Русская Пасха / Russian Easter
Пасха - источник радости
 
   


Неподвижные (неперемещаемые) праздники


на головную страницу сайта





Попраздненство Просвещения (Богоявления), Собор пророка Иоанна Крестителя

* дата в скобках - по новому стилю

Январь. 7 января (20 января)

 

Историко-экзегетическое содержание дня.

"Собором" нынешнее празднество называется потому, что в этот день святая Церковь собирает своих чад на Богослужение, воспевающее Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, а вместе с ним и собор безплотных сил, или лики ангельские, которые “ужасахуся зряще” “в струях плотию крещаема” Господа, которым святой Иоанн был подобен по своему житию и с которыми он ныне “веселится и престолу предстоя Владычню радуется, восхваляющим оставление и спасение испрошая.”

Предтеча Спасов Иоанн (см. о нем Мф. 3:1-16; 11:1-19; 14:1-12; Мар. 1:2-8; 6:14-29; Лук. 1:5-25, 39-80; 3:1-20; 7:18-35; 9:7-9; Иоан. 1:19-34; 3:22-2б), заключив собой ряд святых пророков, предвозвещавших о Спасителе мира, ближайшим образом предшествовал явлению Сына Божия во плоти и удостоился крестить Его во Иордане. Святой Церковью он прославляется, как “ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас.” Он, по словам блаженного Августина, “всех превосходит, пред всеми имеет преимущество; всяк, кто токмо рожден от жены, ниже Иоанна.”

Сродник Господень по матери, сын священника Захарии и Елисаветы, Предтеча Господень предварил рождение Господа шестью месяцами. Архангел Гавриил предвозвестил об его рождении отцу его Захарии во храме. И вот у благочестивой четы, до преклонной старости лишенной детей, рождается сын утешения, испрошенный их молитвами и предвозвещенный cвыше. Спасенный, по милости Божией, от смерти постигшей тысячи младенцев в Вифлееме и его окрестностях, святой Иоанн вырос в дикой и бесплодной пустыне (см. 5 сентября с.с.), готовя себя к великому служению своему строгой жизнию, постом, [16] молитвой и благоговейным размышиением о судьбах народа Божьего. Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его к общественной проповеди народу иудейскому. Повинуясь этому призванию, святой Иоанн, имея около 30 лет от роду, явился на берегах Иордана, как озаренный “преестественныя добродетели светлостьми,” “всех пророков превысили” и “проповедник истиннейший,” чтобы проповедью своей приготовить народ к принятию давно ожидаемого Спасителя-Мессии, чтобы в силу служения своего представить Ему народ приготовленный.

По выражению церковных песней, святой Иоанн быд светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем (Мал. 4:2) Христом. Крестив пришедшего к нему в числе грешников безгрешного Агнца Божия, святой Иоанн завершил и как-бы запечатлел этим свое служение. Кончина его была мученическая. Проповедник покаяния, строго и безбоязненно обличал пороки людей, и все почитали и уважали его, как пророка. Царь Ирод женился на Иродиаде, жене брата своего Филиппа, еще живого. Святой Иоанн “со дерзновением” обличил царя “беззаконновавша,” за это быд заключен в темницу и потом усечен мечем по желанию Иродиады. См. 29 авг.

В этот же день установлено в X в., в царствование Константина и Романа, празднование по случаю перенесения десной руки Иоанна Крестителя из Антиохии в Константинополь (X. М.). Тело Иоанна Крестителя, по усекновении главы его, было погребено в самарийском городе Севастии. Святой Евангелист Лука (см. 18 окт.), обходя с проповедью Христовой разные города и селения, пришел в Севастию и, собираясь идти в свое отечество, Антиохию, пожелал взять с собою и мощи великого пророка (см. 14 июня). Но жители Севастии не хотели расстаться с этим драгоценным сокровищем, и дали святому Луке крестившую Господа правую руку Иоанна, которую евангелист и принес в Антиохию.

Когда магометане овладели Антиохией, диакон Иов перенес руку Предтечи из Антиохии в Халкидон, откуда она перевезена в самое навечерие Богоявления Господня в Константинополь (в 956 г.), где и хранилась. По взятии турками Константинополя, его святыни, по воле завоевателя Магомета, были собраны и хранились в царской сокровищнице за печатью. Есть ясные свидетельства в пользу того, что правая рука Крестителя была отдана в 1484 г. сыном Магомета султаном Баязетом Родосским рыцарям, чтобы приобрести их расположение, так как они имели у себя брата Баязетова, опасного ему соперника. Эти рыцари, утвердившись на острове Мальте (в Средиземном море), перенесли туда полученную ими святыню.

Впоследствии эта святыня была перевезена ими в Россию я помещена (в 1798 г.) в находившейся в Петербурге орденской капелле. С 1799 г. десная рука (плечевая часть) Предтечи вместе с частью древа Креста Господня и Филермской иконой Богоматери хранится в Петербурге. См. 12 октября с.с.

Молитвословия дня

Тропарь, гл. 2.

Память праведного с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистину и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго; темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира, и подающаго нам велию милость.

Кондак, гл. 6.

Плотского Твоего пришествия убоявся Иордан, страхом возвращашеся, пророческое же служение исполняя Иоанн, трепетом спряташеся: ангельския чины ужасахуся, зряще Тя во струях плотию крещаема: и еси сущии во тме озаряхуся, воспевающе Тя явльшагося и просветившаго вся.

Αпостол: Деян. 19:1-8; 42 зач.

Евангелие: Иоан. 1:29-34; 3 зач.

Богослужебные указания

Вечерня на этот день — великая (см. отд. цер.-практ., о вечерне).

Ηа утрени на 9-й песни Честнейшую не поем, но поем припевы праздника и Предтечи (см. Ирмол.); если же 7 января с.с. случится в воскресенье, то на 9-й песни поем “Честнейшую.”

Входное: “Спаси ны, Сыне Божгй, во Иордане крестивыйся.”., поется до отдания Крещения.

О повечериях см. ниже, 26 декабря с.с.

Марково.

Если случится Собор Иоанна Предтечи в воскресный день.

Если случится попразднство Крещения в воскресный день, а святый поется на 4, или на 6, или имеет полиелей. (См. Мес. Мин.).

См.

Если случится Собор Предтечи в субботу.

Если случится попразднство Крещения Христова в воскресенье (См. Уст., 7 янв.).

Суббота по Просвещении.

 Αпостол: Εф. 6:10-17; 233 зач.

Еевангелие: Мф. 4:1-11; 7 зач.

Воскресный день по просвещении:

Αпостол: Εф. 4:7-13; 224 зач.

Евангелие: Мф. 4:12-13; 8 зач.

7 января с.с. в Уставе о так называемой “отступке.”

 

Примечания

[16] Пищею святого Иоанна Предтечи были акриды и дикий мед (Мф. 3:4, Мр. 1:6). Под этими акридами обыкновенно разумеют род большой саранчи, употребляемой в пищу бедными людьми на Востоке. Но, по мнению Преосвященного (Чигиринского) Порфирия излож. в его дневнике — “Книга бытия моего,” V т.), акриды, которыми питался святой Иоанн Креститель, суть растения — величиною с обычный куст нашей сирени, имеющие кругловатые и на вкус солоноватые листочки, которые можно употреблять в пищу.


С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.



© Copyright PASKHA.net, 2001-2008