Русская Пасха / Russian Easter
Пасха - источник радости
 
   


Неподвижные (неперемещаемые) праздники


на головную страницу сайта





Успение (Успение Богородицы)

* дата в скобках - по новому стилю

Август. 15 августа (28 августа)

 

Историко-экзегетическое описание праздника.

После вознесения на небо Иисуса Христа, Пресвятая Дева, оставаясь, согласно завещанию Сына, на попечении святого Иоанна (Иоан. 19:26-27), постоянно пребывала в подвиге поста и молитвы и в живейшем желании созерцать Сына, сидящего одесную Бога.

По устроению Промысла Божия, Пресвятая Богородица, “происшедши от чресл смертных,” “имела кончину сообразную с природой,” для отрады всех людей, чтобы и они не страшились проходить на небо теми же вратами смерти, которыми прошла Царица Небесная, разделяя участь земнородных. “Нужно, говорит святой Иоанн Дамаскин, чтобы то, что составлено из земли, — и возвратилось в землю, а потом взошло на небо, приняв в земле чистейшую жизнь через отложение в ней плоти; нужно, чтобы тело через смерть, как бы через огонь в горниле, подобно злату, очистившись от всего мрачного и грубой тяжести брения, восстало из гроба нетленным, чистым и озаренным светом безсмертия.”

День кончины Пресвятыя Богородицы был открыт Ей от Господа за три дня до Ее успения через явившегося Ей (неподалеку от Масличной горы) архангела Гавриила с пальмовой ветвью в руках и возвестившего Ей о времени Ее отшествия из здешнего мира. Преставление Пресвятой Богородицы (по общепринятому преданию, последовавшее в 48 г.) было ознаменовано чудесами, которые воспевает святая Церковь. Ко дню успения Царицы Небесной апостолы были восхищены на облаках из разных стран земли и поставлены в Иерусалиме.

“Подобаше, воспевает святая Церковь, самовидцем Слова и слугам и еже по плоти Матери Его успение видети,” “яко да не токмо еже от земли Спасово восхождение узрят, но и Рождшия Его преставлению свидетельствуют, тем же, отвсюду Божественною силою собравшеся, Сиона достигоша.”

Приготовляя Себя к отшествию в мир горний, Пресвятая Дева повелела украсить храмину и одр, накурить кадильным фимиамом и возжечь свечи. Она заповедала о Своих двух ризах, и прочих вещах (большею частью бывших делом Ее собственных рук), чтобы они были отданы жившим с ней вдовицам и девам; также и о пречистом Своем теле завещала, чтобы оно было погребено близ Иерусалима в Гефсимании, между гробами Ее праведных родителей и святого Иосифа, Ее обручника. Всех собравшихся и наполнивших храмину воплем и рыданием Она ободряла и укрепляла словами любви и благословения, обетования и утешения, обещав, и по отшествии Своем к Сыну Своему и Богу, не оставлять их в сиротстве, но всех посещать и назирать, о всех молиться и всем вспомоществовать. Подзывая к Себе каждого в отдельности, Она всех благословила, желая каждому вечного блаженства и творя к Богу о них молитву. Приготовившись к последней минуте Своего блаженного исхода, Пречистая Богородица честно возлежала на украшенном одре, чая Своего отшествия на небо. Вдруг необычайный свет озарил дом, и видимо для всех Господь Иисус Христос, с сонмом ангелов и святых, снисходит к одру Богоматери, принимает пречистую душу Ея в Свои руки. Пресвятая Богородица, “неизреченно веселящися и аки сладким сном уснувши, предаде в руце Его пресвятую Свою душу. И тако торжественно от небесных душа Ея бе проводима в горняя, руками Господними несома. Провождаху же Ю и апостольская очеса, на видение то преславное смотрети сподобпвшияся.”

Тогда, по словам святой Церкви, “небесныя врата возвысились, Ангелы воспели;” встретив Царицу Небесную, “Херувимы стали созади с веселием и Серафимы с радостию прославили Ее.” Лице Богоматери, “освященное добротою Божества, сияло славою Божественного девства” и от Ее тела разливалось дивное благоухание. С благоговением и страхом лобызая пречистое тело Богоматери, святые апостолы освящались от прикосновония к нему и, ощущая в сердцах своих действие благодати Божией, исполнялись духовной радости. Приступив к ногребению пречистого тела Богородицы, святые апостолы, при пении священных гимнов, на раменах своих понесли одр, к месту погребения. Обширный светозарный облачный круг, на подобие венца, появился в воздухе над присутствующими и сопровождал шествие.

Посланные от начальников иудейских, пылавших завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, устремились на сопровождавших тело Богоматери, чтобы расстроить величественную процессию, но светоносное облако, как бы стеной, окружило шествие, и нападавшие были частью ослеплены, частью рассеяны Божией силой.

Встретив торжественное шествие, один иудейский священник Афоний, воспылал злобою и яростно бросился к одру Богоматери с намерением повергнуть его на землю, но едва он прикоснулся к нему своими руками, “внезапно небесным судом отсечены были дерзкие руки у бесчеловечного” и верхние части их повисли у гроба. Пресвятая Богородица, дабы никого не огорчать при Своем отшествии из мира, подала, но молитве святых апостолов, исцеление и ослепленным врагам, и дерзновенному Афонию (который впоследствии крестился).

