в иноческих подвигах. “Слово ея бе смиренно, любезно, кротко и немногоглаголиво, исполнено Божия страха и пользы.” Прежде всех она приходила в церковь и после всех уходила. Всем она была “на созидание: скорбящего утешаше, сорадовашеся же радующемуся, гневающагося и ярящагося единем укрощаше словом, горделивого же образом смиренного жития своего” делала смиренным. За такую святую жизнь Господь сподобил ее дара исцелений. Святые Прот и Иакинф, подражая своей бывшей госпоже, также преуспевали в добродетельной жизни.

Прошло 3 года, и скончался игумен монастыря. По единодушной и неотступной просьбе братии и повинуясь “Христову повелению,” святая Евгения вынуждена была принять на себя начальствование над монастырем. Она была высоким образцом для иноков, “непрестанно на всю братию труждающися, воду носящи, дрова секущи, всех келлии очищающи и всем служащи со многим усердием,” неопустительно посещая все службы церковные и живя сама в привратнической келье. Впоследствии святая Евгения, будучи оклеветана в нарушении целомудрия, приведена была на суд к своему отцу и здесь открыла ему тайну своего бегства, чем и обратила ко Христу отца и мать Клавдию. Отец ее впоследствии сделан был епископом и скончался мученически. После кончины своего отца святая Евгения вместе с матерью и слугами переселилась в Рим и здесь обратила ко Христу многих знатных девиц и убеждала их навсегда оставаться девственницами. Во время гонения императора Галлиена, святая Евгения за веру во Христа, вместе со святыми Протом и Иакинфом, была усечена мечом. Тот же мученический венец получила святая Клавдия и благородная девица Василла, уверовавшая во Христа. Мощи всех их почивают в Риме. В церковной службе, посвященной мученице Евгении, упоминается и мученица Василла, а имена остальных мучеников не встречаются.

Навечерие Рождества Христова

Празднику Рождества Христова, как и Крещению, предшествует навечерие, свидетельствующее об особой важности наступающего торжества.

Издревле в Церкви православной в навечерие совершаются часы, называемые царскими (см. о них во II отд.). Царские часы начинаются и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое, как бы в значение того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда, во мраке вертепа, но сияет всем языкам. Перед чтением Евангелия на каждом часе бывает каждение. Этим воскурением фимиама вспоминаются ливан и смирна, принесенные с Востока волхвами новорожденному Царю Иудейскому. На часах 1, 3, 6 и 9 Святая Церковь воспоминает пророчества и события, относящиеся до Рождества Спасителя по плоти, — новорожденного Царя Иудейского, потомка Давидова. С чтением пророчеств святая Церковь соединяет на часах глаголы апостола Павла и евангелистов, свидетельствуя ими об исполнении пророчеств.

(На 1-м часе: во псалмах 44 и 45 вещаются пророчества о Божестве и вечном царстве Спасителя, Который “красен добротою паче сынов человеческих,” Который есть сильный и вечный Царь правды, Господь, и Сей “Господь сил с нами, Заступник наш Бог Иаковль;” В паремии 1-го часа содержится пророчество Михея о Вифлееме, как о месте рождения вечного Царя правды и мира; в Апостоле говорится о несравненном величии и превосходстве Сына Божия пред Ангелами; Евангелие повествует о зачатии и рождении Иисуса Христа от Духа Свята и Марии Девы.

На 3-м часе: во псалмах 66 в 86 содержится пророчественная песнь Давида о грядущем спасениви всех народов и служении Богу истинному и о будущей славе Сиона; в паремии словами пророка Иеремии (см. 28 сент.) вещается, что Спаситель есть “Бог наш,” Который “на земли явися и с человеки поживе;” Апостол вещает об усыновлении нашем Богу “верою о Христе Иисусе;” Евангелие благовествует о путешествии Иосифа и Марии, по случаю народной переписи, из Назарета в Вифлеем и о преестественном здесь рождении Спасителя.

На 6-м часе: псалмы 71 и 131 содержат пророчества о принесении даров и поклоненин народов Спасителю, как Богу; в паремии возвещается пророчество Исаии о Пречистой Деве, Матери Еммануила; в Апостоле содержится прославдение божественной вечной славы Спасителя, как Сына Божия; Евангелие благовествует о поклонении волхвов новорожденному Царю Иудейскому.

На 9-м часе: во псалмах 109, 110 и 85 возвещается пророчество Давида о Божестве, вечном священстве и царстве Иисуса Христа; в паремии читается пророчество Исаии также о Божестве, вечном царстве и пророческом и священническом служении Спасителя; в Апостоле читается об истинном вочеловечении Спасителя, а в Евангелии — об удалении в Египет и о возвращении в Назарет Иосифа и Девы Марии с Иисусом Христом.)

