Попраздненство Просвещения (Богоявления), Собор пророка Иоанна Крестителя
* дата в скобках - по новому стилю
Январь. 7 января (20 января)
Историко-экзегетическое содержание дня.
"Собором"
нынешнее празднество называется потому, что в этот день святая Церковь собирает
своих чад на Богослужение, воспевающее Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, а
вместе с ним и собор безплотных сил, или лики ангельские, которые “ужасахуся
зряще” “в струях плотию крещаема” Господа, которым святой Иоанн был подобен по
своему житию и с которыми он ныне “веселится и престолу предстоя Владычню
радуется, восхваляющим оставление и спасение испрошая.”
Предтеча
Спасов Иоанн (см. о нем Мф. 3:1-16; 11:1-19; 14:1-12; Мар. 1:2-8; 6:14-29; Лук. 1:5-25, 39-80;
3:1-20; 7:18-35; 9:7-9; Иоан. 1:19-34; 3:22-2б), заключив собой ряд
святых пророков, предвозвещавших о Спасителе мира, ближайшим образом
предшествовал явлению Сына Божия во плоти и удостоился крестить Его во Иордане.
Святой Церковью он прославляется, как “ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и
свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой
благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас.” Он, по словам
блаженного Августина, “всех превосходит, пред всеми имеет преимущество; всяк,
кто токмо рожден от жены, ниже Иоанна.”
Сродник Господень
по матери, сын священника Захарии и Елисаветы, Предтеча Господень предварил
рождение Господа шестью месяцами. Архангел Гавриил предвозвестил об его рождении
отцу его Захарии во храме. И вот у благочестивой четы, до преклонной старости
лишенной детей, рождается сын утешения, испрошенный их молитвами и
предвозвещенный cвыше. Спасенный, по милости Божией, от смерти постигшей тысячи
младенцев в Вифлееме и его окрестностях, святой Иоанн вырос в дикой и бесплодной
пустыне (см. 5 сентября с.с.), готовя себя к великому служению своему строгой жизнию,
постом,
[16]
молитвой и
благоговейным размышиением о судьбах народа Божьего. Он остался пустынножителем
до тех пор, пока Господь не призвал его к общественной проповеди народу иудейскому.
Повинуясь этому призванию, святой Иоанн, имея около 30 лет от роду, явился на
берегах Иордана, как озаренный “преестественныя добродетели светлостьми,” “всех
пророков превысили” и “проповедник истиннейший,” чтобы проповедью своей
приготовить народ к принятию давно ожидаемого Спасителя-Мессии, чтобы в силу служения
своего представить Ему народ приготовленный.
По выражению
церковных песней, святой Иоанн быд светлой утренней звездой, которая своим блеском
превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня,
освещаемого духовным Солнцем (Мал. 4:2) Христом. Крестив пришедшего к нему в
числе грешников безгрешного Агнца Божия, святой Иоанн завершил и как-бы запечатлел
этим свое служение. Кончина его была мученическая. Проповедник покаяния, строго
и безбоязненно обличал пороки людей, и все почитали и уважали его, как пророка.
Царь Ирод женился на Иродиаде, жене брата своего Филиппа, еще живого. Святой Иоанн
“со дерзновением” обличил царя “беззаконновавша,” за это быд заключен в темницу
и потом усечен мечем по желанию Иродиады. См. 29 авг.
В этот же день установлено в X в., в царствование
Константина и Романа, празднование по случаю перенесения десной руки Иоанна
Крестителя из Антиохии в Константинополь (X. М.). Тело Иоанна Крестителя,
по усекновении главы его, было погребено в самарийском городе Севастии. Святой
Евангелист Лука (см. 18 окт.), обходя с проповедью Христовой разные города и селения,
пришел в Севастию и, собираясь идти в свое отечество, Антиохию, пожелал взять с
собою и мощи великого пророка (см. 14 июня). Но жители Севастии не хотели расстаться с
этим драгоценным сокровищем, и дали святому Луке крестившую Господа правую руку
Иоанна, которую евангелист и принес в Антиохию.
Когда магометане овладели Антиохией,
диакон Иов перенес руку Предтечи из Антиохии в Халкидон, откуда она перевезена
в самое навечерие Богоявления Господня в Константинополь (в 956 г.), где и хранилась.
По взятии турками Константинополя, его святыни, по воле завоевателя Магомета,
были собраны и хранились в царской сокровищнице за печатью. Есть ясные свидетельства в пользу того, что
правая рука Крестителя была отдана в 1484 г. сыном Магомета султаном Баязетом Родосским
рыцарям, чтобы приобрести их расположение, так как они имели у себя брата
Баязетова, опасного ему соперника. Эти рыцари, утвердившись на острове Мальте
(в Средиземном море), перенесли туда полученную ими святыню.
Впоследствии эта святыня была
перевезена ими в Россию я помещена (в 1798 г.) в находившейся в Петербурге
орденской капелле. С 1799 г. десная рука (плечевая часть) Предтечи вместе с частью
древа Креста Господня и Филермской иконой Богоматери хранится в Петербурге.
См. 12 октября с.с.
Молитвословия дня
Тропарь,
гл. 2.
Память
праведного с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:
показал бо ся еси воистину и пророков честнейший, яко и в струях крестити
сподобился еси Проповеданнаго; темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси
и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира, и подающаго нам
велию милость.
Кондак, гл.
6.
Плотского
Твоего пришествия убоявся Иордан, страхом возвращашеся, пророческое же служение
исполняя Иоанн, трепетом спряташеся: ангельския чины ужасахуся, зряще Тя во
струях плотию крещаема: и еси сущии во тме озаряхуся, воспевающе Тя явльшагося
и просветившаго вся.
Αпостол: Деян. 19:1-8;
42 зач.
Евангелие: Иоан. 1:29-34;
3 зач.
Богослужебные указания
Вечерня на этот день — великая (см. отд. цер.-практ., о вечерне).
Ηа утрени на 9-й песни Честнейшую не поем, но поем припевы
праздника и Предтечи (см. Ирмол.); если же 7 января с.с. случится в
воскресенье, то на 9-й песни поем “Честнейшую.”
Входное: “Спаси ны, Сыне Божгй, во Иордане крестивыйся.”., поется до
отдания Крещения.
О повечериях см.
ниже, 26 декабря с.с.
Марково.
Если случится
Собор Иоанна Предтечи в воскресный день.
Если случится
попразднство Крещения в воскресный день, а святый поется на 4, или на 6, или имеет
полиелей. (См. Мес. Мин.).
См.
Если случится
Собор Предтечи в субботу.
Если случится
попразднство Крещения Христова в воскресенье (См. Уст., 7
янв.).
Суббота по Просвещении.
Αпостол: Εф. 6:10-17; 233 зач.
Еевангелие: Мф. 4:1-11; 7 зач.
Воскресный день по просвещении:
Αпостол: Εф. 4:7-13; 224 зач.
Евангелие: Мф. 4:12-13; 8 зач.
7 января с.с. в Уставе о так называемой
“отступке.”
Примечания
[16]
Пищею святого Иоанна Предтечи были акриды и дикий мед (Мф. 3:4,
Мр. 1:6). Под этими акридами обыкновенно разумеют род большой саранчи,
употребляемой в пищу бедными людьми на Востоке. Но, по мнению Преосвященного
(Чигиринского) Порфирия излож. в его дневнике — “Книга бытия моего,” V т.),
акриды, которыми питался святой Иоанн Креститель, суть растения — величиною с
обычный куст нашей сирени, имеющие кругловатые и на вкус солоноватые листочки,
которые можно употреблять в пищу.
С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.
|