Русская Пасха / Russian Easter
Пасха - источник радости
 
   


Неподвижные (неперемещаемые) праздники


на головную страницу сайта





Предпраздненство Рождества Христова

* дата в скобках - по новому стилю

Декабрь (Январь). 20 декабря (2 января)

 

Историко-экзегетическое содержание дня.

Из церковных песнопений этого дня. “Готовися Вифлееме, отверзеся всем Едеме, красуйся Евфрато,” “услышите горы и холмы, и окрестные страны Иудейския,” “и древа дубравныя, реки и моря и всякое дыхание в веселии взыграйте:” “се бо Сын и Слово Бога и Отца приходит родитися от Отроковицы неискусомужныя.” “Предпразднуем людие Христово рождество и, вознесше ум к Вифлеему, вознесемся мыслию, и усмотрим Деву душевными очесы, идущую родити в вертепе всех Господа.” “Лености сон от нас отложим, и душевным бодрством рождающегося от Отроковицы чистыя Христа срящим.” “Скверну всю страстную отринувше, достойно пришествие Христово разумом восприимем целомудрым,” “в дусе да смиримся, яко да Раждаемого высотворными делы возвысим.”

Святого священномученика Игнатия Богоносца (патриарха Антиохийского). “Светильник пресветлейший церкве,” “столп терпения и правило мужества и веры утверждение,” он был учеником святого апостола Иоанна Богослова и вторым (после святого Евода) епископом Антиохийским (см. 7 сентября с.с. — 30 сентября н.с.). Своей паствой он управлял 40 лет, являя собой пример высокодобродетельной жизни. Он первый установил в церкви антифонное пение. Во время гонения Домициана, святой пастырь “кормилом молитвы и поста, неутомимостью в учении, ревностью духа противодействовал волнению, чтобы не потонул кто-либо из малодушных или неопытных,” и со своей стороны высказывал полную готовность принять мученический венец. Это его желание, к его искренней радости, скоро исполнилось. При Траяне святой Игнатий был за исповедание и распространение веры Христовой в оковах отведен в Рим, где на потеху язычников отдан был на растерзание зверям в Колизее, в 107 г. По пути в Рим, святой Игнатий написал 7 посланий. Богоносцем он называется потому, что в детстве, по преданию, был взят на руки Самим Иисусом Христом, а также и потому, что он так привык питать сердце свое воспоминанием сладкого имени Иисуса Христа, что это глубокое душевное впечатление чувственным образом отпечатлелось в телесном органе, и когда, после мученической кончины его, рассечено было его сердце, в нем усмотрели буквенно изображенное имя Иисуса Христа. См. 29 января с.с.

Молитвословия дня

Препраздненству Рождества, Тропарь, гл. 4.

Готовися Вифлееме, отверзися всем Едеме, красуйся Евфрато: яко древо живота в вертепе процвете от Девы: рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный сад: от негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем; Христос раждается прежде падший восставити образ.

Кондак, гл. 3.

Дюва днесь Превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно: ликуй вселенная услышавши, прослави со ангелы и пастырьми хотящаго явитися Отроча младо Превечного Бога.

Святому Игнатию Богоносцу, Кондак, гл. 3.

Светлых подвиг твоих светоносный день, предпроповедует всем в вертепе Рожденного: Сего бо жаждая от любве насладитися, потщался еси от зверей снеден быти; сего ради и Богоносец нареклся еси Игнатие всемудре.

Апостол: Евр. 4:14-16. 5:1-6; 311 зач.

Евангелие: Мар. 9:33-41; 41 зач.

Богослужебные указания

См. Если случится Предпраздненство Рождества Христова в субботу.

См. На повечерии поем трипеснец (подр. см. в Уст. 20 декабря). Тогда поем канон и ирмосы и на прочих повечериях в предпразднства Рождества Христова.

Припеваем на трипеснце: Слава Тебе Боже наш, слава Тебе. Ведомо же буди и сие: яко на повечериях в предпразднства Рождества Христова, на трипеснцах и канонах, на 8-й песни поем: Хвалим, благословим, и поем ирмос 8-й песни, оба лика вкупе, и поклон.

По Достойне и по Отче наш, кондак предпразднства: Дева днесь.

Ведомо же и сие да будет: от 20 декабря до 14 января с.с. (от 2 января до 27 января н.с.), до отдания праздника святых Богоявлений, Октоих поется, кроме одних воскресных дней, в них поется воскресная служба. Полиелея не поют, кроме великого святого.

На утрени стихословим по две кафизмы. На вечерни кафизма рядовая.

Седальны глаголются предпразднства и попразднства. Не поется же и междучасие, и канон Богородицы на повечерии.

На утрени, на Бог Господь, тропарь предпразднства дважды, Слава Отцу и Сыну и святому Духу — святого, И ныне и присно и во веки веков — предпразднства. И обычная кафизма, и седальны предпразднства и чтение.

Канона два: предпразднства, с ирмосом на 3 часе, глас 1-й, и святого на 6 часе, глас тот же.

От нынешнего же дня Господеви поем в песнех не глаголем, пока отдается праздник святых Богоявлений.

Маркова глава в Типиконе и Минее.

Если случится неделя святых отец в предпразднстве внутрь 20 дне, то есть в 20, в 21, в 22, в 23 день.

См.

“О предпразднстве Христова Рождества ведати подобает: от 20 дне начинается Предпраздненство. Пост убо есть, поклоны же в церкви не бывают,” т. е. с этого времени великие поклоны (см. 14 ноября с.с. — 27 ноября н.с.) прекращаются.

 

Примечания

[47] Извне при Иерусалимском храме были крутом 30 каменных храмин, отделенные одна от другой, пространных и красивых; на них были храмины другие, а на других третьи (в виде этажей); так что всех было 90 храмин, со всяким к жительству угодьем. В этих храминах были помещения для различных лиц: особо жили девы, до времени посвященные на службы Богу; особо жили вдовицы, обещавшие Богу хранить чистоту свою до кончины своей; особо пребывали мужи, называемые назореямн, по образу иноков жительствовавшие безсупружно. Были там и другие храмины во упокоение странникам и пришельцам, издалека приходящим в храм на поклонение. Все они служили Господу в храме и имели пропитание свое от церковных имений. Пресвятая Отроковица Мария была поселена при Иерусалимском храме в помещении, где обитали девы.


С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.



© Copyright PASKHA.net, 2001-2008