Русская Пасха / Russian Easter
Пасха - источник радости
 
   


Неподвижные (неперемещаемые) праздники


на головную страницу сайта





Перенесение Нерукотворного образа

* дата в скобках - по новому стилю

Август. 16 августа (29 августа)

 

Историко-экзегетическое содержание праздника.

Во время земной жизни Господа Иисуса слава Его чудес достигла до г. Едесы, за рекой Евфратом. Князь этого города, именем Авгарь, страдавший проказой, послал к Спасителю некоего живописца Ананию с письмом, в котором просил Господа придти к нему и исцелить его. В то же время Авгарь поручил Анании снять изображение Христа. Господь обещал послать к князю одного из учеников Своих, все же усилия Анании написать образ Христа оставались тщетными. Тогда Господь отер лице Свое полотенцем, и на нем чудесно отпечатлелся Его Божественный лик. Авгарь с благоговением принял Нерукотворенный образ Христа и тотчас исцелился от проказы. В царствование Константина Багрянородного, в 944 г., образ сей был принесен в Царьград 16 авг., в каковой день и установили ему празднество.

(В отличие от праздников 1 и 6 августа, этот праздник народ называет Спасом третьим; в некоторых местах его называют “Спасом на холсте.”)

Есть предание, что во время завоевания Византии крестоносцами образ сей был похищен одним венецианским дожем и отправлен был им в Венецию, но корабль, на котором везли его, потонул в волнах Мраморного моря.

Молитвословия дня

Образу Спаса Нерукотворенному.

Тропарь, гл. 2.

Пречистому Твоему образу покланяемся Благий, просяще прощения прегрешений наших Христе Боже: волею бо благоволил еси, плотию взыти на крест, да избавиши яже создал еси, от работы вражия; тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак, гл. 2.

Неизреченного и божественного Твоего к человеком смотрения, неописанное Слово Отчее, и образ неписанный, и богописанный победителен, ведуще неложного Твоего воплощения, почитаем того лобызающе.

Величание.

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистого Лица Твоего преславное воображение.

Иное величание.

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим образ Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Псалом избранный (тот же, что и на Преображение): Велий Господи и хвален зело (Мес. Мин., 16 авг;).

В Круге цер. песноп. обыч. напева Москов. еп. на 16 авг. указано второе величание. В издан. Киево-Печерской Лаврой в 1742 г. Часослове на 16 августа находится такое величание:

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистаго зрака Твоего неписанное изображение.

Апостол и Евангелие см. ниже.

Богослужебные указания

Если храм Нерукотворенного Образа, или восхощет настоятель, творим бдение.

Паремия. Втор. 4:1, 6-7, 9-15.

2) Втор. 5, 1-7, 9-10, 23-26, 28; 6:1, 2, 4, 5, 13, 18.

3) 3 Цар. 8:22-23, 27-30.

Утреннее Евангелие и на литургии: Лук. 9:51-56; 10:22-24; 48 зач.

Апостол: Кол. 1:12-18; 250 зач.; или 2 Кор. 3:4-11; 173 зач.

Маркова глава в Типиконе и Минее.

Если случится попразднство Успения Богородицы и Нерукотворенного Обреза в

воскресенье, кроме храма.

Если случится попразднство Успения Пресвятыя Богородицы в воскресенье, кроме праздника Нерукотворенного Образа.

См.

Если случится попразднство Успения в субботу.

 

Примечания

[35] (На этой и других иконах Спасителя в венце обыкновенно помещаются славянские буквы: О, ώ, N, вместо греческих: δ (указатель мужеского рода) ω и ν (ων — причастие от είμί), и означают: “сый,” “сущий,” “вечный.” — “Он Сущий”)


С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.



© Copyright PASKHA.net, 2001-2008