Русская Пасха / Russian Easter
Пасха - источник радости
 
   


Неподвижные (неперемещаемые) праздники


на головную страницу сайта





Предпраздненство Сретения

* дата в скобках - по новому стилю

Февраль. 1 февраля (14 февраля)

 

Историко-экзегетическое содержание дня.

Из церковных песнопений этого дня.

Христос, “яко младенец приносим, на руки Симеона возлещи грядет.” “Предпраздненствуенную хвалу Владыце церковь днесь привношает, и Сего, яко Жениха, прияти светло готовится.” “Двери небесныя отверзитеся: Христос бо в церковь яко младенец Материю Девою, Богу и Отцу приносится.” “Песни якоже цветы исплетше днесь, предуготовим верою благодарения венец божествен Владыце, мысленно приити хотящему;” “мысленно вжегше вси добродетелей свещы, любовию с Симеоном и Анною, свещеносцы предусрящем, Христу хотящу приити освятити поющия Его.”

Священномученика Трифона. Он происходил от бедных и благочестивых родителей и занимался пасением гусей. Еще в юности святой Трифон получил от Бога дар исцелять болезни и изгонять бесов. По греческим eвxoлoгиям, однажды молитвой святого Трифона спасены были от голода жители одного селения, где появившиеся вредные насекомые и гады поедали хлебные злаки, древесные листья и всякую зелень. Святой Трифон, сожалея о бедствии, простер руки свои ко Господу с молитвой, прося Его послать ангела Своего для поражения гадов и вредных насекомых; при этом святой мученик и сам связал их клятвой, чтобы они удалились в места недоступные, назначенные к их обитанию.

(В Большом Требнике помещен (см. 60 гл.) “Чин бываемый на нивах, или винограде или вертограде, аще случится вредитися от гадов, или иных видов.” Этот “Чин” совершается в том случае, если появятся “вред и тщету нивам, виноградам, садам же и вертоградам наносящия” “многовиднии зверие, червие, гусеницы, хрущи и прузи, мыши, щуры и критицы, и различные роды мух и мушиц, и молий, и мравий, оводов же и ос, и многоножиц, и многообразные роды ползающих по земли животных, и летающих птиц.” В указанном “Чине” говорится: “подобает быти литургии и вжигати кандило святого Трифона, или святого Евстафия, или святого Иулиана Ливийского (ср. 21 июн.), или их обоих,” и после литургии “взяти елей от кандил, и воду святого Богоявления” и кропить крестообразно “на ниву, или виноград, или вертоград, глаголя молитвы” (см. их. там же). В том же “Чине” находится “заклинание святого мученика Трифона,” составленное от лица этого святого угодника. Веруя, что святой Трифон, при жизни отгонявший “единым токмо пришествием своим духи лукавствия” и своими молитвами отвращавший общественные бедствия, — и по блаженном успении своем не оставляет помощью тех, которые прибегают к нему, упомянутое “заклинание” вредных для растительного царства насекомых и гадов и произносится от лица святого Трифона, как такого угодника Божия, который имеет великую славу у Бога и может с большим дерзновением повелеть им именем Господа “изыти от места и окрест предел рабов Божиих.” (Рук. д. с. п. 1894, 19).)

Слава о чудесах, совершавшихся по молитвам святого Трифона, быстро распространилась. Многие язычники, видя эти чудеса, обращались ко Христу и принимали святое крещение. Во время гонения Декия, правителю востока, Акилину, было донесено, что Трифон обращает язычников в христианство. Правитель повелел взять Трифона и представить к нему для допроса. Не могши заставить святого отречься от христианской веры ни ласками, ни угрозами, Акилин приказал подвергнуть его тяжким мучениям. Мученика повесили на дерево и били жестоко палками, терзали тело его железными когтями и обжигали свечами, вбили гвозди в его ноги и так водили по городу в жестокую стужу. Святой, как бы “в чуждем стражда телеси,” все терпеливо переносил, прославляя Бога. В бессильной ярости мучитель повелел, наконец, зарубить его мечом, но прежде, нежели меч палача коснулся святого Трифона, он с молитвой предал душу Господу. Это было в Никее, в 250 г. Мощи святого Трифона были перенесены в Царьград, а потом в Рим. Часть мощей хранится в Москве, в церкви его имени, что в Напрудной. [17]

