Сретение (Сретение Господне)
* дата в скобках - по новому стилю
Февраль. 2 февраля (15 февраля)
Историко-экзегетическое описание праздника.
В этот
праздник вспоминается принесение Иисуса Христа Пресвятою Mapиeю, по исполнении
дней очищения, в храм (Лук. 2:22-39), для установленного законом Моисея (Лев.
12:2-8; Исх. 13:2, 13; Числ. 3:13, 8:6-18)
выкупа.
Пречистая
Дева, хотя и не имела нужды в очищении, однако явилась во храм, чтобы все
исполнить по закону. В храме Младенец был встречен праведным Симеоном (см. о
нем 3 февраля с.с – 17 февраля н.с.). В священном восторге святой старец
воссылает хвалу и благодарение Богу, исполнившему чаяние сердца его, и,
проникнутый чувством неземного блаженства, берет в свои объятия Младенца и на
закате дней своих произносит дивные слова, которые святая Церковь ежедневно
повторяет в вечерней песне при закате дня: Ныне отпущаеши раба Твоего,
Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже ecu
уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих
Израиля. Слушая слова эти, Иосиф и Mapия дивились им, ибо эти слова ясно
свидетельствовали, что тайна Божия уже открыта праведнику Симеону. Продолжая
затем свое богодухновенное пророчество, праведный старец обратился к Марии и,
указав Ей на Младенца, сказал: “Се лежит Сей на падение и на восстание многих
во Израили, и в знамение пререкаемо: и Тебе же Самой душу пройдет оружие: яко
да открыются от многих сердец помышления.”
[18]
В то время,
как святой старец произносил свою пророчественную речь о Богомладенце, в храме
находилась праведная Анна (см. 3 февраля - 17 февраля н.с.). Она тоже
присоединила свой вдохновенный голос к голосу Симеона, славя Бога и, как
пророчица, вероятно, вещая о Младенце в пророчественном смысле. Совершив в храме
все требуемое законом Моисея, Иосиф и Мария возвратились с Богомладенцем в Назарет.
От события встречи Богомладенца праведным Симеоном получил свое название и сам
праздник в Церкви православной. Событие Сретения празднуется 2 февраля потому,
что этот день есть 40-й после 25 декабря. Начало праздника восходит к глубокой
древности. Несомненно, что этот праздник в церкви Иерусалимской был известен в
IV веке;
[19]
из Иерусалима
он перешел к другим церквам в V-VI в.
Собственно
торжественное празднование его в церкви западной и восточной началось не в
одно время и по разным поводам. Западные писатели приписывают установление
торжественного празднования этого праздника (собственно литии) одни — папе Геласию
(496 года), а другие святому Григорию Великому (600 г.), и полагают, что этим
путем названные папы имели в виду уничтожить языческий праздник люперкалиев,
[20]
который
падал на февраль и в ту эпоху был еще в силе между римлянами. В церкви
восточной начало торжественного празднования Сретения относится ко времени
Юстиниана (к 542 г.). В конце 541 г. в Константинополе и его окрестностях
появилась сильная моровая язва, продолжавшаяся 3 месяца и под конец ежедневно
поражавшая смертью от 5 до 10 тысяч человек. К этому бедствию скоро
присоединилось новое — землетрясение в Антиохии (Сирийской), разрушившее
многие здания и погубившее много народа. Во время этих бедствий в праздник
Сретения в Константинополе было совершено всенародное торжественное моление,
или лития, об избавлении от зол, и бедствие прекратилось. В благодарное
воспоминание избавления от бедствий Церковью было установлено совершать в этот
праздник перед литургией литию в монастырях (вне обителей).
