Благовещение Пресвятой Богородицы
* дата в скобках - по новому стилю
Март (Апрель). 25 марта (7 апреля)
Историко-экзегетическое описание праздника.
Праздник
Благовещения посвящен воспоминанию и прославлению события, описанного в
Евангелии (Лук. 1:26-38). У древних христиан он носил различные названия:
“Зачатие Христа,” “Благовещение о Христе,” “Начало искупления,” “Благовещение Ангела
Марии,” — и только в VII веке ему было усвоено навсегда наименование
“Благовещения Пресвятыя Богородицы.” Установление этого праздника принадлежит самой
глубокой древности. Святой Афанасий (IV века) в своей беседе на этот праздник называет
его первым в ряду праздников и особенно почитаемым, так как он напоминает начало
домостроительства спасения людей. В V и VI вв. по причине ересей, унижавших лицо
Богоматери и искажавших догмат о воплощении Иисуса Христа, представились особенные
побуждения для Церкви возвеличить торжество праздника. За это время Богослужение
праздника обогатилось многими песнопениями, в которых раскрыто таинство воплощения
сына Божия и величие Богоматери. В VIII в. святые Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит
Никейский, составили на этот праздник канон, поющийся и доселе. По объяснению древних
христианских писателей, в основании обычая праздновать праздник 25 марта лежит предание
Церкви, что в этот день совершилось воплощение; к тому же этот день стоит в естественном соответствии с 25
декабря.
[23]
Молитвословия праздника.
Тропарь, гл. 4.
Днесь спасения
нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил
благодать благовествует: темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся
Благодатная, Господь с Тобою.
Кондак, гл. 8.
Взбранной
Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти
раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи,
да зовем Ти: радуйся Невесто неневестная.
Величание.
Архангелький
глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Богослужебные указания
Изложениe
порядка службы праздника находится в Уст. 25 мар. и начинается со слов: “При
часе же 1-м нощи ударяет в великий кампан,” и дальше излагается порядок
всенощного бдения. Порядок вечерни и литургии в самый день Благовещения излагается
в Уст. 26 марта с.с. (8 апрелян.с.)
Праздник Благовещения
— дванадесятый. Он бывает в промежуток времени с четверга 3-й седмицы
Великого поста до среды Святой недели, а потому он имеет только один день
предпразднства и один попразднственный день отдания, иногда же предпразднства и
отдания не бывает и он празднуется всего только один день (см. 24 и 26
пар.). По особенностям Богослужения Благовещение приближается к праздникам
Рождества Христова и Богоявления, и никогда не оставляется, в какой бы день
церновного года он ни случился.
Всенощное бдение на Благовещение начинается или великой вечерней (в понедельники,
воскресенья Четыредесятницы и во все дни Светлой седмицы), или великим повечерием
(в прочие дни Четыредесятницы, а также во вторник, среду и четверг Страстной
седмицы), или даже утреней (в Великие пятницу и субботу).
На утрени в Благовещение всегда полагается праздничное Евангелие,
кроме недели Ваий, когда читается Евангелие этой недели, с полиелеем и величанием;
после 50 псалма поется на “Слава” “Молитвами Богородицы,” на “И ныне” — тоже,
но в нед. Ваий “поем: Слава, Днесь Христос, И ныне, тойже;” “Честнейшую” по 8 песни канона поется только
в недели 3, 4 и 5 Великого поста; во все прочие дни, до недели Ваий, — припевы и
ирмос одного праздника, а с недели Ваий вместе с припевом и ирмосом Триоди.
Великое славословие на Благовещение в субботы и недели Великого
поста — поется, в прочие дни — читается (тогда в конце утрени ектения: “Помилуй
нас Боже,” а “Господи помилуй” 40 раз не читается), в Пасхальную седмицу вовсе
не полагается.
Великие поклоны на утрени в Благовещение только в те дни бывают, в кои
они положены в посту (бывает только 3 поклона с молитвою “Господи и Владыко
живота,” после ектении “Помилуй нас Боже”).
