Успение (Успение Богородицы)
* дата в скобках - по новому стилю
Август. 15 августа (28 августа)
Историко-экзегетическое описание праздника.
После вознесения на небо Иисуса Христа, Пресвятая
Дева, оставаясь, согласно завещанию Сына, на попечении святого Иоанна (Иоан. 19:26-27),
постоянно пребывала в подвиге поста и молитвы и в живейшем желании созерцать
Сына, сидящего одесную Бога.
По устроению Промысла Божия, Пресвятая Богородица,
“происшедши от чресл смертных,” “имела кончину сообразную с природой,” для
отрады всех людей, чтобы и они не страшились проходить на небо теми же вратами
смерти, которыми прошла Царица Небесная, разделяя участь земнородных. “Нужно,
говорит святой Иоанн Дамаскин, чтобы то, что составлено из земли, — и
возвратилось в землю, а потом взошло на небо, приняв в земле чистейшую жизнь
через отложение в ней плоти; нужно, чтобы тело через смерть, как бы через огонь
в горниле, подобно злату, очистившись от всего мрачного и грубой тяжести брения,
восстало из гроба нетленным, чистым и озаренным светом безсмертия.”
День кончины Пресвятыя Богородицы был открыт Ей
от Господа за три дня до Ее успения через явившегося Ей (неподалеку от
Масличной горы) архангела Гавриила с пальмовой ветвью в руках и возвестившего Ей
о времени Ее отшествия из здешнего мира. Преставление Пресвятой Богородицы (по
общепринятому преданию, последовавшее в 48 г.) было ознаменовано чудесами,
которые воспевает святая Церковь. Ко дню успения Царицы Небесной апостолы были
восхищены на облаках из разных стран земли и поставлены в Иерусалиме.
“Подобаше, воспевает святая Церковь, самовидцем
Слова и слугам и еже по плоти Матери Его успение видети,” “яко да не токмо еже
от земли Спасово восхождение узрят, но и Рождшия Его преставлению
свидетельствуют, тем же, отвсюду Божественною силою собравшеся, Сиона
достигоша.”
Приготовляя Себя к отшествию в мир горний, Пресвятая
Дева повелела украсить храмину и одр, накурить кадильным фимиамом и возжечь
свечи. Она заповедала о Своих двух ризах, и прочих вещах (большею частью бывших
делом Ее собственных рук), чтобы они были отданы жившим с ней вдовицам и девам;
также и о пречистом Своем теле завещала, чтобы оно было погребено близ Иерусалима
в Гефсимании, между гробами Ее праведных родителей и святого Иосифа, Ее
обручника. Всех собравшихся и наполнивших храмину воплем и рыданием Она
ободряла и укрепляла словами любви и благословения, обетования и утешения, обещав,
и по отшествии Своем к Сыну Своему и Богу, не оставлять их в сиротстве, но всех
посещать и назирать, о всех молиться и всем вспомоществовать. Подзывая к Себе
каждого в отдельности, Она всех благословила, желая каждому вечного блаженства
и творя к Богу о них молитву. Приготовившись к последней минуте Своего
блаженного исхода, Пречистая Богородица честно возлежала на украшенном одре,
чая Своего отшествия на небо. Вдруг необычайный свет озарил дом, и видимо для
всех Господь Иисус Христос, с сонмом ангелов и святых, снисходит к одру Богоматери,
принимает пречистую душу Ея в Свои руки. Пресвятая Богородица, “неизреченно веселящися
и аки сладким сном уснувши, предаде в руце Его пресвятую Свою душу. И тако
торжественно от небесных душа Ея бе проводима в горняя, руками Господними
несома. Провождаху же Ю и апостольская очеса, на видение то преславное смотрети
сподобпвшияся.”