[21]
Празднованием
Сретения Господня святая Церковь, исповедуя и утверждая, что “Христос явился мирови
не мнением, ни привидением, но истиною,” обличает тех древних лжеучителей,
которые отвергали в Иисусе Христе естество человеческое, считая оное
недостойным Бога и неистинным. Вместе с этим примером Спасителя и Его Пречистой
Матери, исполнивших все требовавшееся законом, нам внушается необходимость исполнять
правила и обряды святой Церкви и напоминается о нашем воцерковлении в Церкви Христовой, о нашем посвящении Богу,
Которому мы и должны приносить души и телеса свои в жертву живую, чистую и
благодатную. Кроме того, святая Церковь, воспевая в этот праздник святых
Симеона и Анну, внушает нам, что мы должны находить, по примеру праведного
Симеона, благодатное утешение и спасение во Христе, вверяя Его всеблагому
промышлению свою жизнь и смерть, а по примеру пророчицы Анны, должны, как можно
чаще, посещать храм Божий и благоугождать Господу молитвами и постом. Наконец,
праздник Сретения научает нас в бедствиях, нас постигающих, обращаться к
Господу Богу, всегдашнему и скорому Помощнику и Покровителю всех, призывающих Его с верой и с истинным раскаянием.
Молитвословия праздника.
Тропарь, гл.
1.
Радуйся
благодатная Богородице Дево: из Тебе бо воссия Солнце правды Христос Бог наш,
просвещаяй сущия во тьме; веселися и ты старче праведный, npиeмый во объятия
Свободителя душ наших, дарующего нам воскресение.
Кондак, гл.
1.
Утробу
Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже
подобаше, предварив, и ныне спасл ecu нас Христе Боже: но умири во бранех жительство,
и укрепи Императора, Егоже возлюбил
ecu, едине Человеколюбче. Величание. Величаем Тя, Живодавче Христе,
и чтем Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся ecu в храм
Господень.
Паремия.
1) Исх.
12:51; 13:1-3, 10-12, 14-16; 22:29; Лев. 12:1-4, 6-8.
Числ. 8:17.
2) Ис.
6:1-12.
3) Ис.
19:1-5, 12, 16, 19-21.
Утреннее
Евангелие. Лук. 2:25-32; 8 зач.
Апостол. Евр.
17:7-17; 316 зач.
Евангелие. Лук.
2:22-40; 7 зач.
Богослужебные указания
Дванадесятый праздник Сретения по Уставу относится к богородичным, так как
если он случится в воскресный день, то служба воскресная не отменяется (как это
бывает в дванадесятые богородичные праздники, тогда как в господские праздники,
случившиеся в неделю, воскресная служба опускается), и праздничным песнопениям
предшествуют воскресные (причем на утрени на 9-й песне, вместо праздничных припевов,
поется “Честнейшая”).
Не принадлежа к богородичным праздникам, праздник Сретения, как это обыкновенно
бывает только в праздник Господень, имеет на литургии “входное,” после которого
поется тропарь и кондак праздника; однако праздничные антифоны не положены, а —
изобразительны с блаженными; после служб положен (см. Служебник) особый отпуст
(но он, при совпадении праздника с воскресным днем, заменяется воскресным отпустом).
С Предпраздненством и попразднством этот праздник
празднуется 9 дней (1-9 февраля с.с. – 14-22 февраля н.с.), если не сократит
этого срока Великий пост. В последнем случае он празднуется столько дней,
сколько останется до поста.
Маркова глава в Типиконе и Минее.
Если случится праздник Сретения:
1) в неделю, прежде недели Мытаря и Фарисея; в недели:
2) Мытаря и Фарисея;
3) Блудного сына;
4) Мясопустную;
6) Сыропустную;
6) в субботу Мясопустную (поется служба Сретения; служба же “умерших
поется, вечер и утро, в субботу мимошедшую или в четверг Мясопустный”);
7) в понедельник, вторник, четверг Сыропустной недели (непременно
совершается вся служба праздника, “зане Триодь с праздником не поется, в кой
день не случится на сырной недели, кроме субботы и воскресенья, разве самогласны
стихиры дне” на малой вечерни);
8) в среду и пятницу Сыропустной (накануне не бывает великого повечерия, а
совершается малая вечерня, затем обычное всенощное бдение — из великой
вечерни, утрени и 1 часа; только в конце вечерни, утрени и каждого часа
полагается по 3 великих поклона, и на 6 часе — паремия; литургия — Иоанна Златоустого;
вечером на вечерне — паремия);
9) в субботу Сырную (вместе с песнопениями праздника поются и песнопения
Триоди, и тогда на малой вечерне читается паремия дня, а на великой — паремия
праздника, на утрени, “на 9-й песни, поем Честнейшую”);
10) в понедельник 1 недели поста (служба праздника переносится на неделю
Сыропустную).
