Русская Пасха / Russian Easter
Пасха - источник радости
 
   


Неподвижные (неперемещаемые) праздники


на головную страницу сайта





Рождество Пресвятой Богородицы

* дата в скобках - по новому стилю

Сентябрь. 8 сентября (21 сентября)

 

Историко-экзегетическое описание праздника.

В нынешний день Святая Церковь празднует преславное рождество от святых Иоакима и Анны преблагословенной Девы Марии, избранной в Матерь Господа нашего Иисуса Христа.

По отцу Дева Мария происходила от рода царского, по матери — от архиерейского, и таким образом Она венчана славой и честью: славой, — как от корня царского прозябшая, честью, — “яко от архиерейского племени израсшая.”

Мария с еврейского языка значит “Госпожа” и “надежда;” ибо Она должна была родить Господа, Который есть чаяние языков. Ее рождение было плодом праведной, благочестивой, богобоязненной и богоугодной жизни святых Иоакима и Анны (см. 9 сентября и 9 декабря), плодом целожизненного их терпения и молитв, крепкой их веры, победоносно сокрушавшей самые тяжкие для сердца испытания, плодом живого упования на Бога и Его всесильную помощь. Светлым и радостным торжеством ознаменовали святые родители рождение данной им от Бога Дщери. Многие жертвы были принесены Господу, как дань благодарения, как выражение чувств благоговения и преданности Богу, которыми жило и дышало их сердце; щедрые милостыни розданы были нищим и убогим в знак радости и веселья, обильная трапеза учреждена была священникам и левитам, друзьям и знакомым. Но святым Иоакиму и Анне не дано было видеть в этой жизни всей пренебесной славы богодарованной им Дщери. Они радовались и торжествовали только о снятии с них поношения среди людей, о чудесном разрешение своего неплодства, о рождении Дщери по особенному к ним благоволению Божию и благовестию ангельскому.

Для нас этот благознаменательный день особенно должен быть торжественен и радостен, потому что рождение от святых Иоакима и Анны Дщери есть рождение той Богоизбранной Девы, Которая, согласно с предсказанием пророка Исаии, безсеменно зачала во чреве от Духа Святого и родила Сына — Еммануила, спасшего род человеческий от тяготевшего над ним проклятия и вечной смерти. Которая есть явление виденной Иаковом лествицы (Быт. 28:12), соединившей небо с землей; которая есть предвиденная Иезекиилем дверь заключенная (Иез. 44:2), которой прошел Господь Бог Израилев, чтобы посетить и сотворить избавление людям Своим, — созидание дома Премудрости Божией (Прит. 9:1), просветившей всякого человека, грядущего в мир (Иоан. 1:9), и рассеявшей тьму неверия и заблуждений.

Словом, для нас рождество Пресвятой Девы Марии есть начало исполнения всех божественных обетований, которыми жило и утешалось человечество в течение многих тысячелетий, явление миру той сокровенной от веков и родов тайны, которая предуготована от вечности во спасение и славу падшего рода человеческого.

Вот почему настоящий праздник, как учит святой Андрей Критский, есть “начало праздников: он служит дверью к благодати и истине.” По словам святого Иоанна Дамаскина, “день рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицей весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы пременилась в радость.”

Святая Церковь так изображает важность и значение этого праздника в своих песнопениях.

Днесь “Бог престол свят на земли Себе предуготова” и “от непдодного корене” “израсти нам Матерь Свою.” “Ныне жезл Ааронов от корене Давидова прозябший, ныне Дева Чистая происходит.” “Днесь Ева разрешается осуждения, разрешается же и неплодство, и Адам древния клятвы:” “раждается Мати Живота, тму разрешающи, Адамово обновление, Евино воззвание, и нетления источник, тли применение,” “живота нашего Ходатаица, клятвы отъятие, благословения подание,” “Ея же ради мы обожихомся, и от смерти избавлени быхом.”

Посему Святая Церковь “в благознаменитый день праздника” рождества Богородицы приглашает верующих вострубить “духовною цевницею” в честь Богоматери, поклониться “пеленам” Ея и прославить Господа, “отверзшего ложесна нераждающей” и “давшего плод прежде непдодней,” “Им же избавихомся древняго Адамова ныне осуждения,” и “Ему же поклоняющеся воспеваем Девы Всенепорочныя Рождество.”

Молитвословия дня

Тропарь, гл. 4.

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бο возсия Солнце правды Христос Бог Наш, и разрушив клятву, даде благословение: и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак, гл. 4.

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем: то празднуют и людие твои, вины, прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея.

Величание.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем святых Твоих родителей и всеславное славим рождество Твое.

Богослужебные указания

Праздник Рождества Пресвятыя Богородицы — дванадесятый; он имеет один день предпразднства и 4 дня попразднства.

Не считая предпразднства (7 сентября); “празднуем праздник сей 5 дней, за еже близ быти празднику святого Воздвижения честного креста;” всего же (вместе с Предпраздненством) событие праздника воспевается в течение 6 дней.

На утрени после 50 псалма, вместо “Молитвами Апостолов,” на “Слава” поется “Молитвами Богородицы,” и на “И ныне” — тоже; на 9-й песни “Честнейшую не поем, но поем припевы праздника” (но если праздник случится в воскресенье, то “припевы не поем, но поем Честнейшую”).

На Литургии, вместо Достойна, поем ирмос: Чужде матерем, и до отдания, с припевом праздника (как поем во вся праздники Владычни и Богородицы, в какой бы день недели они ни случились).

Паремия, и проч. см. 8 июля.

См.

Кафизма на вечерни не глаголется по причине всенощной; так бывает на всяк праздник, когда бывает всенощная (см. ниже, примеч. к табл. вечерни).

Маркова глава в Типиконе и Минее.

Если случится Рождество Богородицы в воскресенье.

Если случится попразднство в воскресенье.


С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.



© Copyright PASKHA.net, 2001-2008