Мучеников Перпетуи и с нею же святых юношей: Сатира, Ревоката, Саторнила, Секунда и святой Филикитаты жены: Святая Перпетуя происходила из рода патрициев и жила в Kapфагенe. Она тайно от своего отца, язычника, приняла святое крещение и, не смотря на его слезные просьбы и увещания, пребывала непоколебимой в истинной вере. Брат ее Сатир, служанка Филикитата и юноши: Ревокат (слуга), Саторнил и Секунд (из благородного звания), также готовились принять святое крещение. Bсе они вмести с Перпетуей взяты были языческими судьями и заключены в тесную темницу. Явившийся сюда отец святой Перпетуи старался было поколебать твердость ее веры, возбуждая в мученице любовь к ее грудному младенцу; но любовь ко Христу была в святой Перпетуе выше всех земных привязанностей. После темничного заключения, нисколько не поколебавшего в святых узниках веры во Христа, их (кроме святого Секунда, скончавшегося в темнице) отдали на растерзание зверям; тех, которых звери не коснулись, умертвили копьями, в 202-203 г.

Молитвословия дня

Предпразднеству Сретения, Тропарь, гл. 1.

Небесный лик небесных ангел приник на землю, пришедша зрит яко Младенца носима ко храму перворожденна всея твари, от Матере неискусомужныя, предпразднственную убо с нами поют песнь, радующеся.

Кондак, гл. 6.

Со Отцем Слово сый невидимо, ныне убо видим есть плотию, неизреченно от Девы родися, и на руку старчу дается святителю: поклонимся Тому истинному Богу нашему.

Aпостол. Рим. 8:28-30; 99 зач.

Евангелие. Лук. 10:19-21; 51 зач.

Богослужебные указания

Если случится Предпраздненство:

1) в воскресенье, прежде недели Мытаря и Фарисея (на утрени евангелие воскресное, а на литургии апостол и евангелие прежде воскресенья, потом святого);

2) в воскресенья Фарисея, Блудного Сына, Мясопустную (на утрени евангелие, а на литургии апостол и евангелие читаются только воскресные, так как службу святого Трифона поем, когда настоятель рассудит);

3) в субботу Мясопустную (поем службу прежде, в пятницу, со святыми Киром и Иоанном и Трифоном вкупе, а в субботу служба об усопших);

4) в понедельник, вторник, четверг Сырной (на литургии читаются апостол и евангелие дня и святого);

5) в среду и пятницу Сыропустной недели (служба предпразднства и святого поется вместе с Триодью, за исключением литургии, которой в эти дни не бывает, часы служатся без вечерни, вечерня в свое время);

6) в субботу Сыропустную (на литургии читаются апостол и евангелие дня и отцов, а служба священномученика Трифона поется на повечерии или когда настоятель рассудит; См. Уст. 1 февраля).

 

Примечания

[17] Существует предание о Московском храме святого Трифона, имеющее тесную связь с историей этого храма. — Однажды на охоте у царя Иоанна Грозного улетел любимый кречет, и он приказал сокольнику во что бы то ни стало разыскать его в три дня, иначе грозил смертною казнью. Весь лес изъездил сокольник, но поиски не привели ни к чему. Измученный, усталый, он на третий день остановился около Марьиной рощи и от сильного изнеможения заснул крепким сном под деревом. Перед этим он усердно молился: “Угодник Божий, — говорил он, — чью память чтит сегодня Святая Церковь, — помоги мне найти царского кречета, избавь от ожидающей меня казни, и я даю обет создать храм во имя твое на сем месте.” И видит сокольничий дивный сон: предстал пред ним благолепный юноша на белом коне и держит на руке царского кречета. “Возьми, — говорит, — пропавшую твою птицу, поезжай с Богом к царю и не печалься.” Проснулся сокольник и видит — на руке у него действительно сидит царский кречет, которого он и отвез к Грозному, при чем рассказал ему свое видение и данный обет. Царь пожаловал сокольнику землю, и он на том месте, где приснился ему чудный юноша, построил храм. Так как пропавший кречет нашелся 1 февраля, в день памяти святого мученика Трифона, то сокольник и посвятил этому святому мученику созданную церковь, поставив в ней образ мученика, изображенного в том виде, как он предстал сокольнику в сновидении. Предание это записано в книгах храма, но относится рассказанное событие не к царствованию Иоанна Грозного, а ко времени Иоанна Калиты, вотчиной которого было Напрудное, где находится церковь во имя святого мученика Трифона.


С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.



© Copyright PASKHA.net, 2001-2008