Ср. ниже, Триодион.
Об отдании Сретения см. 9 февраля с.с. – 22 февраля н.с
Примечания
[18]
Эти пророческие слова праведного Симеона предсказали
всеобщую жестокую борьбу веры и неверия, в которой нельзя было не принять
участия, вследствие чего явление и деятельность Спасителя послужили к
обнаружению того, что хранилось в глубине сердца каждого израильтянина, как
задаток веры и неверия, и что при внешней принадлежности его к народу Божию,
оставалось сокровенным, незамеченным даже для его собственного сознания.
Последние слова Богоприимца показывают, что cпасениe через Христа и погибель
есть вина собственных душевных качеств каждого человека (ср. Иоан. 3, 19, 9,
89, 41; Mф. 21:42-44). Что же касается пророческих вещаний Богоприимца о
Пресвятой Деве, то хотя Она и во время земной жизни Спасителя неоднократно
уязвлялась сердцем при виде Его страданий, но окончательно исполнилось пророчество
святого Симеона, когда Она стояла у креста Христова (Иоан. 19:25). “Tepниe
венца Иисуса, гвозди распятия Его, копие прободения Его, Его раны, Его
болезненный вопль, Его умирающий взор, вот — по выражению митрополита Филарета
— те оружия, которыми матернее сердце Ее пронзено было столь же беспримерно
глубоко, сколь совершенна была любовь Ее и беспримерна непорочность.”
[19]
Это видно из описания путешествия Сильвии (IV в.), жившей в
Иерусалиме 3 года и посетившей все святые места. По этому описанию, день
Сретения, который путешественница называет “четыредесятницей епифании,” тогда
праздновался в Иерусалиме. Это свидетельство о празднике Сретения —
древнейшее. Что же касается таких свидетельств об этом празднике, как, напр., —
Мефодия Патарского (III в.), Кирилла Иepyсалимского (IV в.) и Иоанна Златоуста
(IV в.). то относящиеся к этому предмету беседы первых двух неверно
приписываются этим лицам, в слове же святого Иоанна Златоуста на Сретение
говорится об евангельском событии, а не о празднике, причем само заглавие слова
признается неподлинным. (См. подр. Н. Покровского. Евангелие в памятниках
иконографии. Спб. 1892 г., 102 стр.).
[20]
ЛЮПЕРКАЛИИ — пышные народные празнества,
отмечаемые в Риме 15 февpаля, во вpемя которых Луперки, старейший и самый
почитаемый из жреческих должностных лиц, приносил в жертву двух козлов. Папа
Геласий отменил Люперкалии в 496г.
