Русская Пасха / Russian Easter
Пасха - источник радости
 
   


Неподвижные (неперемещаемые) праздники


на головную страницу сайта





Попраздненство Рождества Пресвятой Богородицы

* дата в скобках - по новому стилю

Сентябрь. 9 сентября (22 сентября)

 

Историко-экзегетическое содержание дня.

Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны. Святые Иоаким и Анна жили в иудейском г. Назарете. Святой Иоаким происходид из колена Иудова, от царственного племени Давидова, а святая Анна из колена Левиина, от первосвященнического рода Ааронова, и была дочерью иерея Матфана. Как потомки усеченного до корня царственного рода Иессеева, они давно уже низошли в разряд простых израильтян, не считались уже в князях и тысящах Иудиных, не пользовались никакими особенными правами и преимуществами. Но незнатные в очах человеческих, святые Иоаким и Анна были знамениты в очах Божиих своей верой и благочестием.

Не славные богатством тлеющим, они были богаты праведной жизнью и добрыми делами. Впрочем, честная, скромная, трудолюбивая и богобоязненная жизнь доставляла им не только честное довольство, но и избыток, который давал им возможность делать более дел благочестия и человеколюбия, нежели сколько требовал самый закон. Святой Иоаким имел обычай весь плод трудов своих и Божия на них благословения разделять на три части: одну посвящал Богу в жертвах и приношениях алтарю Господню, другую раздавал бедным и убогим и только третью часть расходовал на содержание своего семейства и дома.

Но вся высота внутреннего благочестия праведной четы, их чистоты и святыни, их духовного совершенства в вере и уповании на Бога открылась впоследствии, когда Господь благословил их быть родителями Той Преблагословенной в женах, от Которой надлежало родиться во плоти Единородному Сыну Божию. Такое высокое предъизбрание Божие требовало приготовительного и продолжительного испытания, очищения и усовершения. Святые Иоаким и Анна были безчадны, и это безчадие делало всю жизнь праведных супругов одним непрерывным, непрестающим испытанием их веры, терпения и преданности воле Божией.

Во времена подзаконные безчадие почиталось величайшим бедствием и сопровождалось такими скорбями, для перенесения которых нужна была вся твердость веры и упования на Бога. Сам закон почитал безчадие явным признаком не только лишения благословения Божия, но и тяжкого наказания от Бога, запрещал даже принимать дары и жертвы от человека, не оставившего семени в Израиле. А во мнении народном безчадный почитался человеком, отверженным Богом, недостойным имени сына Авраамова, достойным отчуждения и презрения сынов Израилевых (Быт. 15:2, 30:1; Ис. 47:9, 49:21; Ос. 9:14; Лук. 1:25). И это, как выражается песнь церковная, “поношение безчадства” благочестивые супруги терпели до самой старости, терпели и не ослабевали верой, молились и уповали, в твердой уверенности, что Бог может и безплодным даровать потомство и многоплодных обезчадствовать.

Святой Иоаким, но законному праву, мог отпустить бесплодную супругу и ожениться другой, но он жил уже верой и был выше закона духом. Оба благочестивые супруга, “богатством кипящии добродетелей,” несмотря на тяжесть посланного им в их безчадии испытания, светлостью своей жизни превзошли “всех вкупе родителей земных” и удостоились быть родителями Пресвятой Девы Марии. “Вседетельная сила Божия,” как учит святой Андрей Критский, “скоро предстала на помощь к проливавшим умиленные и горькие слезы пред Богом и состаревшуюся чету соделала способной к произращению плода. Таким образом от неплодных родителей, как от деревьев отцветших, произрос для нас преславный плод — Пренепорочная Дева. Узы неплодства разрешились; молитва чудесно произрастила плод; безчадная родила чадо; бездетная соделалась счастливейшей матерью” (см. 8 сентября).

Три года воспитывали святые старцы свою Богодарованную Дщерь дома, а потом, по данному ими обещанию, отвели Ее на жительство в храм Иерусалимский. Святой Иоаким, по воле Божией, преставился через несколько лет после этого, имея 80 лет от роду; а святая Анна, после кончины святого Иоакима, переселилась в Иерусалим, где обитала при храме, близ своей Богодарованной Дщери, и через 2 года скончалась, имея 79 лет от роду. Святая Церковь празднует им ныне потому, что после празднования Рождеству Богоматери прилично воздать должное прославление и родителям Ее. Как предки по плоти Господа нашего Иисуса Христа, святые Иоаким и Анна именуются “Богоотцами.” Их молитвенное заступление испрашивается ежедневно в каждом отпусте церковных служб. См. 25 июля и 9 декабря.

Молитвословия дня

Святым Праведным Иоакиму и Анне, Тропарь, гл. 2.

Иже в законней благодати праведни бывше, младенца Богоданного породиша нам, Иоаким и Анна; темже днесь светло торжествует, весело празднующи Божественная Церковь честную вашу память, славящи Бога, воздвигшаго рог спасения нам в дому Давидове.

Кондак, гл. 2.

Радуется ныне Анна, неплодства разрешившися со уз, и питает Пречистую, созывающи вся воспети, Даровавшаго от чрева ея человеком едину Матерь и неискусомужную.

Апостол. Гал. 4:22-31; 210 зач.

Евангелие. Лук. 8:16-21; 36 зач.

Богослужебные указания

Суббота пред Воздвиженьем.

Αпостол. 1 Кор. 2:6-9; 126 зач.

Евангелие. Мф. 10:37-42; 11:1; 39 зач.

Апостол же и Евангелие субботы рядовые (читаются) под зачало: таже святого, аще имать.

Воскресенье пред Воздвиженьем.

Αпостол. Γал. 6:11-18; 215 зач.

Евангелие. Иоан. 3:13-17; 9 зач.; а затем рядовое тоже под зачало, и святого, если есть. См. 12 и 13 сент.


С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.



© Copyright PASKHA.net, 2001-2008