Русская Пасха / Russian Easter
Пасха - источник радости
 
   


Неподвижные (неперемещаемые) праздники


на головную страницу сайта





Праздник Богоявления
(Крещение Господне или Просвещение)

* дата в скобках - по новому стилю

Январь. 6 января (19 января)

 

Историко-экзегетическое содержание праздника.

Под именем Богоявления понимается праздник, в котором вспоминается и прославляется событие крещения Иисуса Христа от Иоанна на Иордане [11] (Мф. 3:13-17; Мр. 1:9-11; Лук. 3:21-22). Богоявлением называется этот праздник потому, что при крещении Господа явилась Божественная Пресвятая Троица: Бог Отец глаголал с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и засвидетельствован от Бога Отца, и Дух Святый сошел на Сына в виде голубя; [12] это объяснение праздника дает святая Церковь в тропаре: “Во Иордане крещающуся Тебе Господи.”

(Праздник установлен в 6-й день января, согласно с преданием, по сказанию коего именно в этот день совершилось празднуемое событие, а также — и со свидетельством Евангелия, благовествующего, что Иисус Христос в день Своего крещения, “бе яко день тридесять” (Лук. 3:23), следовательно крестился около дня Своего рождества.)

Издревле также называется этот праздник днем просвещения и праздником светов, потому что Бог есть свет и явился просветить “сидящих в стране и тени смертной” (Мф. 4:16), и спасти по благодати, явльшейся просвещением (явлением) Спасителя (2 Тим. 1:9-10), и потому что в навечерие Богоявления был обычай совершать накануне его крещение оглашенных, которое есть собственно духовное просвещение и при котором возжигалось множество светильников.

Кроме того, древняя Церковь в этот день воспоминала и другия события, в кото-рых выразилось божественное достоинство и посольство Иисуса Христа как при рождении Его, так и при вступлении Его на общественную проповедь после крещения, именно:

1) поклонение волхвов, как откровение Иисуса Христа миру языческому посредством чудесной звезды; [13] от этого воспоминания и самый праздник Крещения в церкви западной получил название праздника трех царей (Festum trium regum); в церкви восточной оно хотя и входило в состав праздника, но кичем в характере праздника не выразилось.

2) Явление Божественной силы Иисуса Христа в первом чуде Его на браке в Кане галилейской, когда Господь “сотворил начаток знамениям,” и

3) (в церкви африканской) явление Иисусом Христом Божественной силы в чудесном насыщении Им более 5000 человек пятью хлебами в пустыне, от чего и праздник назывался φαγιφάνεια (см. 25 декабря с.с.).

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в апостольских постановлениях, а от 2 века сохранилось свидетельство Климента Александрийского о праздновали крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении, проводимом в чтении Священного Писания. В 3-м веке о событии Богоявления беседовали при богослужении этого праздника священномученик Ипполит и Григорий Неокесарийский чудотворец, в 4-м веке святые отцы Церкви: Григорий Богослов, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Августин и многие другие. Отцы Церкви: 5-го века — Анатолий Константинопольский, 7-го — Андрей, Софроний Иерусалимские, 8-го — Косма Маиумский, Иоанн Дамаскин, Герман Константинопольский, 9-го — Иосиф Студит, Феофан — изложили многие песнопения на этот праздник, доселе поемыя Церковью. [14]

Господь, по учению святого Иоанна Дамаскина, крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, приняв на Себя наше очищение, сокрушить в воде главы змиев, “водами погребсти человеческий грех” и всего ветхого Адама, исполнить закон, открыть таинство Троицы и, наконец, освятить “водное естество” и подать нам образ и пример крещения. Поэтому святая Церковь, празднуя крещение Господне, утверждает веру нашу в высочайшую, непостижимую тайну Трех Лиц единого Божества и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, как-то: патрипассиан или патропассиан, ариан, македониан и других, которые отвергали троичность Лиц единого Божества, а также и тех лжеучителей, которые человеческое естество Сына Божия называли призраком; показывает необходимость крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство беспредельной благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества, поучает, что наше очищение и спасение от грехов возможно только силой благодати Святого Духа, и, указывая на необходимость достойного пользования благодатными дарами крещения и сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой нам напоминается в праздник Крещения словами: “во Христа крестившиеся, во Христа облеклись” (Гал. 3:27), — заповедует нам очищение душ и сердец наших, дабы удостоиться нам жизни блаженной. [15]

Молитвословия дня

Тропарь, гл. 1.

Во Иордане крещающуся Тебе Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бο глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак, гл. 4.

Явился еси днесь вселенный, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси, и явился еси, Свет неприступный.

Величание.

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Утреннее Евангелие: Мар. 1:9-11; 2 зач.

Апостол: Тит. 2:11-14, 3:4-7, 302 зач.

Евангелие: Матф. 3:13-17; 6 зач.

Богослужебные указания

Праздник Богоявления — дванадесятый праздник; он имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства; отдание — 14 января; он празднуется во многом сходно с праздником Рождества Христова. Всенощное бдение на праздник Крещения всегда начинается великим повечерием (см. о нем ниже, в ст. цер.-практич.). ибо в тот день великая вечерня совершается особо, прежде.

После 50 псалма, вместо “Молитвами Апостолов” и “Молитвами Богородицы,” поется на “Слава” “Всяческая днесь,” на “И ныне” — тоже.