Священные чтения сопровождаются торжественными песнопениями, изъясняющими чтения. Обычай совершать перед праздником Рождества Христова навечерие — несомненно древний. По намерению Святой Церкви, канун Рождества Христова есть день усиленного приготовления к достойному сретению праздника Рождества Христова. “Приидите, вернии, взывает в песнопениях этого дня Cвятая Церковь, возведемся божественне, и видим схождение божественное свыше, в Вифлееме к нам явление: и умом очистившеся житие принесем добродетели;” “потщимся спешно приити в Вифлеем на поклонение с волхвы, плоды изряднейших деяний носяще яко дары.” [50]

Для более достойного приготовления к сретению Великого Праздника, Святая Церковь в этот день, именуемый сочельником, усиливает предшествующий 40-дневный пост и в самый день навечерия предписываем наиболее строгое пощение. [51] Воспрещая вкушение рыбы, Святая Церковь только вечером, по окончании службы, предписывает вкушение “кутьи с медом” (см. 5 января с.с.), чем напоминается древний обычай, когда оглашенные, намереваясь креститься в праздник Рождества Христова, готовились к таинству постом и после крещения вкушал мед — символ сладости духовных даров. [52]

Молитвословия дня

Πредпраздненству по плоти Рождества, Тропарь, гл. 4.

Написовашеся иногда со старцем Иосифом, яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи бессеменное рождение: наста же время рождества, и место ни едино же бе обиталищу: но якоже красная палата, вертеп царица показашеся; Христос рождается прежде падший воскресити образ.

Царские часы.

1) Паремия: Мих. 5:2-4; Апостол: Евр. 1:1-12; 303 зач. Евангелие: Мф. 1:18-25; 2 зач.

3) Паремия: Варуха (ср. 28 сентября с.с.) 3:36-38; 4:1-4; Апостол: Гал. 3:23-29; 208 зач. Евангелие: Лук. 2:1-20; 5 зач.

6) Паремия: Ис. 7:10-16; 8:1-4; 8-10; Апостол: Евр. 1:10-14; 2:1-3; 304 зач. Евангелие: Мф. 2:1-12; 3 зач.

9) Паремия: Ис. 9:6-7; Апостол: Евр. 2:11-18; 306 зач. Евангелие: Мф. 2:13-23; 4 зач.

Вечерня.

Паремия: 1) Быт. 1:1-13; 2) Числ. 24:2-3; 5-9; 17-18; 3) Мих. 4:6-7; 5:2-4: 4) Ис. 11:2-10. 5) Вар. 3:36-38; 6) Дан. 2:35-36; 44-45. 7) Исх. 9:6-8; 8) Исх. 7:10-16. 8:1-4,8-10;

Литургия.

Апостол: Евр. 1:1-12; 303 зач. Евангелие: Лук. 2:1-20; 5 зач.

На вечерне, совершаемой отдельно от литургии (в субботу или воскресенье): Апостол: Гал. 3:15-22; 207 зач.

Евангелие: Мф. 13:31-36; 53 зач.

Вместо 53 зач. от Матфея, назначение которого для чтения на этой вечерне считается ошибочным (см. подр. Хр. Чтен., 1879, V-VI), некоторыми предлагается читать 5-е зач. от Луки, положенное на литургии в навечерие, а на этой же литургии читать: в субботу — 53 зач. от Матфея, а в воскресенье — 1-е от Матвея (см. Дух. Вест. 1895, 51-62; Пособие, 538 стр.).

Богослужебные указания

На повечерии в этот день поется канон, ирмосы которого имеют сходство в некоторых выражениях с ирмосами Великой субботы: Волною морскою (см. б января с.с.)

На навечерие.

Утром (в 8 часов) в навечерие, если оно случится в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу, совершаются царские часы (причем не читаются положенные в конце их: Символ Веры, “Буди имя Господне” и “Благословлю Господа;” а непосредственно после молитвы “Всесвятая Троице,” следует: “Премудрость,” “Достойно есть,” “Пресвятая Богородице,” “Честнейшую,” “Слава Тебе, Христе,” “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно и во веки веков. Аминь” “Господи, помилуй,” 3-жды, “Благослови,” и отпуст дня); после полудня (в 1-м часу по полудни) совершается вечерня в соединении с литургией святого Василия Великого.

