Русская Пасха / Russian Easter
Пасха - источник радости
 
   


Неподвижные (неперемещаемые) праздники


на головную страницу сайта





Вход в храм Пресвятой Богородицы

* дата в скобках - по новому стилю

Ноябрь (Декабрь). 21 ноября (4 декабря)

 

Историко-экзегетическое описание праздника.

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, родители ее, верные обету, данному ими Господу посвятить Ему рожденное дитя (см. 9 сентября с.с.), в сопровождении “добродетельми благоукрашенных” отроковиц “со свещами в руках” и в сопровождении своих родственников и знакомых, “с веселием” торжественно ввели Пречистую Дщерь свою во храм Иерусалимский “воспитатися божественною благодатию” пред Господом.

Хотя Пресвятая Дева, по выражению церковных песнопений, в то время еще “трилетствовала телом,” но Она уже “многолетствовала духом,” хотя еще “младенчествовала плотию,” но Она уже была “совершенна душою.” Она взирала на храм Господень, как на райскую обитель славы Божией, как на вожделеннейшее место пристанища, которого жаждала душа Ёе больше дома родительского, а потому Она и вошла в храм торжествующей и радующейся. Святая Дева поставлена была на первую ступень храма и к удивлению всех, никем не поддерживаемая, будучи окрыляема духом любви к Богу, вошла твердо по пятнадцати ступеням храма. Ангелы Божии невидимо окружали Ее и служили Ей. Объятый священным восторгом, первосвященник Захария (см. 5 сентября с.с.), “благословив, прият” Святую Отроковицу и “с веселием сию, яко Божие жилище,” по особенному откровению Божию, ввел во Святая Святых, куда входил только первосвященник и при том однажды в год. Это поразило недоумеиием не только всех присутствовавших при этом торжестве, но даже и “ангели вхождение Пречистыя зряще удивишася: како Дева со славою вниде во Святая святых.”

Оставив свою Дщерь при храме, святые Иоаким и Анна возвратились в свой дом, радуясь и благодаря Бога, сподобившего их исполнить данный ими обет. Святая Отроковица, поселившись при храме, проводила все время в молитве, чтении Слова Божия и богомыслии. Занималась Она и свойственным Ее полу рукоделием, любя особенно приготовлять священные одежды для служивших в храме; по мере возраста Своего исполняла Она и другие работы при храме; служила нищим, увечным и недужным, которым, как говорит преданиe, отдавала и всю Свою пищу, Сама питаясь хлебом, “преславне с небесе,” приносимым ангелами, и “беседующи” с ними.

Живя при храме и посвящая все время благочестивым занятиям, Пресвятая Дева привыкла непрестанно быть душой и телом, умом и сердцем, мыслию и желанием пред всепроницающим всеведением Господа Бога и в Его вседержавной воле, воспитав в Себе живую и крепкую веру слову Господню, пламенную любовь к Господу и ближним, всесовершенную преданность воле Божией, глубочайшее смирение и кротость, неисповедимое терпение и послушание слову Господню. “Преспеваше мудростию и благодатию,” Она Своими высокими душевными качествами превосходила всех Своих сверстниц, “представляя Собою, как учит святой Иоанн Дамаскин, образец жизни лучшей и чистейшей в сравнении с прочими.” В ранних годах жизни лишившись Своих родителей (см. 9 сентября с.с.), Она, с утратою их, еще более всей душой, всеми желаниями Своего чистого сердца предалась единому Богу и единственно в Нем искала Себе отрады и утешения.

Вместе с возрастанием и укреплением Ее духом, возрастало и подвижничество Ее жития, с трудолюбием умножались Ея богомыслие и молитва, и восходила Она от силы в силу, возрастали в Ней и дары Святого Духа. Ее “всю освяти Дух Всесвятый, внутрь храма пребывающу, и питаему пищею небесною,” “яко да будет Владыки всех божественный престол и палата, и одр, и светозарное обиталище,” и “жилище прежде век от Отца нетленно Рождшаго, во спасение душ наших.” Как бы соревнуя в чистоте Своим небесным собеседникам и в предведении Своего великого предназначения, Она твердо решилась пребыть навсегда Девой и, достигши совершеннолетия, Сама Себя уневестила Богу, давши священный обет всегдашнего девства. Она первая в мире стала девою, ибо в Ветхом завете до Нее не было еще примера, чтобы девица оставалась навсегда незамужней и предпочла девство супружеству.