Тогда, по словам святой Церкви, “небесныя врата
возвысились, Ангелы воспели;” встретив Царицу Небесную, “Херувимы стали созади
с веселием и Серафимы с радостию прославили Ее.” Лице Богоматери, “освященное
добротою Божества, сияло славою Божественного девства” и от Ее тела разливалось
дивное благоухание. С благоговением и страхом лобызая пречистое тело Богоматери,
святые апостолы освящались от прикосновония к нему и, ощущая в сердцах своих действие
благодати Божией, исполнялись духовной радости. Приступив к ногребению
пречистого тела Богородицы, святые апостолы, при пении священных гимнов, на
раменах своих понесли одр, к месту погребения. Обширный светозарный облачный
круг, на подобие венца, появился в воздухе над присутствующими и сопровождал шествие.
Посланные от начальников иудейских, пылавших
завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, устремились на
сопровождавших тело Богоматери, чтобы расстроить величественную процессию, но
светоносное облако, как бы стеной, окружило шествие, и нападавшие были частью ослеплены,
частью рассеяны Божией силой.
Встретив торжественное шествие, один иудейский
священник Афоний, воспылал злобою и яростно бросился к одру Богоматери с намерением
повергнуть его на землю, но едва он прикоснулся к нему своими руками,
“внезапно небесным судом отсечены были дерзкие руки у бесчеловечного” и верхние
части их повисли у гроба. Пресвятая Богородица, дабы никого не огорчать при
Своем отшествии из мира, подала, но молитве святых апостолов, исцеление и
ослепленным врагам, и дерзновенному Афонию (который впоследствии крестился).
Положив пречестное тело Богородицы в пещеру,
святые апостолы закрыли вход ея большим камнем. Три дня святые апостолы и прочие
верующие не отходили от гроба Богоматери. На третий день, после погребения Богоматери,
не бывший при кончине ее апостол Фома, пришедши ко гробу Ее, с воплем и слезами
повергся пред гробовой пещерой, тяжко скорбя, что не удостоился последнего прощания
с Богоматерью. В сердечной жалости о нем святые апостолы открыли пещеру, чтобы
доставить ему утешение — поклониться останкам Пречистой Девы. Но, отвалив
камень от гроба, они увидели, что тела Пресвятой Богородицы уже не было в
гробнице, а там лежали только Ее ризы, от которых разливалось чудное благоухание,
и убедились, что Матерь Жизни хотя и “умерла, но возстала, подобно Сыну Своему,
для вечной жизни,” и что тело Ее, “возвысив, на небеса возведе Иисус Сын Ея и
Спас душ наших.”
[32]
Церковь всегда веруя, что тело Пресвятыя
Богородицы было взято на небо, так прославляет Ее в своих песнопениях: “Побеждены
законы природы в Тебе, Дева чистая, в рождении сохраняется девство, со смертию
сочетавается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти живою, Ты спасаешь
всегда, Богородица, наследие Твое.” В тот же день вечером, верующие были
утешены явлением Богородицы, Которую узрели стоящей на воздухе, окруженной
Ангельскими силами и сияющей неизреченной славой.
По воскресении Спасителя апостолы имели обычай оставлять
во время своей трапезы одно место за столом праздным и перед этим местом клали
хлеб в часть и честь Воскресшего Господа, а после трапезы, встав и молясь,
возносить этот хлеб, нарицаемый Господней частью, взывая: “Велико имя Святыя
Троицы, Господи Иисусе Христе, помогай нам.” Когда же во время трапезы, в третий
день после успения Богородицы, святые апостолы стали возносить хлеб, лежащий во
имя Христово, и едва успели произнести только слова: “Велико имя,” внезапно
Пресвятая Богородица явилась на воздухе с облаком и светозарными ангелами
предстоящими Ей, “срадуйтеся, глаголющи, яко с вами есмь вся дни.” В ответ на
это святые Апостолы воззвали: “Пресвятая Богородица, помогай нам.” После этого
чудесного события святые Апостолы стали совершать возношение в честь явления им
Пресвятой Богородицы, и вкушали одну часть оставляемого ими хлеба перед
трапезой, во имя Господа, а другую — после трапезы, во имя Богородицы. Это возношение
известно под именем возношения панагии. Слово панагия значит всесвятая,
и этим именем греки называют Божия Матерь. Чин возношения панагии находится в
Следованной Псалтири, в Уставе (см. Последование артоса в день Пасхи) и в
Требнике. Последование возношения панагии, находящееся в Требнике (см. 95 гл.),
совершается тогда, “когда кто вступает в службу или отправляется в путь, или намеревается
плыть по водам” (Нов. Скриж., 561 стр.).