Положив пречестное тело Богородицы в пещеру, святые апостолы закрыли вход ея большим камнем. Три дня святые апостолы и прочие верующие не отходили от гроба Богоматери. На третий день, после погребения Богоматери, не бывший при кончине ее апостол Фома, пришедши ко гробу Ее, с воплем и слезами повергся пред гробовой пещерой, тяжко скорбя, что не удостоился последнего прощания с Богоматерью. В сердечной жалости о нем святые апостолы открыли пещеру, чтобы доставить ему утешение — поклониться останкам Пречистой Девы. Но, отвалив камень от гроба, они увидели, что тела Пресвятой Богородицы уже не было в гробнице, а там лежали только Ее ризы, от которых разливалось чудное благоухание, и убедились, что Матерь Жизни хотя и “умерла, но возстала, подобно Сыну Своему, для вечной жизни,” и что тело Ее, “возвысив, на небеса возведе Иисус Сын Ея и Спас душ наших.” [32]

Церковь всегда веруя, что тело Пресвятыя Богородицы было взято на небо, так прославляет Ее в своих песнопениях: “Побеждены законы природы в Тебе, Дева чистая, в рождении сохраняется девство, со смертию сочетавается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое.” В тот же день вечером, верующие были утешены явлением Богородицы, Которую узрели стоящей на воздухе, окруженной Ангельскими силами и сияющей неизреченной славой.

По воскресении Спасителя апостолы имели обычай оставлять во время своей трапезы одно место за столом праздным и перед этим местом клали хлеб в часть и честь Воскресшего Господа, а после трапезы, встав и молясь, возносить этот хлеб, нарицаемый Господней частью, взывая: “Велико имя Святыя Троицы, Господи Иисусе Христе, помогай нам.” Когда же во время трапезы, в третий день после успения Богородицы, святые апостолы стали возносить хлеб, лежащий во имя Христово, и едва успели произнести только слова: “Велико имя,” внезапно Пресвятая Богородица явилась на воздухе с облаком и светозарными ангелами предстоящими Ей, “срадуйтеся, глаголющи, яко с вами есмь вся дни.” В ответ на это святые Апостолы воззвали: “Пресвятая Богородица, помогай нам.” После этого чудесного события святые Апостолы стали совершать возношение в честь явления им Пресвятой Богородицы, и вкушали одну часть оставляемого ими хлеба перед трапезой, во имя Господа, а другую — после трапезы, во имя Богородицы. Это возношение известно под именем возношения панагии. Слово панагия значит всесвятая, и этим именем греки называют Божия Матерь. Чин возношения панагии находится в Следованной Псалтири, в Уставе (см. Последование артоса в день Пасхи) и в Требнике. Последование возношения панагии, находящееся в Требнике (см. 95 гл.), совершается тогда, “когда кто вступает в службу или отправляется в путь, или намеревается плыть по водам” (Нов. Скриж., 561 стр.).

Кратковременное пребывание тела Богоматери в гробе и переселение Ее душой и телом на небо и было причиной названия праздника Успением (ср. Иоан. 11:11). Праздник установлен для прославления Богоматери и Ее успения. Святая Церковь, воспевая славное успение Богоматери, приглашает верующих приступить “ко гробу Божия Матере” и объять его “сердцы и устнами, очесы, и лицем, чисто прикасающеся.” Церковь прославляет Богоматерь, как Честнейшую херувимов и без сравнения Славнейшую серафимов, Которая ныне, как Царица, предстала одесную Сына и, принявши под Свое покровительство род человеческий, ходатайствуем за него ко благосердию Владыки. Вместе с тем событием успения Богоматери Церковь научает нас, что смерть не есть уничтожение нашего бытия, а только нереход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному безсмертию. [33]

Праздник Успения Богоматери восходит к древним временам христианства. Всеобщее празднование его 15 августа установлено по воле имп. Маврикия (с 582 года). Песнопения на этот праздник составлены святыми Космою Святоградцем (см. 12 декабря), Иоанном Дамаскиным (см. 4 декабря), Феофаном Никейским (см. 11 октября) и др.

Молитвословия дня

Тропарь, гл. 1.

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавлявши от смерти души наша.

Кондак, гл. 3.

В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание.

Величаем Тя, пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.

Богослужебные указания

Праздник Успения относится к двунадесятым праздникам. “Празднуется же убо сей праздник 9 дней,” а вместе с Предпраздненством (с 14 по 23 августа) — 10 дней. На утрени “канона два,” “катавасия, кийждо лик свой ирмос;” на 9-й песни “Честнейшую не поем, но поем припевы праздника” (но если 15 августа будет в воскресенье, то поется “Честнейшая”).

(На утрени в день Успения “в некоторых странах творится пение надгробное, наипаче идеже храм настоящего празднества” (по др. см. ниже Монастыри, о Киево-Печерской Лавре, а также и о Гефсиманском ските Моск. еп.).)

