Русская Пасха / Russian Easter
Пасха - источник радости
 
   


Неподвижные (неперемещаемые) праздники


на головную страницу сайта





Святых первоверховных Апостолов Петра и Павла

* дата в скобках - по новому стилю

Июнь (Июль). 29 июня (12 июля)

 

Святой апостол Петр, брат апостола Андрея (см. 30 ноября с.с), родом иудей, отличался пылкостью и решительностью своего характера (Мф. 16:15-17; 22-23; 14:25-31; Мар. 1:20,30; Иоан. 1:42). Призванный Господом от скромной доли рыбака к уловлению человеков, он был одним из ревностных учеников Спасителя (Мф. 4:18-19; Лук. 5:10-11).

До призвания он назывался Симоном, после же призвания, в предзнаменование и в награду своей твердости в вере, получил прозвание Кифы, по-гречески — Петр, что значит камень. Всю жизнь свою он остался верным этому имени и доказал это многочисленными примерами своей крепкой привязанности к Господу. Он был участником и свидетелем величайших чудес Спасителя и важнейших событий Его земной жизни (Иоан. 1:42; Мф. 16:18; 17:1; 26:37; Лук. 8:51). По воскресении Спасителя, призванный Им вторично к апостольскому служению, он во всю свою жизнь сохранил непоколебимо твердую, как камень, веру в Иисуса Христа, как Сына Божия и Спасителя мира, и старался внушить ее и другим людям (Иоан. 21; Деян. 2:14; 4:8; 12:3; 8:14; 12). Он был апостолом преимущественно иудеев (Гал. 2:7, 8).

В 44 году, когда ему угрожала в Иерусалиме от Ирода Агриппы смерть, святой Петр, освобожденный из темницы ангелом (Деян. 12:1-11), оставил Иерусалим. Он проповедовал в Сирии, Понте, Галатии, Вифинии, Асии и Египте, подтверждая силу своих слов великими чудесами: он воскрешал мертвых и исцелял недужных, причем последние исцелялись даже от одной только тени его (Деян. 5:5,10,15; 9:33-34,40). Святая Церковь прославляет его, как “Апостолов предначальника,” ибо он первый исповедал Спасителя Сыном Божиим (Мф. 16:16), первый начал проповедовать Его воскресение, первый положил начало обращению язычников (Деян. 2:14-36, 10:34-48). В царствование Нерона, прибыв в Рим, он претерпел мученическую кончину на кресте. Признавая себя недостойным быть распятым так, как был распят Иисус Христос, апостол Петр упросил, чтобы его распяли головой вниз. Хотя апостол Петр и отличался особенною ревностию ко Христу, но это не давало ему первенства власти над другими апостолами, а только первенство чести по трудам апостольским; о делах Церкви он так же, как и другие апостолы, предлагал Собору, и дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью. (Деян. 15, 7, 12-14; 1:23-26; 6:2-6; 15:22-23); Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых (Деян. 8:14). Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна, себя же причисляет к ним и сравнивает с Петром (Гал. 2:7-9; 2 Кор. 11:5). Сказание римской церкви, что апостол Петр был епископом в Риме от 42 по 67 г., не выдерживает критики. Святой апостол оставил после себя 2 соборных послания.

Святой апостол Павел, до призвания своего в апостолы называвшийся Савлом, был родом иудей из г. Тарса. Он был учеником знаменитого еврейского учителя Гамалиила (см. 2 августа), принадлежал к секте фарисеев и жестоко преследовал христиан (Деян. 13:7-12; 21:39; 22:3; Филип. 3:4-5; Деян. 7:58; 8:1,3; 9:1,2; 26:11). Чудесно призванный в апостолы Самим Господом, Который явился ему на пути в Дамаск, он принял святое крещение от апостола Анании (см. 1 октября) и с этого времени сделался ревностнейшим проповедником Евангелия (Деян. 9:3-30). Он сам пишет о себе, что он более всех потрудился в благовестии Христовом (1 Кор. 15:10). Он был преимущественно апостолом языков (Рим. 15:16,18; Еф. 3:6-7; Гал. 2:7) и проповедовал Христа в Аравии, Палестине, Кесарии, Малой Азии, Греции, Италии и многих других странах. Претерпев много страданий, он сподобился от Господа чрезвычайных откровений, будучи восхищен в рай, и вознесен до третьего неба, где слышал такие тайны, каких никому из имеющих человеческую природу пересказать нельзя, и совершил многие и великие чудеса (2 Кор. 11:23-29; 12:1-4,7; Деян. 13:11; 14:10; 16:18; 19:12; 20:9-12; 28:3-6).