Кратковременное пребывание тела Богоматери в гробе и переселение Ее душой
и телом на небо и было причиной названия праздника Успением (ср. Иоан. 11:11).
Праздник установлен для прославления Богоматери и Ее успения. Святая Церковь,
воспевая славное успение Богоматери, приглашает верующих приступить “ко гробу Божия
Матере” и объять его “сердцы и устнами, очесы, и лицем, чисто прикасающеся.”
Церковь прославляет Богоматерь, как Честнейшую херувимов и без сравнения Славнейшую
серафимов, Которая ныне, как Царица, предстала одесную Сына и, принявши под
Свое покровительство род человеческий, ходатайствуем за него ко благосердию Владыки.
Вместе с тем событием успения Богоматери Церковь научает нас, что смерть не
есть уничтожение нашего бытия, а только нереход от земли на небо, от тления и разрушения
к вечному безсмертию.
[33]
Праздник Успения Богоматери восходит к древним
временам христианства. Всеобщее празднование его 15 августа установлено по воле
имп. Маврикия (с 582 года). Песнопения на этот праздник составлены святыми
Космою Святоградцем (см. 12 декабря), Иоанном Дамаскиным (см. 4 декабря), Феофаном
Никейским (см. 11 октября) и др.
Молитвословия дня
Тропарь, гл. 1.
В рождестве девство сохранила еси, во успении мира
не оставила еси Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и
молитвами Твоими избавлявши от смерти души наша.
Кондак, гл. 3.
В молитвах неусыпающую Богородицу, и в
предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже
бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную.
Величание.
Величаем Тя, пренепорочная Мати Христа Бога
нашего, и всеславное славим успение Твое.
Богослужебные указания
Праздник Успения относится к двунадесятым праздникам. “Празднуется же убо
сей праздник 9 дней,” а вместе с Предпраздненством (с 14 по 23 августа) — 10
дней. На утрени
“канона два,” “катавасия, кийждо лик свой ирмос;”
на 9-й песни “Честнейшую не поем, но поем припевы праздника” (но если 15
августа будет в воскресенье, то поется “Честнейшая”).
(На утрени в день Успения “в некоторых странах творится пение
надгробное, наипаче идеже храм настоящего празднества” (по др. см. ниже
Монастыри, о Киево-Печерской Лавре, а также и о Гефсиманском ските Моск. еп.).)
На литургии, вместо “Достойно поем ирмос: Побеждаются, и до отдания.”
Паремия, и проч. см. 8 июля.
Марково.
Если случится праздник Пресвятыя Богородицы Успения в воскресенье.
См.
Если Успение случится в среду и пятницу, то на мясо, сыр и яйца не
разрешается.
Преподобного Μакария Римлянина, Грезневсного или Лезневсного, в Воскресенском монастыре (см. Новгород,
еп.). Он жил в ΧVI-VII в. В монастырской церкви есть придел во имя сего
подвижника.