На литургии, вместо “Достойно поем ирмос: Побеждаются, и до отдания.”

Паремия, и проч. см. 8 июля.

Марково.

Если случится праздник Пресвятыя Богородицы Успения в воскресенье.

См.

Если Успение случится в среду и пятницу, то на мясо, сыр и яйца не разрешается.

Преподобного Μакария Римлянина, Грезневсного или Лезневсного, в Воскресенском монастыре (см. Новгород, еп.). Он жил в ΧVI-VII в. В монастырской церкви есть придел во имя сего подвижника.

 

Примечания

[32] Без сомнения, вера христиан в восшествие Богоматери на небо в прославленной плоти — истинна. Если Енох из мира допотопного и пророк Илия из мира подзаконного восхищены на небо с плотью, то ужели пречистая плоть Честнейшей Херувимов и Славнейшей Серафимов предана тлению? Сонмы мучеников и подвижников прославлены нетлением благоухающих мощей, изливающих токи исцелений; телеса многих из них, бывшие безвестными, после не маловременного пребывания на земле, открыты видениями и чудесами, а пречистое тело Богоматери, хотя бы и нетленное, где либо скрывается в земле в безвестности? Нет ни в одном углу христианского мира части мощей Богоматери; это потому, что вера в восшествие на небеса с пречистой плотью весьма древняя, современна апостолам и мученикам. Пояс Богоматери, святые одежды Ее (ср. 2 июля и 31 августа) открыты для чествования миру христианскому. Хранимые с благоговением, разделяемые по лицу земли на части, они творили и творят чудеса. Многочисленные иконы Ее всюду изливают токи исцелений и знамений; а святое тело Ее неизвестно где в земле. Нет, это невозможно! Святые мощи прославленным мучеников с течением времени иногда подвергаются, по грехам живущих на земле, общей участи земного: действию огня, наводнений, землетрясений, поруганию от варваров.

Этого не допущено в отношении к пречистому телу Богоматери, оно не оставлено случайным переменам преходящого мира, но и не унижено перед телами святых безвестным сокрытием в земле, оно несравненно более возвышено над ними преславным вознесением на небеса (Месяц. Вост., II т., Зам., 325-326 стр.).

[33] Вот почему святая Церковь, в своих песнопениях этого дня и призывает нас радоваться, внушая тем самым нам, что в дивной кончине Богоматери, к утешению всех, явилась с особенным торжеством сила Господа, Который смертью Своей и воскресением сокрушил жало смерти и из страшной и мучительнейшей сделал ее для верных Своих последователей радостной и блаженной; ибо Пресвятая Богородица, “как бы сном на малое время смертиго уснула, вскоре от нея, яко от сна воспрянула, и мертвость гробную, как сонное от очес дреманис оттрясши, узрела безсмертную во свете лица Господня жизнь и славу.” Кроме того, мы должны радоваться о Пресвятой Деве, что Она, после жесточайших Своих скорбей и страданий на земле, получила, отшедши в горний мир, награду за Свои добродетели; этим нам указывается новое значение смерти, данной ей Воскресшим из гроба: будучи доселе наказанием за грех, смерть сделалась теперь свидетельницей добродетели, наградою подвигов, совершаемых в жизни (Апок. 14:13). Наконец, мы должны радоваться потому, что Пресвятая Дева, по Своем успении, переселилась в горний мир. Там, на небесах, Она всем существом Своим предстала престолу Живоначальной Троицы; там, на небесах, смиренная здесь на земле, Она явилась без сравнения честнейшей херувимов, славнейшей серафимов, светлейшей всех праведников, не только рабой Господней честнейшей, но и Царицей неба и земли, Владычицей горних сил и людей, преисполненной чашей всех божественных даров, безмерным морем благодати, обильнейшим источником всех даров, душевных и телесных; всех скорбящих радостью, обидимых Заступницей, алчущих Питательницей, для странных утешением, для обуреваемых пристанищем, для больных посещением, для немощных покровом, жезлом старости, вдов и сирых заступлением. Матери Своей, если только Она восхощет молить Господа, Господь ни в чем отказать не может. Она есть единая надежда ненадежных, прибежище отчаянных, есть предстательство для нас непостыдное, ходатайство к Творцу непреложное, моление теплое, заступление скорое, стена нерушимая, мирови прибежище, милости источник, есть дверь милосердия Божьего. Загляните в историю Церкви, загляните в страницы истории нашего отечества, обойдите храмы, посвященные Ее имени, пересчитайте Ее чудотворные иконы, пройдите Палестину, Грецию, Россию, даже отпадший от православия запад, — везде встретите бесчисленное множество доказательств и безмерного могущества, и безмерного милосердия Матери Божией. Оттого-то нет в Православной Церкви богослужения, нет молитвы, где бы Церковь своих прошений не подкрепляла именем и молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы; нет молитвы, нет богослужения, где бы Церковь наша не благодарила, не превозносила восторженными победными песнями возбранную Воеводу, нашу усердную Заступницу и Матерь благоутробную, Приснодеву Марию.


С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.



© Copyright PASKHA.net, 2001-2008