Перенесение Нерукотворного образа
* дата в скобках - по новому стилю
Август. 16 августа (29 августа)
Историко-экзегетическое содержание праздника.
Во время земной жизни Господа Иисуса слава Его
чудес достигла до г. Едесы, за рекой Евфратом. Князь этого города, именем
Авгарь, страдавший проказой, послал к Спасителю некоего живописца Ананию с
письмом, в котором просил Господа придти к нему и исцелить его. В то же время
Авгарь поручил Анании снять изображение Христа. Господь обещал послать к князю
одного из учеников Своих, все же усилия Анании написать образ Христа оставались
тщетными. Тогда Господь отер лице Свое полотенцем, и на нем чудесно
отпечатлелся Его Божественный лик. Авгарь с благоговением принял Нерукотворенный
образ Христа и тотчас исцелился от проказы. В царствование Константина Багрянородного,
в 944 г., образ сей был принесен в Царьград 16 авг., в каковой день и установили
ему празднество.
(В отличие от праздников 1 и 6 августа, этот
праздник народ называет Спасом третьим; в некоторых местах его называют “Спасом
на холсте.”)
Есть предание, что во время завоевания Византии крестоносцами
образ сей был похищен одним венецианским дожем и отправлен был им в Венецию, но
корабль, на котором везли его, потонул в волнах Мраморного моря.
Молитвословия дня
Образу Спаса Нерукотворенному.
Тропарь, гл. 2.
Пречистому Твоему образу покланяемся Благий, просяще
прощения прегрешений наших Христе Боже: волею бо благоволил еси, плотию взыти на
крест, да избавиши яже создал еси, от работы вражия; тем благодарственно вопием
Ти: радости исполнил еси вся Спасе наш, пришедый спасти мир.
Кондак, гл. 2.
Неизреченного и божественного Твоего к человеком смотрения,
неописанное Слово Отчее, и образ неписанный, и богописанный победителен, ведуще
неложного Твоего воплощения, почитаем того лобызающе.
Величание.
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем
пречистого Лица Твоего преславное воображение.
Иное величание.
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим образ Твой
святый, имже нас спасл еси от работы вражия.
Псалом избранный (тот же, что и на Преображение): Велий
Господи и хвален зело (Мес. Мин., 16 авг;).
В Круге цер. песноп. обыч. напева Москов. еп. на 16 авг. указано второе
величание. В издан. Киево-Печерской Лаврой в 1742 г. Часослове на 16 августа
находится такое
величание:
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем
пречистаго зрака Твоего неписанное изображение.
Апостол и Евангелие см.
ниже.
Богослужебные указания
Если храм Нерукотворенного Образа, или восхощет настоятель, творим бдение.
Паремия. Втор. 4:1, 6-7,
9-15.
2) Втор. 5, 1-7, 9-10, 23-26, 28; 6:1, 2, 4, 5, 13, 18.
3) 3 Цар. 8:22-23, 27-30.
Утреннее Евангелие и на литургии:
Лук. 9:51-56; 10:22-24; 48 зач.
Апостол: Кол. 1:12-18; 250
зач.; или 2 Кор. 3:4-11; 173 зач.
Маркова глава в Типиконе и Минее.
Если случится попразднство Успения Богородицы и Нерукотворенного Обреза в
воскресенье, кроме храма.
Если случится попразднство Успения Пресвятыя Богородицы в воскресенье,
кроме праздника Нерукотворенного Образа.
См.
Если случится попразднство Успения в субботу.
Примечания
[35]
(На этой и других иконах
Спасителя в венце обыкновенно помещаются славянские буквы: О, ώ, N, вместо
греческих: δ (указатель мужеского рода) ω и ν (ων —
причастие от είμί), и означают: “сый,” “сущий,” “вечный.” —
“Он Сущий”)
С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.
|