Русская Пасха / Russian Easter
Пасха - источник радости
 
   


Неподвижные (неперемещаемые) праздники


на головную страницу сайта





Покров
(Покров Пресвятой Богородицы)

* дата в скобках - по новому стилю

Октябрь. 1 октября (14 октября)

 

Историко-экзегетическое описание праздника.

По общепринятому мнению, праздник этот установлен в воспоминание видения святым Андреем (см. о нем 2 окт. (15 окт.) Богоматери, покрывавшей Своим омофором христиан во Влахернском храме в Царьграде.

В житии святого Андрея так говорится об этом чудесном видении: “некогда во время совершения всенощного славословия в храме во Влахернах (где хранилась риза Богоматери с омофором, т. е. большим головным покрывалом, и частью пояса, — см. 2 июл. [43] и 31 авг. [44] ) пришел туда блаженный Андрей. Был там и Епифаний (знатный юноша, ученик святого Андрея, по мнению некоторых, впоследствии Константинопольский патриарх, — (или Полиевкт, или Антоний III, но вернее первый) и один из его слуг. По обычаю своему святой Андрей стоял, как доставало сил: иногда до полуночи, иногда до утра. В четвертый час ночи блаженный видит своими очами величественную жену, идущую от царских врат (царскими вратами у греков назывались главные входные двери в храм) с величественной свитой, из коей честный Предтеча и сын Громов (Иоанн Богослов) [45] поддерживали ее своими руками, а многие святые в белых одеждах предшествовали ей, иные последовали, поя гимны и духовные песни.

(Очень интересное пояснение — в нынешних описаниях Богородица шествует по воздуху, и не указано направление ее перемещения, и молится не у амвона — прим. ред.)

Когда она приблизилась к амвону, преподобный, подойдя к Епифанию, сказал: “видишь ли Госпожу и Царицу мира?” — “Вижу, отец мой духовный,” отвечал тот. И когда смотрели, Она, преклонив Свои колена, молилась долгое время, обливая слезами Свое боговидное и пречистое лицо. Окончив здесь молитву, Она подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, Она сняла с Себя блиставшее подобно молнии великое и чудесное покрывало, которым покрывала Свою голову и, держа его с великой торжественностью Своими пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Достойные эти мужи (Андрей и Епифаний) долгое время смотрели на это распростертое над народом покрывало и блиставшую на подобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Ее сделалось и оно невидимо. Но, взяв его с Собой, Она оставила благодать бывшим там.”

В службе этого дня Святая Церковь, восхваляя Пресвятую Богородицу, как “церкве чудное украшение,” “верным царем пособие на бранех и воином соблюдение” “и всему миру предивный покров” и моля Ее покрыть нас “омофором милости” Своей “от нахождения противных, от глада же и труса и междоусобныя брани,” взывает к Ней: “Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы, и со священномученики, и со архиереи, за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшия.” [46]

Молитвословия дня

Тропарь, гл. 4.

Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим Богомати пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом, и избави нас от всякого зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего, спасти души наша.

Кондак, гл. 5.

Дева днесь предстоит в церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангелы со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бο ради молит Богородица Превечного Бога.

Молитва.

О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебноблагодарственное пение сие от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовью поклоняющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помилованы быти, аще не Ты, умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей: услыши нас молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судьям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание: всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя: рассеянныя собери, заблудшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостивого Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя, и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земного пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего: преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо ecu, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты по Бозе наша надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Русский текст молитвы.

О, Пресвятая Дева, Мать Господа вышних сил, небес и земли Царица, города и страны наших всемощная Заступница! Приими хвалебноблагодарственное пение это от нас недостойных рабов Твоих, и вознеси молитвы наши ко престолу Бога, Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и ниспошлет благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовью поклоняющимся чудотворному образу Твоему. Никогда не сможем достойными быть от Него помилованными, если Ты не умилостивишь Его о нас, Владычица, так как всем Твоим прошениям Он внемлет. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненной и скорой Заступнице нашей: услышь нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога, Сына Твоего пастырям нашим ревность и бдение о душах, градоправителям мудрость и силу, судьям правду и нелицеприятие, наставникам разум и смиренномудрие, супругам любовь и согласие, чадам послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание: всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды.

О, Госпожа Пресвятая, умилосердись к немощным людям Твоим: рассеянных собери, заблудших на путь правый наставь, старость поддержи, юных уцеломудри, младенцев воспитай, и согрей всех нас заботой милостивого Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховной, и просвети сердечные очи наши ко зрению спасения. Милостива нам будь здесь и там, в месте будущего пришествия нашего и на страшнем суде Сына Твоего: преставившихся же в вере и покаянии от жития сего отцов и братию нашу в вечной жизни со ангелами и со всеми святыми жить сотвори. Ты бо есть, Госпожа, слава небесных и упование земных, Ты первая после Господа наша надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе только молимся, и Тебе, как всемогущей Помощнице, сами себя и друг друга и всю жизнь нашу предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Паремия и утреннее Евангелие см. 25 марта (7 апреля н.с. Благовещение Пресвятой Богородице);

Апостол: Посл. Евр. 9:1-7; 320 зач.