Часы поются или вседневные (в субботы и недели Четыредесятницы, в четверток и
субботу Страстной, причем в эту субботу 3, 6 и 9 часы совершаются вместе и после
них бывает отпуст), или великопостные (в прочие дни Четыредесятницы и Страстной
седмицы), причем на великопостных часах в дни Четыредесятницы поклоны только на
1 часе и в конце изобразительных (на часах же 3, 6 и 9 поклонов не полагается),
а в Страстную — на каждом часе; на Крестопоклонной седмице в понедельник, среду
(на 1 часе) и пятницу (по отпусте часов)
бывает поклонеиие Кресту; в Страстную седмицу на часах читается Евангелие; на Благовещение
в Великий пяток часы — те же, что полагаются в Великий пяток, а в Пасхальную
седмицу — пасхальные часы.
Когда на Благовещение
совершаются великопостные часы, а также в четверток, пяток и субботу Страстной,
— в эти дни вечерня совершается перед
литургией; в субботы и недели 3, 4, 5 и 6 седмиц Четыредесятницы и в Пасхальную
седмицу вечерня бывает после литургии. Литургия,
в какой бы день ни случился праздник Благовещения, всегда совершается полная — Иоанна
Златоустого, или Василия Великого, если праздник случится в тот день, когда по
Уставу положена сия последняя (см. ниже, о Литургии); вместо “Достойно” поем ирмос
праздника (см. 8 сентября с.с. – 21 сентября н.с.), кроме нед. Ваий, Великих
четвертка и субботы, когда этот ирмос поется только в храмах Благовещения (а в
прочих — ирмос Триоди), и кроме дней Пасхи, когда поется припев и ирмос Пасхи.
В день Благовещения
после литургии, вечером, или
отправляется вечерня и малое повечерие (если в этот день вечерня не совершалась
до лигургии), или одно повечерие (если в этот день вечерня была до литургии). Если
26 марта с.с. (8 апреля н.с.) полагаются великие поклоны: то эти
поклоны бывают и на вечерне и на повечерии 25 марта с.с. (7 апреля
н.с.); затем на утрени поется “Аллилуиа” с троичными гласа.
В частности:
1) когда Благовещение
случится во вторник, среду, четверг и
пятницу Четыредесятницы, а также во вторник,
среду и четверг Страстной седмицы, то накануне праздника вечерня следует непосредственно за чтением часов
(3-го, 6-го и 9-го) и изобразительных. На вечерне к стихирам Триоди — на
“Господи воззвах” присоединяются стихиры праздника, кроме того на этой вечерне бывает
вход, читаются паремии дне (Tpиоди) и праздника (три). В среду и пяток после
паремий следует “Да исправится,” и поклоны 3 великия, и прочая
Преждеосвященных, а в прочие дни после паремий — “Сподоби Господи,” стихиры “на
стиховне” — Триоди, “Слава, и ныне” — праздника, по “Ныне отпущаеши” — тропарь
праздника. В дальнейшем последовании вечерня совершается как вседневная,
заканчиваясь сугубой ектенией и молитвой св. Ефрема Сирина с 3-мя великими
поклонами.
Всенощное бдение начинается великим повечерием, за которым следует утреня.
В начале великого повечерия полагается каждение и пение “С нами Бог,” по 1-м
“Трисвятом” — поется тропарь праздника, по 2-м “Трисвятом” — кондак праздника, после
чтения: “Слава в вышних Богу,” — следует лития, с пением стихир литии праздника;
далее идет праздничный порядок службы, кончая каноном, кроме той особенности,
что на утрени читаются 3 кафизмы, причем по 1-й кафизме ектении не бывает и седальны
читаются из Триоди; а такте к канону праздника присоединяется и трипеснец
Триоди (тропари трипеснца читаются с припевом: “Слава Тебе, Боже наш”) и на 9-й
песне канона “Величит душа моя” не поется (как это бывает во все двунадесятые
праздники), припевы же праздника поются; светилен, хвалитные стихиры положены
праздничные. Конец утрени удерживает характер вседневной: “Славословие” читается,
после просительной ектении положены стихиры на стиховне из Триоди (но на “И ныне”
стихира праздника); заканчивается утреня сугубой ектенией и молитвой св. Ефрема
Сирина с 3-мя великими поклонами.