На этой вечерне (о начале ее см. в Уст.) “стихология (кафизмы) не бывает, но по ектении (и возгласе) абие поем: Господи воззвах к Тебе, на глас 2; иерей же творит проскомидию; таже диакон кадит храм по обычаю; ликове же поют стихиры праздника;” в свое время “бывает вход со Евангелием;” после чтения паремий, (чем и заканчивается вечерня) произносятся малая ектения и возглас: “Яко свят еси... ныне и присно,” обычным на литургии порядком возглашается и поется: “Господи, спаси благочестивыя,” и “по ряду божественная литургия Великого Василия.”

На вечерне читается 8 паремий.

1-я паремия повествует о сотворении мира и тем внушает нам, что новорожденный Царь Иудейский Иисус Христос есть Тот, “Им же вся быша;”

2-я паремия возвещает пророчество Валаама о славе и могуществе царства Христова;

3-я паремия содержит пророчество Михея, что Христос “воцарится в горе Сионстей отныне и до века, выйдет из Вифлеема, еже быти в князя во Израиля, исходи же Его из начала от дней века.” После этих паремий открываются царския врата, и чтец возглашает тропарь: “Тайно родился еси в вертепе, но небо Тя проповеда, якоже уста, звезду предлагая Спасе, си волхвы Ти приведе верою покланяющияся Тебе: с ними же помилуй нас;” потом чтец произносит особые стихи из Священного Писания, а певцы поют конечные слова тропаря “си волхвы Ти приведе..”; по возглашении чтецом: “И ныне,” и пении певцами конца тропаря, глаголет чтец весь тропарь, и поет сам конец его.

4-я паремия вещает словами пророка Исаии о благодатном мире в царстве Христовом, в котором “пастися будут вкупе волк со агнцем, и рысь почиет с козлищем;”

5-я паремия — та же, что на 3-м часе;

6-я паремия содержит пророческое видение Даниида о царстве Христовом, которое “во веки не истлеет.”

После этой 6-й паремии чтец (при открытых царских вратах) возглашает тропарь “Воссиял еси Христе от Девы, разумное Солнце правды, и звезда Тя показа в вертепе вмещающася Невместимаго; волхвы наставил еси на поклонение Твое, с нимиже Тя величаем: Жизнодавче, слава Тебе;” затем следует в том же порядке, как и после 3-й паремии, произнесение особых стихов из Священного Писания и пение конечных слов этого тропаря (“волхвы наставил еси…”).

7-я паремия — та же, что на 9-м,

8-я паремия — та же, что на 6-м часах.

Если навечерие случится в субботу или воскресенье, то в день навечерия обычным порядном и в обычное время совершается литургия святого Иоанна Златоуста, а литургия святого Василия Великого совершается в самый праздник; царские же часы в таком случае переносятся уже на предшествующую пятницу (причем на них в свое время читается Символ Веры, “Буди имя Господне,” “ Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно и во веки веков. Аминь” и псалом: “Благословлю Господа,” а затем следует “Достойно есть” и проч., как сказано выше).

В 1-м часу по полудни отдельно от литургии совершается великая вечерня; на ней полагается первая кафизма (если будет суббота, то вся кафизма, в если —воскресенье, то только 1-й антифон); “Трисвятое” на этой вечерне не поется по той причине, что после вечерни литургия уже не совершается (как в подобном случае и объяснено в Уставе на 6 января: “Трисвятое же не поем, занеже не совершается божественная литургия”); по той же причине оставляется и “Господи спаси благочестивыя;” но бывает по паремиях ектения малая и по возгласе прокимен,” затем — Апостол и Евангелие; “посем ектении Рцем вси, таже (после возгласа: “Яко милостив”) Сподоби, Господи, и (ектению) Исполним вечернюю, и (после молитвы главопреклонения с обычными предшествующими ей возглашениями) возглас (“Буди держава” и “Аминь”), и посем (т. е. непосредственно после этого возгласа) диакон глаголет: Премудрость, лик, Благослови; и прочая по обычаю, и отпуст.” Вообще служба в навечерие Рождества (за исключением бываемого в Крещение водоосвящения) совершается по тому же образцу, как и в Крещение (так как в древности Рождество Христово, как увидим ниже, праздновалось вместе с Крещением).

А потому все сказанное по отношению к навечерию Крещения о совершении царских часов, вечерни и литургии имеет одинаковое значение и по отношению н навечерию Рождества Христова (там, же см. о сочевнике и о выражении Устава: “пост не бывает”). В навечерие, если оно случится в субботу или воскресенье, после отпуста вечерни, а если навечерие будет в прочие дни седмицы, то после отпуста литургии — поставляется свещник среди церкви; клирики же, ставши оба лика вместе, поют тропарь: “Рождество Твое, Христе Боже,” потом — “Слава и ныне” и кондак: “Дева днесь.” “И входим в трапезу, и едим варение со елеем, рыбы же не едим; вино же пием, благодаряще Бога.” Если навечерие случится в субботу или воскресенье, тогда “входим в трапезу, и ядим совершенно (т. в. утоляешь голод); рыбы же не ядим, но со древяномаслием, и сочиво обварено, или кутью с медом; испиваем же и вина во славу Божию; в неимущих странах пием пиво.”