[21]
У нас на
юго-западе в день Сретения принято освящать воду (по обыкновенному чину малого
водоосвящения). В Kиевe это водоосвящение бывает перед литургией в церквах или
в церковных оградах; по селам, во многих местах, для этого водоосвящения после
утрени или после литургии идут крестным ходом “на крыницу” (колодезь) иди на
реку; в иних местах (напр., Волынской и Подольской губ.) Сретенское водоосвящение
совершается до утренней зари или на заре, для чего утреня отправляется “по
рану.” По мнению одних, обычай освящения воды в день Сретения введен у
нас, по примеру греческой церкви, духовной иepapxией из греческого клира с
первых же времен христианства на Руси; по мнению других, Сретенское
водоосвящение явилось у нас в эпоху двоеверия, как уврачевание языческого
недуга суетной веры в “пристрит,” т. е. — в
дурную встречу с человеком, могущим причинить своими глазами вред
встретившемуся. Всякая болезнь человека и животных, необъяснимая и непонятная
для простолюдина, относится им к области пристрита и лечится через кропление
Сретенской водой и вспрыскивание солью; этой же водой вспрыскивают при самом рождении
дитя и животное, чтобы предупредить над ними “пристрит.” На существование этого
суеверия в древности еще указывает Номоканон (23 ст.), осуждающий “устретению внимающих,” и несомненно, что
это суеверие есть наследие языческой старины, когда наши предки верили в
разных чародеев, друживших с нечистой силой и при ее помощи могших причинять
людям всякое зло. Так как у суеверов вода считалась одним из главных целебных
средств и наилучшим противодействием “лихому глазу,” то наши пастыри, для
успокоения немощствующей совести христиан-суеверов и для отогнания мнимых и
действительных козней диавола и его аггелов в духе и плоти, избрали тоже воду,
которую освящали по церковному чиноположению; на приурочение же этого
водоосвящения ко дню Сретения имела влияние аналогия между названием этого
праздника и названием cyеверия о встрече или “устретении” (Сретение, т. е.
встреча, откуда — пристрит). Сопоставляя эти два приведенные мнения о
происхождении обычая Сретенского водоосвящения, некоторые отдают предпочтение первому.
Вера в “устретение” и в дурной глаз распространена повсеместно, а между тем
этот обычай уцелел у нас только на юго-западе; на юго-западе, как старейшем и
ближайшем к греческой церкви, могла лучше сохраниться память об этом обычае;
кроме того, на юго-западе мог удержаться этот обычай в параллель и в противовес
соседней католической церкви, где в день Сретения совершается торжественный
крестный ход вокруг костелов с окроплением сретенской святой водой всего
народа, невольно привлекая “вслед себе” взоры и православного населения. По поводу
Сретенского водоосвящения нужно заметить, что вера в пристрит есть суеверие, и
освящение воды именно от пристрита есть поддержка этому суеверию. Но, с другой
стороны, нельзя упускать из виду и того, что Сретенское водоосвящение ведет
начало из древности, а древние церковные обычаи и обряды следует не забывать, а
вновь возрождать к жизни и действию на сердца и умы верующих православных
христиан (Ц. Вед. 1890, 5). Но само собою разумеется, что в этих случаях пастыри
должны руководиться прямыми указаниями высшей церковной власти и, по долгу
своего служения, стараться об искоренении суеверий в среди своих пасомых, в
простоте сердца принимающих за веру то, во что не должно веровать, разъясняя им
истинное значение церковных чинопоследований и пагубность суеверий,
подвергающих зараженных ими особым прещениям и наказаниям, по правилам соборов
и святых отцов.
На наших западных окраинах праздник Сретения известен
еще под именем “громниц,” от обычая освящать в этот день в церкви свечи,
называемых громницами, которые, будто бы, имеют силу против грома, молнии,
проливного дождя и града, низводимых чародеями или волшебницами. Эти свечи дают
и умирающим для поражения и отогнания сатаны. Простолюдины этими свечами в день
Сретения обжигают друг другу крестообразно волосы в предупреждение и излечение
головной боли. Такие воззрения на значение Сретенских свечей и отсутствие
установленного Православной Церковью чина их освящения достаточно говорят
против указанного обычая. Появление этого обычая в практике наших западных
окраин относят ко времени унии и объясняют влиянием католической церкви, где
ежегодно совершается в день “Очищения Пресвятой девы Марии” (как именуют
католики праздник Сретения) освящение свечей на литургии.
Существующие народные
выражения: “в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотили;” “на Сретение
зима с летом встретилась,” — показывают, что для простолюдина день Сретения
служит границей между зимой и весной; этим именно объясняют некоторые из
простого народа и само название праздника, а потому следует обратить особенное
внимание на ознакомление простого народа с историей Сретения Господня.
С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.
|