Когда наступило время для Пресвятой Девы, по существовавшему тогда обычаю, оставить святое жилище Своего благочестивого воспитания и подобно прочим девицам вступить в брак, Она, “душевныя чистоты имущи доброту,” объявила первосвященнику и священникам о Своем обете и по их совету и согласию, для хранения девства, имея в то время 11 лет от Своего рождения, была обручена родственнику Своему, 80-летнему святому и праведному Иосифу, в дом которого, бывший в Назарете, и переселилась из храма.

В дальнейшей Своей жизни Пресвятая Дева Мария, по свидетельству святого Амвросия Медиоланскаго, “была Девою не только плотию, но и духом, в сердце — смиренна, в словах — богомудренна, в глаголании — не скора, в беседах — целомудренна, никого не обидела, всем желала добра, не гнушалась убогого, никому не посмеялась; вид Ее был образом внутреннего совершенства; все дни Свои Она обратила в пост; сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые; из дому выходила только в церковь, и то в сопутствии родных; впрочем, Она хотя и являлась вне дома в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама: другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама.”

В церковных песнопениях нынешнего дня Пресвятая Дева “благочестно восхваляется,” как “Дева пречистая” “честнейшая и славнейшая горних воинств,” “пророков проповедание, апостолов слава, и мучеников похвала, и всех земнородных обиовление,” “чертог Божия Слова,” “обиталище Всецаря,” “Матерь Божия,” “наша слава и спасете.” Призывая в нынешний “радостный день,”” “соборы верных” к этому восхвалению Пресвятой Девы, святая Церковь вместе с тем в настоящий “всечестный праздник” примером святых Иоакима и Анны поучает нас выполнению благочестивых обетов, а глубоко назидательным примером воспитания Пресвятой Девы уясняет нам наши обязанности к детям — необходимости как можно ранее и чаще водить их в храм Божий, приучать их к неопустительному совершению домашних молитв, поучать их в законе Господнем, свойственным их возрасту занятиями развивать в них любовь к ближним и трудолюбие, внушать им повиновение церковным уставам, пробуждать и укреплять в них дух благочестия и страха Божия. [47]

Молитвословия дня

Начало установления этого праздника Введения во храм Приснодевы Марии с достоверной точностью — неизвестно. Указание на существование этого праздника в IV в. находят в беседах святого Григория Нисского. В IX в. Григорием Никомидийским составлены были стихиры, который поются и поныне в этот праздник.

Тропарь, гл. 4.

Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божием ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает; Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак, гл. 4.

Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают ангелы Божии: Сия есть селение небесное.

Величание.

Beличаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтем еже в храм Господень вхождение Твое.

Паремия.

1) Исх. 40:1-5, 9-10, 16, 34-35;

2) 8 Цар. 8:1, 3-7, 9-11;

3) Иезек. 48:27, 44:1-4;

Утреннее Евангелие. см. 26 марта с.с.; Евр. 9:1-7; 320 зач.

Евангелие Лк. 10:38-42; 11:27-28; 54 зач.

Богослужебные указания

Праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы дванадесятый. “Ведомо буди, яко празднуется праздник сей 5 дней” (а считая и Предпраздненство, — шесть дней).

На утрене, по 50 псалме, вместо “Молитвами Богородицы,” на “Слава” — “Днесь храм одушевленный,” на “И ныне” — тоже, затем: “Помилуй мя Боже” и праздничная стихира.

На литургии, вместо “Достойно,” поется с припевом ирмос праздника (см. выше, 8 сентября — праздник Рождества Пресвятой Богородицы).

Маркова глава в Типиконе и Минее.

Если случится праздник Введения в воскресный день.

Если случится праздник Введения в воскресный день и святый празднуется на 4 или на 6.

См.

От 21 ноября до 1 января (ср. 22 сентября) катавасия: Христос рождается.


С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.



© Copyright PASKHA.net, 2001-2008