Маркова глава в Типиконе и Минее.

Если случится воскресный день перед Рождеством Христовым 24 декабря.

 

Примечания

[50] Святой Амвросий Медиоланский так учит о приготовлении к достойной встрече праздника: “Встречая день Рождества Христова, очистим себя, братия, от всякой скверны грехов, наполним сокровищницы Его различными дарами, дабы в тот святой день было чем утешить странников, облегчить скорби вдовиц и одеть нищих.” “Потщимся явиться пред Господом искусными в вере, облеченными милосердием, благоустроенными в образе нашей жизни. Кто искреннее любит Христа, пусть светлее украсит себя соблюдением Его заповедей, дабы Он видел, что мы истинно в Него веруем, являясь в таком великолепии во время торжества Его и тем больше бы радовался, чем более зрел бы в нас чистоты духовной. Уцеломудрим же заранее сердца наши, очистим совесть, освятим дух и в чистоте и непорочности станем свстречать пришествие всесвятого Господа, кабы день рождения Того, Кто родился от Пречистой Девы, празднуем был непорочными Его рабами. Кто ж является в оный день нечистым и оскверненным, тот не чтит рождества Христова, — тот хотя телом и присутствует при торжестве Господнем, но духом своим далек от Спасителя. Ибо нечистый не может иметь общения со Святым, скупой с Милосердным, растленный с Девственным, и если он, недостойный, вступает в такое общение, то тем большее причиняете оскорбление, потому что не знает самого себя. Желая казаться усердным, он на самом деле является дерзким, как тот, упоминаемый в Евангелии человек, который, будучи зван на брачный пир, осмелился войти в собрание святых, не одевшись в брачную одежду.”

[51] Московским митрополитом Филаретом, относительно усиленного поста в навечерие Рождества Христова были высказаны следующие соображения.

Образец поста пред Рождеством Христовым есть пост перед Пасхой. Образец сочельника Рождества есть Великая суббота. Протяженный пост Великой субботы, купно с Великой пятницей, есть точное исполнение слов Господних: “когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. (Мр. 2:20). Притом протяженный пост предпраздничного дня полезен для того, чтобы вступить в духовное торжество праздника в воскрылении духа, а не в тягости плоти. По сей последней причине, день перед Рождеством Христовым устроен по дню Великой субботы, тем более кстати, что в оба дня, во древния времена., многие были крещаемы, и для них благопотребны была прилежная молитва и пост Церкви общий; да и богослужение, распространенное таинством крещения, так пополняло дни, что время принятия пищи посему приходилось в вечер. Наши предки, чтобы продолжить пост сочельника и тогда, когда богослужеяие окончилось довольно рано, благочестиво вспомнили звевду — благовестницу Рождества Христова, и изрекли правило — не вкушать пищи до появления звезды. (Собр. мн. и отз. VΙΙ т., 136 стр.).

[52] Среди русского народа издавна существует благочестивый обычай на рождественский сочельник поститься до позднего вечера, — до появления звезды (к каковому времени и заканчиваются службы навечерия), когда приступают к рождественской вечери. В Великороссии эта вечеря, согласно с Уставом Святой Церкви, обыкновенно, носит скромный характера. Но в Малороссии на этой вечери принято обильно угощаться, и от этого обильного угощения рождественский сочельник в Малороссии, обыкновенно, называется богатой кутьей. Кроме кутьи (вареные в меду или сахаре рисовые или другия зерна), необходимою принадлежностью этого угощения бывает “узвар” (взвар), т. е. сушеные сливы, груши, вишни, яблоки и другие плоды, сваренные вместе в воде. Перед началом трапезы зажигаются лампадка и восковые свечи, читаются молитвы, стол убирается сеном или соломой, и затем все семейство обильно принимается угощаться. По мнению некоторых, вкушением указанных блюд имеется в виду символически выразить рождение (взвар обыкновенно варится по поводу рождения дитяти) и смерть Спасителя (кутья бывает при похоронах); соломой же и сеном имеют в виду напомнить место рождения Спасителя и ясли, в которых Он был положен по рождении. После вечери крестники идут к крестным отцам и матерям, поздравляют их с праздником, несут кутью, пироги и получают сами угощение, а вдобавок и деньги. Если почему-либо в селе нет крестного отца или матери, то крестники приходят к их родственникам с поздравлениями. В Подолии накануне Рождества тоже бывает обильный семейный ужин, причем по установившемуся обычаю разносятся священнику и почетным лицам в подарок по три хлеба, рыба и пшеничная кутья, с присоединением иногда живой курицы.

