Рождество Пресвятой Богородицы
* дата в скобках - по новому стилю
Сентябрь. 8 сентября (21 сентября)
Историко-экзегетическое описание праздника.
В нынешний день Святая Церковь празднует
преславное рождество от святых Иоакима и Анны преблагословенной Девы Марии, избранной
в Матерь Господа нашего Иисуса Христа.
По отцу Дева Мария происходила от рода царского,
по матери — от архиерейского, и таким образом Она венчана славой и честью: славой, — как
от корня царского прозябшая, честью, — “яко от архиерейского племени израсшая.”
Мария с еврейского языка значит “Госпожа” и
“надежда;” ибо Она должна была родить Господа, Который есть чаяние языков. Ее
рождение было плодом праведной, благочестивой, богобоязненной и богоугодной
жизни святых Иоакима и Анны (см. 9 сентября и 9 декабря), плодом целожизненного
их терпения и молитв, крепкой их веры, победоносно сокрушавшей самые тяжкие для
сердца испытания, плодом живого упования на Бога и Его всесильную помощь. Светлым
и радостным торжеством ознаменовали святые родители рождение данной им от Бога
Дщери. Многие жертвы были принесены Господу, как дань благодарения, как
выражение чувств благоговения и преданности Богу, которыми жило и дышало их
сердце; щедрые милостыни розданы были нищим и убогим в знак радости и веселья, обильная
трапеза учреждена была священникам и левитам, друзьям и знакомым. Но святым Иоакиму
и Анне не дано было видеть в этой жизни всей пренебесной славы богодарованной
им Дщери. Они радовались и торжествовали только о снятии с них поношения среди
людей, о чудесном разрешение своего неплодства, о рождении Дщери по особенному
к ним благоволению Божию и благовестию ангельскому.
Для нас этот благознаменательный день особенно
должен быть торжественен и радостен, потому что рождение от святых Иоакима и
Анны Дщери есть рождение той Богоизбранной Девы, Которая, согласно с предсказанием
пророка Исаии, безсеменно зачала во чреве от Духа Святого и родила Сына —
Еммануила, спасшего род человеческий от тяготевшего над ним проклятия и вечной
смерти. Которая есть явление виденной Иаковом лествицы (Быт. 28:12), соединившей
небо с землей; которая есть предвиденная Иезекиилем дверь заключенная (Иез. 44:2),
которой прошел Господь Бог Израилев, чтобы посетить и сотворить избавление людям
Своим, — созидание дома Премудрости Божией (Прит. 9:1), просветившей всякого
человека, грядущего в мир (Иоан. 1:9), и рассеявшей тьму неверия и заблуждений.
Словом, для нас рождество Пресвятой Девы Марии есть
начало исполнения всех божественных обетований, которыми жило и утешалось
человечество в течение многих тысячелетий, явление миру той сокровенной от
веков и родов тайны, которая предуготована от вечности во спасение и славу
падшего рода человеческого.
Вот почему настоящий праздник, как учит святой
Андрей Критский, есть “начало праздников: он служит дверью к благодати и
истине.” По словам святого Иоанна Дамаскина, “день рождества Богородицы есть
праздник всемирной радости, потому что Богородицей весь род человеческий обновился
и печаль праматери Евы пременилась в радость.”
Святая Церковь так изображает важность и значение этого
праздника в своих песнопениях.
Днесь “Бог престол свят на земли Себе
предуготова” и “от непдодного корене” “израсти нам Матерь Свою.” “Ныне жезл
Ааронов от корене Давидова прозябший, ныне Дева Чистая происходит.” “Днесь Ева
разрешается осуждения, разрешается же и неплодство, и Адам древния клятвы:”
“раждается Мати Живота, тму разрешающи, Адамово обновление, Евино воззвание, и
нетления источник, тли применение,” “живота нашего Ходатаица, клятвы отъятие,
благословения подание,” “Ея же ради мы обожихомся, и от смерти избавлени
быхом.”
Посему Святая Церковь “в благознаменитый день
праздника” рождества Богородицы приглашает верующих вострубить “духовною
цевницею” в честь Богоматери, поклониться “пеленам” Ея и прославить Господа,
“отверзшего ложесна нераждающей” и “давшего плод прежде непдодней,” “Им же
избавихомся древняго Адамова ныне осуждения,” и “Ему же поклоняющеся воспеваем
Девы Всенепорочныя Рождество.”
Молитвословия дня
Тропарь, гл. 4.
Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей
вселенней: из Тебе бο возсия Солнце правды Христос Бог Наш, и разрушив
клятву, даде благословение: и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Кондак, гл. 4.
Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева
от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем: то
празднуют и людие твои, вины, прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды
раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея.
Величание.
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем святых Твоих
родителей и всеславное славим рождество Твое.
Богослужебные указания
Праздник Рождества Пресвятыя Богородицы — дванадесятый; он имеет один день
предпразднства и 4 дня попразднства.
Не считая предпразднства (7 сентября); “празднуем праздник сей 5 дней, за
еже близ быти празднику святого Воздвижения честного креста;” всего же (вместе
с Предпраздненством) событие праздника воспевается в течение 6 дней.
На утрени после 50 псалма, вместо
“Молитвами Апостолов,” на “Слава” поется “Молитвами Богородицы,” и на “И ныне”
— тоже; на 9-й песни “Честнейшую не поем, но поем припевы праздника” (но если
праздник случится в воскресенье, то “припевы не поем, но поем Честнейшую”).
На Литургии, вместо Достойна, поем ирмос: Чужде матерем, и до отдания, с припевом
праздника (как поем во вся праздники Владычни и Богородицы, в какой бы день
недели они ни случились).
Паремия, и проч. см. 8 июля.
См.
Кафизма на вечерни не глаголется по причине всенощной; так бывает на всяк
праздник, когда бывает всенощная (см. ниже, примеч. к табл. вечерни).
Маркова глава в Типиконе и Минее.
Если случится Рождество Богородицы в воскресенье.
Если случится попразднство в воскресенье.
С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.
|