На первом чacе полагается кафизма, а в конце его — молитва святого
Ефрема Сирина. В день праздника на часах
3-м, 6-м и 9-м полагается чтоние рядовых кафизм, на 6-м часе читается обычная паремия
(Триоди), после 9-го часа следует чтение изобразительных, заканчивающихся
молитвой святого Ефрема Сирина, затем — молитва “Всесвятая Троице” и отпуст
часов, как перед литургией Преждеосвященных Даров.
Литургия (святого Иоанна Златоуста) начинается вечерней; на вечерне
кафизма не читается, к стихирам Триоди присоединяются стихиры праздника, по входе
(с Евангелием) читаются две паремии дня и две праздника, затем следуютъ: малая ектения,
возглас “Трисвятого,” а далее отправляется обычно литургия святого Иоанна
Златоуста.
2) Если Благовещение
случится в один из субботних дней 3 и 4 седмиц
Великого поста, тогда всенощное бдение тоже состоит из великого повечерия и
утрени и великое повечерие отправляется так же, как сказано выше (см. 1). Но на
утрени “бывает служба вся праздника, ниже четверопеснец (который поется в
четверток), ни ино что субботное поется, но все праздника, поем же (а не
читаем) и славословие великое.” “Такожде и на литургии (святого Иоанна
Златоуста) все праздника.” Литургия предваряется совершением обычных трехпсалмных
часов 3-го и 6-го и “изобразительные” не полагаются.
3) Если Благовещение
случится в понедельник какой-либо
седмицы Великого поста (не исключая и понедельника Страстной седмицы), тогда накануне
праздника отправляется малая вечерня с малым повечерием; всенощное бдение состоит
из великой вечерни в соединении с утреней. Великая вечерня начинается пением
предначинательного псалма и 1-го антифона “Блажен муж;” на “Господи воззвах”
поются стихиры Триоди и праздника, вход, прокимен дня, паремии праздника 3, ектения:
“Рцем вси,” “Сподоби Господи,” ектения: “Исполним вечернюю,” обычные возгласы и
затем лития; вообще вечерня в эти дни имеет характер совершенно праздничный.
Утреня и литургия
совершаются с указанными выше (см. 1) особенностями; причем если Благовещение случится
в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, то на литургии читается один
Апостол (праздника), а Евангелий — два (“праздника и дне”).
4) Когда Благовещение
случится в один из воскресных дней Великого
поста, — Богослужение представляет обычное соединение воскресной службы
с Богородичной по общему правилу (см. Уст. 8 сент.), с той особенностью, что в неделю
Крестопоклонную не оставляются стихиры, тропарь и канон Креста и на утрени — по
славословии великом бывает поклонение Кресту.
5) Когда, Благовещение
случится в один из последних дней Страстной
седмицы, Богослужение видоизменяется соответственно службе, в тот или
другой день Страстной седмицы.
Так, если Благовещение
случится в Великую пятницу, вечерня совершается в Великий четверг в соединении с литургией
святого Василия Великого, повечерие читается малое (с трипеснцем Триоди). Всенощное
бдение состоит из одного утреннего богослужения с чтением 12-ти Евангелий страстей
Господних и с пением особых Великого пятка 15 антифонов, при чем на “Бог
Господь” поется тропарь праздника дважды, “Славаи ныне” — дня (“Егда славнии”),
— по прочтении 7-го Евангелия страстей поются степенны антифоны 4 гласа и
читается Евангелие праздника и 8-е страстей; канон праздника соединяется с трипеснцем
Триоди; славословие читается и конец утрени — вседневной, как в Великую пятницу.
В самый праздник отправляются царские часы; затем литургия святого Иоанна
Златоуста предваряется вечерней. (О выносе плащаницы см. ниже, в Триодионе).
