Попраздненство Рождества Пресвятой Богородицы
* дата в скобках - по новому стилю
Сентябрь. 9 сентября (22 сентября)
Историко-экзегетическое содержание дня.
Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны. Святые
Иоаким и Анна жили в иудейском г. Назарете. Святой Иоаким происходид из колена Иудова,
от царственного племени Давидова, а святая Анна — из колена Левиина, от
первосвященнического рода Ааронова, и была дочерью иерея Матфана. Как потомки
усеченного до корня царственного рода Иессеева, они давно уже низошли в разряд
простых израильтян, не считались уже в князях и тысящах Иудиных, не пользовались
никакими особенными правами и преимуществами. Но незнатные в очах
человеческих, святые Иоаким и Анна были знамениты в очах Божиих своей верой и благочестием.
Не славные богатством тлеющим, они были богаты
праведной жизнью и добрыми делами. Впрочем, честная, скромная, трудолюбивая и
богобоязненная жизнь доставляла им не только честное довольство, но и избыток,
который давал им возможность делать более дел благочестия и человеколюбия, нежели
сколько требовал самый закон. Святой Иоаким имел обычай весь плод трудов своих
и Божия на них благословения разделять на три части: одну посвящал Богу в
жертвах и приношениях алтарю Господню, другую раздавал бедным и убогим и только
третью часть расходовал на содержание своего семейства и дома.
Но вся высота внутреннего благочестия праведной
четы, их чистоты и святыни, их духовного совершенства в вере и уповании на
Бога открылась впоследствии, когда Господь благословил их быть родителями Той
Преблагословенной в женах, от Которой надлежало родиться во плоти Единородному
Сыну Божию. Такое высокое предъизбрание Божие требовало приготовительного и
продолжительного испытания, очищения и усовершения. Святые Иоаким и Анна были
безчадны, и это безчадие делало всю жизнь праведных супругов одним непрерывным,
непрестающим испытанием их веры, терпения и преданности воле Божией.
Во времена подзаконные безчадие почиталось
величайшим бедствием и сопровождалось такими скорбями, для перенесения которых нужна
была вся твердость веры и упования на Бога. Сам закон почитал безчадие явным
признаком не только лишения благословения Божия, но и тяжкого наказания от
Бога, запрещал даже принимать дары и жертвы от человека, не оставившего семени
в Израиле. А во мнении народном безчадный почитался человеком, отверженным
Богом, недостойным имени сына Авраамова, достойным отчуждения и презрения сынов
Израилевых (Быт. 15:2, 30:1; Ис. 47:9, 49:21; Ос. 9:14; Лук. 1:25). И это, как
выражается песнь церковная, “поношение безчадства” благочестивые супруги
терпели до самой старости, — терпели и не ослабевали верой, молились и
уповали, в твердой уверенности, что Бог может и безплодным даровать потомство и многоплодных
обезчадствовать.
Святой Иоаким, но законному праву, мог отпустить
бесплодную супругу и ожениться другой, но он жил уже верой и был выше закона
духом. Оба благочестивые супруга, “богатством кипящии добродетелей,” несмотря
на тяжесть посланного им в их безчадии испытания, светлостью своей жизни
превзошли “всех вкупе родителей земных” и удостоились быть родителями Пресвятой
Девы Марии. “Вседетельная сила Божия,” как учит святой Андрей Критский, “скоро
предстала на помощь к проливавшим умиленные и горькие слезы пред Богом и
состаревшуюся чету соделала способной к произращению плода. Таким образом от
неплодных родителей, как от деревьев отцветших, произрос для нас преславный
плод — Пренепорочная Дева. Узы неплодства разрешились; молитва чудесно
произрастила плод; безчадная родила чадо; бездетная соделалась счастливейшей матерью”
(см. 8 сентября).
Три года воспитывали святые старцы свою Богодарованную
Дщерь дома, а потом, по данному ими обещанию, отвели Ее на жительство в храм Иерусалимский.
Святой Иоаким, по воле Божией, преставился через несколько лет после этого,
имея 80 лет от роду; а святая Анна, после кончины святого Иоакима, переселилась
в Иерусалим, где обитала при храме, близ своей Богодарованной Дщери, и через 2
года скончалась, имея 79 лет от роду. Святая Церковь празднует им ныне потому,
что после празднования Рождеству Богоматери прилично воздать должное прославление
и родителям Ее. Как предки по плоти Господа нашего Иисуса Христа, святые Иоаким
и Анна именуются “Богоотцами.” Их молитвенное заступление испрашивается ежедневно
в каждом отпусте церковных служб. См. 25 июля и 9 декабря.
Молитвословия дня
Святым Праведным Иоакиму и Анне, Тропарь, гл. 2.
Иже в законней благодати праведни бывше, младенца
Богоданного породиша нам, Иоаким и Анна; темже днесь светло торжествует, весело
празднующи Божественная Церковь честную вашу память, славящи Бога, воздвигшаго
рог спасения нам в дому Давидове.
Кондак, гл. 2.
Радуется ныне Анна, неплодства разрешившися со уз,
и питает Пречистую, созывающи вся воспети, Даровавшаго от чрева ея человеком
едину Матерь и неискусомужную.
Апостол. Гал. 4:22-31; 210 зач.
Евангелие. Лук. 8:16-21; 36 зач.
Богослужебные указания
Суббота пред Воздвиженьем.
Αпостол. 1 Кор. 2:6-9;
126 зач.
Евангелие. Мф. 10:37-42;
11:1; 39 зач.
Апостол же и Евангелие
субботы рядовые (читаются) под зачало: таже святого, аще имать.
Воскресенье пред Воздвиженьем.
Αпостол. Γал. 6:11-18;
215 зач.
Евангелие. Иоан. 3:13-17; 9
зач.; а затем рядовое тоже под зачало, и святого, если есть. См. 12 и 13 сент.
С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.
|