Русская Пасха / Russian Easter
Пасха - источник радости
 
   


Неподвижные (неперемещаемые) праздники


на головную страницу сайта





Предпраздненство Рождества Христова

* дата в скобках - по новому стилю

Декабрь (Январь). 21 декабря (3 января)

 

Историко-экзегетическое содержание дня.

“Чудо преславное зрится днесь: Спаситель бо наш в вертепе плотию от Девы нас родитися ныне тщится;” “Сионе, торжествуй,”” “Иерусалиме веселися,” “тварь предпразднствуй, радостно величающи таковая преславная на земли Соделавшаго”: “Приидите земнороднии согласно Деву Богородицу Марию да воспоем непрестанно;” “радости исполнитеся вся концы: Богородица бо родити приближается Царя всяческих.” “Предпраздненствуенныя вернин рождества песни приидите принесем вси: грядет уже Христос в Вифлеем родитися, спасти вселенную, яко един Человеколюбец;” “Сего ныне предпраздновати рождество потщимся правостию мысли днесь,” “изливающе яко миро слезы, нас ради Христу раждающемуся плотию, имиже скверны очистим, Пречистому чисте приходяще.”

Святой мученицы Иулиании, в Никомидии; по X. М.: и с ней 500 мужей и 130 жен. Святая Иулиания, дочь богатых родителей, еще в детстве была обручена с одним вельможей. Уверовав во Христа и не сумев склонить к тому же своего жениха-язычника, святая Иулиания отказалась сочетаться с ним браком и была подвергнута за веру во Христа жестоким мучениям, после которых и была усечена в г. Никомидии, в 304 г. Видя твердость мученицы в страданиях, уверовали во Христа 500 мужей и 130 жен, которые были за это все посечены мечем. Мощи святой Иулиании ныне в Неаполе.

Преставление иже во святых отца нашего Петра, митрополита всея России. Он родился на Волыни и с детства был воспитываем родителями в страхе Божием. Будучи 12-ти лет, святой Петр, движимый любовью к подвижничеству, принял иночество и скоро явил собой образ высокой добродетели и благочестия, за что и поставлен был, в зрелом возрасте, в пресвитера. Любимым занятием его было чтение святой Библии и писание икон и, по свидетельству его древнего жития, он был “иконник чуден.” [48] После многолетних подвигов, святой Петр основал на реке Рате Спасскую обитель, в которой сам был настоятелем (ныне село Дворцы). В сане игумена своего монастыря святой Петр так прославился своею жизнью, что стал известен князю и вельможам и вообще всей своей стране. Он всегда был добр и незлобив, считая себя самым последним из всех; каждого поучал с кротостью, усердно подавал милостыню, никогда не отпуская без помощи просящего нищего и странника; поэтому всеми он был почитаем, и все принимали от него слово наставления.

В 1308 г. святой Петр поставлен был митрополитом Киевским и всея России. В 1309 г. он поселился во Владимире на Клязьме. Святитель много потрудился над устроением благочестия в своей обширной пастве: он сам объезжал епархии, наставляя народ в вере и святой жизни, строил храмы, примирял враждовавших между собою князей, сам ездил в Орду ходатайствовать за духовенство перед ханом и проч. В 1325 г. святой Петр перенес свою кафедру в Москву, что много содействовало возвышению этого, тогда еще незначительного, города и объединение около него всей Руси.

По желанию и совету святого Петра Московским князем Иоанном Даниловичем был воздвигнут в Москве Успенский собор. [49] Положив основание этому знаменитому собору и провидев свое отшествие в мир горний, святой Петр сам своими руками устроил себе близ жертвенника созидаемого собора гробницу и мирно скончался в 1326 г. По поставлению его на Киевскую митрополию он называется митрополитом Киевским (см. 24 августа с.с.), а по его месту жительства и кончины в Москве — Московским (см. 5 октября с.с.).