В древности к сочельнику у наших предков приурочивалось языческое цразднование коляды, о чем в Стоглаве говорится так: “в навечерии Рождества Христова сходятся мужы и жены и девицы на ночное плещевание я безчинный говор, и на бесовские песни, и на плясания и скакания, и на богомерзкие дела,” По мнению некоторых. от этого языческого празднования коляды ведет свое начало современный обычай колядования, которое в некоторых местах России бывает в течение всех святок. Будучи первоначально, вследствие тесной связи с языческим праздником, “богомерзким делом,” колядование с течением времени мало-помалу утрачивало свой языческий характер, а когда память об языческом празднике коляды утратилась в народе, распевавшияся народом в честь праздника песни совершенно вышли из употребления и заменились новыми, составленными в строго-христианском духе. На юго-западе, во время латино-польского владычества, защитники православия придавали особенное значение рождественским духовным песням, и порядок колядования находился в заведывании церковных братств, а выручка от этого пения целиком поступала в братский сундук. Это способствовало утверждению и широкому распространению обычая колядования. Еще свежо в памяти, когда питомцы наших духовно-учебных заведений, будущие служителя Церкви, имели у себя рукописные сборники рождественских духовных песен (из так называемого “Богогласника”) и распевали эти песни в праздник Рождества Христова. В настоящее время там, где продолжает существовать обычай кодядования, в большинстве случаев он утратил свой редигиозно-церковный характер и в него вошло много не благопристойного я оскорбительного для христианского чувства. Вслед за песнью религиозного характера можно услышать шутовские каламбуры и непристойные мирские песни; легко видеть грязные сцены в картины; слышать безобразный крик и гам, да и в сами песни, прославляющие Рождество Христово, вошло много грубых искажений.

В иных местах в течение рождественских праздников вошло в обычай ходить по домам с звездой и вертепом. Звезду делают из бичейки, оклеенной желтой и промасленной бумагой; на одной стороне изображен Богомдаденец, а с другой поклонение пред Ним пастырей, или волхвов; весь круг звезды окаймлен бахромой из желтой бумаги и обведен вырезанными наподобие лучей бумажками; звезду обыкновенно вносят в дом я поют разные стихи в честь Рождества Христова. Вертеп — это нечто в роде подвижного театра марионеток, назначением которого собственно служит представление истории Рождества Христова, поклонения пастырей и волхвов и избиения вифлеемских детей. Но, обыкновенно, в этих представлениях много смеси библейского с вульгарным: по сцене вдруг ни с того, ни с сего промчится, шипя и изгибаясь, страшный змей, тут же олицетворяется бегство в Египет Божией Матери с Младенцем Иисусом и Иосифом Обручником; на ряду с избиением младенцев Иродом выступает танцующий медведь и т. п. Само собой разумеется, что пастырь Церкви, в приходе которого, в той или другой форме, существует обычай колядования, должен, так сказать, облагородить его, дабы этот обычай на самом деле служил прославлению Христа и сделался приличным обычаем песенного повдравления с христианским праздником. Для этого пастырь должен запретить и вывести из употребления все то, что неприлично христианскому празднику и оскорбляет святость праздника. Надо внушить колядующим, чтобы они держали себя благопристойно и чтобы не позволяли себе грубого шутовства и грязного цинизма; следует убеждать все собранные приношения употреблять на помощь неимущим, на украшения храмов и на свои насущные потребности, а не на пустые забавы и разгул; необходимо воспретить пение мирских песен, а также давать позволение петь и духовные песни только тем, которые поют правильно, чтобы не было уродливого искажения этих песен. Между прочим, “Холмское православное братство” (в 1882 г.) собрало набожные песни, живущие в устах южно-руссов в Холмщине. Галичине и Литовском крае, напечатало их с приложением напева музыки, причем песням на Рождество Христово в этом издании принадлежит главное место, каковое принадлежало им и в древнем “Богогласнике;” есть сборники и единичных радетелей этого дела, в которых также имеются песни на Рождество: “Духовные песнопения” о. Хрисанфа Саковича и “Лепта” основателя Алтайской миссии, архимандрита Макария.


С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.



© Copyright PASKHA.net, 2001-2008