Евангелие: см. 21 мая (3 июня н.с.)

Богослужебные указания

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы — великий (но не двунадесятый). Он не имеет ни предпразднства, ни попразднства (ср. ниже, о видах праздничных Богослужений), хотя, впрочем, на следующий день за ним день воспевается на повечерии участник события этого праздника, святой Андрей. В Уставе находятся три службы на этот праздник:

1) одному Покрову, если храм (приходской совет — прим. ред.) или изволит настоятель совершить бдение одному празднику;

2) Покрову вместе с апостолом Ананией и преподобным Романом-сладкопевцем в будние дни; и

3) Покрову вместе сапостолом Ананией (служба преподобного Романа-сладкопевца оставляется и поется на повечерии) в воскресеный день.

В день Покрова, на утрени, по 50 псалме на “Слава” — с “Молитвами Богородицы,” на “И ныне” — то же; на 9-й песни поем “Честнейшую” во всех указанных случаях.

Отсутствие в богослужебных книгах особого величания на этот день дает повод полагать, что в этом случае следует петь общее величание Богородице:

Достойно есть величати Тя, Богородице.

Между тем, в некоторых сельских храмах на этот день поется такое особое величание: “Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и чтем труды Твоя и Твой честный омофор, юже Тя виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.” Очевидная неправильность фразы в этом величании (“юже Тя”) достаточно говорит о неуместности его церковного употребления. В книжке величаний, певаемых по полиелеях праздников, изд. Почаевской Лаврой в 1763 г., находятся следующие стихи к величанию и самое величание:

1) Живый в помощи Вышняго, в крови Бога небесного водворится.

2) Плещма Своими осенит тя, и под крыле Его надеешися.

3) Яко сокры мя в крове Своем, в день зла покры мя.

4) Сынове же человечестии, в крове крылу Твоею надеются.

5) Пойду в место крова дивна, даже до дому Божия.

6) И рех: кто даст ми крыле яко голубине, и полещу и почию.

7) Яко на Тя упова душа моя, и на сень крылу Твоею надеюся.

8) Долготою дней исполню его и явлю ему спасение Мое. Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем покров Твой честный: Тя бо на воздусе виде святый Андрей, за ны Христу молящуюся.

В Уставах XVI в. на этот праздник есть такое величание: Величаем Тя, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, и всеславный славим покров Твой. В “Круге церковных песнопений” обычного напева Московской епархии помещено следующее величание: Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем покров Твой честный: Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

Опущения в богослужебных книгах величания на Покров Пресвятыя Богородицы, по мнению некоторых литургистов, сделано в 17 веке книжными справщиками Московского печатного двора, которые не придавали большого значения службе этого праздника, как не находящейся в греческих богослужебных книгах (Рук. для сел. паст. 1885, 46).

Величания эти вполне приличны празднику, а главное, лишены грамматических несообразностей, неприятно поражающих очень многих из молящихся. (Рук. д. сел. паст. 1886, 46; Церк. Вест. 1888, 2).

 

Примечания

[42] Октябрь (от латинского слова octo — восемь) был у Римлян восьмым месяцем в году, от чего и получил свое название; наши предки, замечая в это время падение листьев, назвали его Листопадом; в Малороссии он известен под именем Падзерника (падзерники значат кострики), так как в это время начинают мять лен и коноплю.

[43] Положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.

[44] Положение честного пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме.

[45] поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то “сыны громовы” (Мар.3:16-17).

[46] По мнению одних, праздник Покрова установлен в России; его нет в греческих памятниках агиологии, но он встречается уже в русских святцах второй половины XIII в., начало же его относится, по всей вероятности, к домонгольскому периоду; во всяком случае, как утверждают некоторые, этот праздник установлен в первой половине (не позднее 1148 г.) или около начала XII в. Но мнению других, этот праздник установлен в Греции, откуда и заимствован Русской Церковью; указаний на него в известных греческих богослужебных книгах не находится, потому что он впоследствии в Греции (когда именно — неизвестно) был оставлен, а те книги, в которых содержалось указание на него, утрачены; церковная служба, по этому мнению первоначально была составлена в Царьграде, а затем дополнена песнопениями русского происхождения. (См. История Рус. Цер. Голубинского, I т., 5 гл. 346 и след. стр.; Тр. Киев. Дух. Ак. 1891 г., 3 т., 132 стр.; Мес. Вост. 2 т., 2 ч., 405-406 стр.; Цер. Вест., 1893, 39).


С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.



© Copyright PASKHA.net, 2001-2008