Глубокое убеждение в истинности проповедуемого учения, ясное понимание христианских истин, спокойное мужество среди всевозможных опасностей, необыкновенное знание человеческаго сердца и от природы увлекательная сила красноречия, при благодатных дарах Святого Духа, содействовали его необыкновенным успехам. По словам святого Иоанна Златоуста, апостол Павел бесчестия и оскорбления за проповедь искал больше, нежели мы чести, смерти больше, нежели мы жизни, бедности больше, нежели мы покоя, печали больше, нежели другие радости, и молился за врагов больше, нежели другие молятся против врагов. Одно только было для него страшно и опасно, как бы не оскорбить Бога, а более ничто; равно и вожделенным для него не было ничто, кроме угождения Богу. Любовь ко Христу он ставил выше всего. С этою любовью он лучше желал быть в числе последних и наказываемых, нежели без нее в числе высших и получающих почести.

Святой апостол Павел мученически скончался в Риме. По повелению императора Нерона, он был осужден на распятие, но ему, как римскому гражданину, оно было заменено усечением главы мечем. Святой апостол Павел написал 14 посланий: к Римлянам, к Коринфянам 2, к Галатам, к Ефесеям, к Филиппийцам, к Колоссянам, к Фессалоникийцам 2, к Тимофею 2, к Титу, к Филимону и к Евреям.

В службе этого дня святые апостолы Петр и Павел прославляются, как “друзи Христовы,” “небеснии таинницы,” “реки премудрости,” “всея вселенныя питатели,” “благочестия истинныя проповедники,” “всего мира предстатели,” “ученики Христовы, и основания церкве, истинныя столпы и стены, и трубы божественныя Христовы учений и страданий,” «мира ловцы,” «имущии ключи царствия,” «Богопроповедников первостоятели,” “верх апостолов.”

Считается вероятным, что святые апостолы Петр и Павел пострадали в один день, 29 июня, по крайней же мере этот день есть день кончины святого апостола Петра; но оба они пострадали в один год, именно в 67 г. (по другим, после 64 г., в 65-67 годах). По римскому преданию, главы обоих апостолов хранятся в Латеранском соборе в Риме, тело же святого апостола Петра почивает в Ватиканском соборе, а святого апостола Павла — в загородной церкви его по Остийской дороге. [24]

Молитвословия праздника.

Тропарь, гл. 4.

Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенный даровати, и душам нашим велию милость.

Кондак, гл. 2.

Твердыя и Боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бο оных и смерть приял еси, паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная.

Величание.

Величаем вас, апостоли Христовы, весь мир ученми своими просветившия, и вся концы ко Христу приведшия.

Паремия. 1) 1 Петр. 1:3-9; 2) 1 Петр. 1:13-19; 3) 1 Петр. 2:11-24.

Утреннее Евангелие. Иоан. 21:15-25; 67 зач.

Апостол. 2 Кор. 11:21-32; 12:1-9; 193 зач.

Евангелие. Мф. 16:13-19; 67 зач.

Праздник в честь святых апостолов Петра и Павла имеет продолжение и в службе следующего дня (см. 30 июня).

См.

Если случится праздник в воскресный день, предваряют вся воскресная.

В день святых апостолов Петра и Павла только в том случае бывает разрешение на мясо и яйца, если этот праздник не случится в среду и пятницу.

Преподобного Петра, царевича Ордынского, Ростовского чудотворца. Племянник Беркая, хана Золотой орды, он, тайно оставивши орду, принял в Ростове святое крещение и женился на дочери одного ордынского вельможи — христианина. Он отличался любовью к молчанию, богомыслию и молитве. Им построен был при озере Неро Петровский монастырь (см. Яросл. еп.). По смерти своей супруги, царевич принял иночество в основанной им обители и, в богоугодных подвигах достигнув глубокой старости, скончался в 1290 г. Мощи его под спудом в его обители. При гробе его совершалось много чудесных исцелений (см. 30 июня).

 

Примечания

[24] Изображение апостола Петра на иконах с ключами основывается на известном месте Священного Писания (Мф. 16:13-18), где повествуется, что Спаситель апостолу Петру, как первому исповедавшему Его Сыном Божиим, изрек обетование дать “ключи царства небесного,” т. е. власть отверзать и заключать вход в это царство, каковую власть, впрочем, Господь затем, обетовал всем апостолам (Мф. 18,18) и по Своем воскресении торжественно утвердил за всеми ими, а следовательно и за преемниками их служения — пастырями Церкви (Иоан. 20:23).

О мощах святого апостола Петра см. Ц. Вед. 1906, 32.

Изображение апостола Павла на иконе держащим меч знаменует его неутомимое и самое ревностное проповедание слова Божия, называемого им самим мечом духовным (Еф. 6:12-17; Евр. 4:12), действуя которым он победоносно поражал и рассекал нечестие и неверие и великое множество людей обратил к Иисусу Христу.


С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.



© Copyright PASKHA.net, 2001-2008