Примечания
[32]
Без сомнения,
вера христиан в восшествие Богоматери на небо в прославленной плоти —
истинна. Если Енох из мира допотопного и пророк Илия из мира подзаконного
восхищены на небо с плотью, то ужели пречистая плоть Честнейшей Херувимов и
Славнейшей Серафимов предана тлению? Сонмы мучеников и подвижников прославлены
нетлением благоухающих мощей, изливающих токи исцелений; телеса многих из них, бывшие
безвестными, после не маловременного пребывания на земле, открыты видениями и
чудесами, а пречистое тело Богоматери, хотя бы и нетленное, где либо скрывается
в земле в безвестности? Нет ни в одном углу христианского мира части мощей
Богоматери; это потому, что вера в восшествие на небеса с пречистой плотью весьма
древняя, современна апостолам и мученикам. Пояс Богоматери, святые одежды Ее
(ср. 2 июля и 31 августа) открыты для чествования миру христианскому. Хранимые
с благоговением, разделяемые по лицу земли на части, они творили и творят
чудеса. Многочисленные иконы Ее всюду изливают токи исцелений и знамений; а
святое тело Ее неизвестно где в земле. Нет, это невозможно! Святые мощи
прославленным мучеников с течением времени иногда подвергаются, по грехам
живущих на земле, общей участи земного: действию огня, наводнений, землетрясений,
поруганию от варваров.
Этого не допущено в отношении к пречистому телу
Богоматери, оно не оставлено случайным переменам преходящого мира, но и не
унижено перед телами святых безвестным сокрытием в земле, оно несравненно более
возвышено над ними преславным вознесением на небеса (Месяц. Вост., II т., Зам.,
325-326 стр.).
[33]
Вот почему
святая Церковь, в своих песнопениях этого дня и призывает нас радоваться,
внушая тем самым нам, что в дивной кончине Богоматери, к утешению всех, явилась
с особенным торжеством сила Господа, Который смертью Своей и воскресением
сокрушил жало смерти и из страшной и мучительнейшей сделал ее для верных Своих
последователей радостной и блаженной; ибо Пресвятая Богородица, “как бы сном на
малое время смертиго уснула, вскоре от нея, яко от сна воспрянула, и мертвость
гробную, как сонное от очес дреманис оттрясши, узрела безсмертную во свете лица
Господня жизнь и славу.” Кроме того, мы должны радоваться о Пресвятой Деве, что
Она, после жесточайших Своих скорбей и страданий на земле, получила, отшедши в горний
мир, награду за Свои добродетели; этим нам указывается новое значение смерти,
данной ей Воскресшим из гроба: будучи доселе наказанием за грех, смерть
сделалась теперь свидетельницей добродетели, наградою подвигов, совершаемых в
жизни (Апок. 14:13). Наконец, мы должны радоваться потому, что Пресвятая Дева,
по Своем успении, переселилась в горний мир. Там, на небесах, Она всем
существом Своим предстала престолу Живоначальной Троицы; там, на небесах,
смиренная здесь на земле, Она явилась без сравнения честнейшей херувимов,
славнейшей серафимов, светлейшей всех праведников, не только рабой Господней
честнейшей, но и Царицей неба и земли, Владычицей горних сил и людей,
преисполненной чашей всех божественных даров, безмерным морем благодати,
обильнейшим источником всех даров, душевных и телесных; всех скорбящих
радостью, обидимых Заступницей, алчущих Питательницей, для странных утешением, для
обуреваемых пристанищем, для больных посещением, для немощных покровом, жезлом
старости, вдов и сирых заступлением. Матери Своей, если только Она восхощет молить
Господа, Господь ни в чем отказать не может. Она есть единая надежда
ненадежных, прибежище отчаянных, есть предстательство для нас непостыдное,
ходатайство к Творцу непреложное, моление теплое, заступление скорое, стена
нерушимая, мирови прибежище, милости источник, есть дверь милосердия Божьего. Загляните
в историю Церкви, загляните в страницы истории нашего отечества, обойдите
храмы, посвященные Ее имени, пересчитайте Ее чудотворные иконы, пройдите
Палестину, Грецию, Россию, даже отпадший от православия запад, — везде
встретите бесчисленное множество доказательств и безмерного могущества, и
безмерного милосердия Матери Божией. Оттого-то нет в Православной Церкви
богослужения, нет молитвы, где бы Церковь своих прошений не подкрепляла именем
и молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы; нет молитвы, нет богослужения,
где бы Церковь наша не благодарила, не превозносила восторженными победными
песнями возбранную Воеводу, нашу усердную Заступницу и Матерь благоутробную,
Приснодеву Марию.
С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.
|