Прославленный еще при жизни даром прозорливости, святой Петр по кончине прославился многочисленными чудесами и исцелениями, и вскоре нетленные мощи его были открыты (в 1339 г.). При них в Успенском соборе удельные князья целовали крест в верности великому князю Московскому; здесь же были избираемы и нарекаемы русские святители. Святая Церковь в своих песнопениях воспевает святого Петра, как “небесных чинов радование, и на земли архиереев похвалу, священников славу, монашествующих правило и Церкве утверждение,” “нищих утешение, вдов и сирот предстателя и земли Российстей великое защищение.” См. 24 августа с.с. и 5 октября с.с.

Молитвословия дня

Препраздненству Рождества, Тропарь, гл. 4.

Готовися Вифлееме, отверзися всем Едеме, красуйся Евфрато: яко древо живота в вертепе процвете от Девы: рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный сад: от негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем; Христос раждается прежде падший восставити образ.

Кондак, гл. 2.

В Вифлееме зряще пеленами повиваемого, всю землю держаща рукою Своею, предпразднственныя песни Рождшей Сего приносим: матерски бо веселится держащи в недриех Сына Божия.

Святой мученице Иулиании, Кондак, гл. 3.

Девства добротами преочищена девице, и мучения венцы Иулиание ныне венчавшися, давши сущим в нуждах и недузех исцеление и спасете приступающими к раце твоей: Божественную бо благодать Христос источает, и жизнь вечную.

Святителю Петру, митрополиту всея России, Тропарь, гл. 4.

Яже прежде безплодная земле ныне веселися: се бо Христос светильника в тебе показа, яве сияюща в мире, и исцелевающа недуги и болезни наша; сего ради ликуй и веселися со дерзновением: святитель бо есть Вышняго сия соделоваяй.

Другой тропарь, гл. 8.

Ликуй светло благославнейший граде Москва, имеяй в себе архиерея Петра яко зарю солнца, всю Россию чудодеянии озаряюща; той бо немощи врачует, и недуги яко тьму прогонит от вопиющих ему: радуйся иерарше Бога Вышняго, тобою сия пастве твоей соделовающаго.

Кондак, гл. 8.

Взбранному и дивному нашея земли чудотворцу, днесь любовию к тебе притекаем, песнь Богоносе плетуще, яко имея дерзновение ко Господу, многообразных избави нас обстояний, да зовем ти: радуйся утверждение граду нашему.

Паремия, и проч. См. 24 августа с.с..

Богослужебные указания

См. Если празднуется праздник святителя Петра (см. ниже), поем канон святой Иулиании на повечерии, вкупе с трипеснцем, и последи стихиры ее.

См. Если случится Петра митрополита в воскресенье пред Рождеством Христовым.

При совпадении этих праздников, на малой вечерне, “по Трисвятом,” и на утрени, “на Бог Господь,” положено по 4 тропаря: воскресный, отцев, святого и предпразднства.

 

Примечания

[48] В Московского Успенском соборе доныне хранятся свидетельствующая об иконописном искусстве и святой жизни Московского митрополита Петра две, написанные им и прославившиеся чудотворениями, иконы Богоматери: Ее Успение и другая, написанная им во время его жизни на Волыни, по его имени, называющаяся Петровской. См. еще 21 мая.

[49] Просвещенный благодатью святой Петр провидел великое значение Москвы для русского народа. Убеждая Московского князя Иоанна Даниловича воздвигнуть Успенский собор, святитель предвещал будущее величие Москвы, говоря, что “город этот славен будет” и что “взыдут руки его на врагов его, и Бог в нем прославится.” Действительно, Москва из малоизвестного города обратилась в знаменитую столицу, из деревянной — в белокаменную и златоглавую. Как обитель православия, колыбель единодержавия и средоточие русской народности, она спасла веру и отечество среди кровавых и огненных испытаний, совместив в себе все то, чем достопамятно для нас прошедшее, чем свято настоящее и отрадно будущее; она, по справедливости, заслужила имя “матери” и “сердца России,” а также и “царелюбивого града.” Как некогда от Византии вся почти Греция называлась Византией, от Рима вся римская империя — Римом, так и от Москвы, как города всей русской земли, всю Великую Россию наименовали Московией.


С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.



© Copyright PASKHA.net, 2001-2008