Если Благовещение
случится в Великую субботу, — накануне
в Великую пятницу вечерня великая отправляется отдельно от утрени с чтением Апостола
и Евангелия, по уставу Великой пятница. В самый день праздника всенощное бдение,
как и в Beликую пятницу пятницу, начинается утренним богослужением, при чем на
“Бог Господь” поется тропарь дня “Благообразный Иосиф” и на “И ныне” тропарь
праздника, далее следует пение “непорочных” (разделенных на 3 статьи) с каждением,
оканчивающееся пением тропарей “Ангельский Собор;” после сего поется полиелей праздника “Хвалите
имя Господне” и величание “Архангельский глас,” пение
степенных антифонов 4 гл., чтение Евангелия праздника и прочее праздничной
утрени; к канону присоединяется канон дня; славословие великое поется, по
великом славословии совершается крестный ход с плащаницей, по окончании которого
чтение паремии, апостола и евангелия, согласно уставу Великой субботы. Литургия
св. Василия Великого соединяется с вечерней.
6) Когда Благовещение
случится в праздник Пасхи, то
а) в первый день Пасхи к пасхальному канону
присоединяется канон Благовещения, по 6-й песни канона читается Евангелие праздника,
к стихирам хвалитным воскресным присоединяются стихиры Благовещения; на литургии,
по входе, на “Слава” тропарь Благовещения, прокимен, Апостол, Аллилуиа и Евангелие
читается прежде Пасхи, потом Благовещения; причастен Пасхи и Благовещения; в
остальном богослужение удерживает характер богослужения пасхального;
б) — во 2-й или 3-й день Пасхи, — накануне
отправляется малая вечерня и затем всенощное бдение, состоящее из великой
вечерни и утрени с особенностями пасхального богослужения: предначинательный псалом
заменяется пением “Христос Воскресе” со стихами “Да воскреснет Бог,” к стихирам
на стиховне присоединяются стихиры Пасхи с припевом “Да воскреснет Бог,” по окончании
их тропарь Благовещения трижды, благословение хлебов, затем — утреня, на
которой вместо шестопсалмия, по благословении священника, — “Христос воскресе”
со стихами “Да воскреснет Бог;” после великой ектении — полиелей праздника,
степенны антифоны 4 гл., чтение Евангелия и прочее —
праздничной утрени до канона; канон Пасхи в соединении с каноном праздника; вместо
славословия великого — по стихирах на хвалитех воскресных и праздника — стихиры
Пасхи со стихами “Да воскреснет Бог;” заканчивается утреня двумя ектениями и
пасхальным отпустом. Часы отправляются пасхальные. На литургии, по входе, после
“Христос воскресе” (3-жды), тропарь Благовещения, на “И ныне” кондак Благовещения;
прокимен, Апостол, Аллилуиа и Евангелие —
прежде Благовещения, потом Пасхи; причастен — Пасхи и Благовещения; все остальное
— пасхальное.
Паремия. 1) Быт.
28:10-17; 2) Иезек. 43:27; 44:1-4; 3) Прит. 9:1-11.
Эти паремии в
Великий пост читаются накануне вечером, в праздник же на литургии положены следующие: 1) Исх.
3:1-8; 2) Прит. 8:22-30.
Утреннее
Евангелие. Лук. 1:39-49, 56; 4 зач.
Апостол. Евр.
2:11-18; 306 зач.
Евангелие. Лук.
1:24-38; 3 зач.
Маркова глава в Типиконе и Минее.
Если случится
Благовещение: 1) в суботу 3, 4 нед.; 2) в 3 нед.; 3) в понедельник 4, 5, 6 нед.; 4) среду 3 нед.; 5) в 4, 5
нед.; 6) в среду 5 нед.; 7) в четверг 5 нед.; 8) в субботу 5 нед.; 9) в субботу
6 нед.; 10) в 6 нед.; 11) в Великий понедельник; 12) в Великий вторник; 13) в
Великую среду; 14) в Великий четверг; 15) в Великую пятницу; 16) в Великую субботу; 17) в
воскресенье Пасхи; 18) в понедельник, вторник, среду Светлой Семицы.
С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.
|