На 9-й песни “Честнейшую не поем, но поем припевы праздника, якоже изъявися декабря в 25 день) (си. Ирмол.). “В сей день литургия бывает порану, труда ради бденного.” Если праздник случится в воскресенье или понедельник, то полагается литургия святого Василия Великого; если же в прочие дни недели, то литургия святого Иоанна Златоустого (ср. выше, 6 января). На (той и другой) литургии вместо “Трисвятаго” поется “Елицы во Христа крестистеся” (в воспоминание древнего обычая совершать в этот праздник торжественное крещение оглашенных); вместо “Достойно” (а также и вместо “О Тебе радуется,” если совершается литургия святого Василия Великого) поется ирмос 9 песни канона с припевом (см. ниже, примеч. к литургии).

Отпуст служб — особый.

6 января после литургии совершается, в воспоминание крещения Господа, обыкновенно, на источниках, реках и озерах, или прудах и колодцах. “Последование великого освящения святых Богоявлений,” т. е. великое освящение воды —тоже самое, что и в навечерие праздника.

(Обряд великого водоосвящения возник из обычая крестить накануне Богоявления оглашенных. Самая молитва богоявленского водоосвящения взята из обряда крещения и есть не что иное, как позднейшая ее переработка. Поэтому древнейшие известия приурочивают обряд богоявленского водоосвящения к вечеру и ночи накануне этого праздника, а не к самому дню Богоявления. Этот обычай однократного освящения воды накануне Богоявления держался до XI-XII в. и, затем, под влиянием Иерусалимского устава, уступила двукратному водоосвящения, в силу которого освящение воды совершалось и накануне и в самый день Богоявления. Последний обычай, постепенно усиливаясь, с течением времени приобрел положительное значение в греческих типиках Иерусалимской отрасли и служебных книгах того же происхождения. В уставах славянских иерусалимской редакции говорится то о двукратном, то об однократном водоосвящении. Максим Грек, живший на Афоне, свидетельствовал, что в его время на Востоке и, в частности, на Афоне был обычай двукратного водоосвящения и даже написал особое письмо в защиту этого обычая. Вопрос об этом обычае был предложен Арсением Сухановым (совершившим в 1651-1652 г. путешествие по Востоку) для разрешения патриарху, и был решен положительно (см. подр. Церковный Устав. И. Мансветова, 156-9 стр.). Патр. Никон, введенный в заблуждение одной греческой книгой (где он нашел свидетельство будто бы Еводия, патр. Константинопольского, о том, что освящение воды на Богоявление должно совершать только однажды, и именно в навечерие праздника, и не в церкви, а на реке), несмотря на то, что дотоле и у нас и на востоке было в обычае совершать водоосвящение дважды (в навечерие — в церкви и в самый день праздника — на реке), а также несмотря на все убеждения Антиохийского патриарха Макария не отступать от этого обычая, — решился отступить, и на небольшом соборе, созванном им в 1655 г., было постановлено: “в самый день Ботоявдения к крестильнице не исходить и водоосвящения не совершать” (История Рус. Церкви Макария, Митр. Московского, том XII, 199-200 стр.). Но Большой Московский Собор 1666-1667 г. постановил: “Повеление и клятву, еже нерассудно ю положи Никон, бывший патриарх, о действе освящения воды на святых Богоявлений, еже действовали единощи, точию в навечерии, разрешаем и разрушаем и в ничтоже вменяем. Повелеваем же и благословляем творити по древнему обычаю святыя восточныя церкви и по преданию святых и богоносных отцев: в навечерии действовати освящение святых вод в церквах, а по утрени — на реке, яко же повелевают и вси церковные уставы, теже молитвы глаголати и действо творити” (Матер. для истории раскола, т. 2, ч. 2, стр. 237-8; см. там же 362 стр.). В прежнее время в наших печатных уставах (напр., 1695 г., 1733 г., 1791 г.) помещалась особая статья о двукратном великом водоосвящении. Изданный Синодальной типографией в 1795 г. “Чин священноcлужения и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе” (в Москве), предписывает архиереям совершать великое водоосвящение дважды: в навечерие и в самый день Богоявления; при этом относительно времени совершения водоосвящения говорится: в 190 г. (т. е. 1681 г.) великий гослодин святейший Иоаким патриарх Московский и всея России указал сему действу быть после литургии, а литургию служить порану, посоветовав с сыновы своими, с преосвященными митрополиты, архиепископы и епископы” (5 стр.). Современный Устав, предписывая совершать великое водоосвящепие накануне Богоявления, проходит молчанием о совершении этого водоосвящения в самый день Богоявления. Что же касается существующей церковной практики, то у нас повсюду в городам, 6 января, после литургии, из соборных храмов, при участии городского приходского духовенства, бывает торжественный крестный ход на так называемую “Иордань,” устраиваемую, обыкновенно, на реке, для совершения здесь великого водоосвящения. В селах тоже, насколько это нам известно, в указанное время бывает крестный ход на реку и др. водовместилища, для совершения здесь великого водоосвящения; не бывает крестного хода именно на реку и др. водовместилища там, где эти водовместилища находятся в слишком далеком расстоянии от приходского храма, но все-таки ж в таких местностях, обыкновенно, близ храма совершается и именно великое освящение воды, нарочито приготовленной в кадках или чанах и т. п. Впрочем, быть может, где-нибудь в указанное время вовсе не совершают водоосвящения или совершают, вместо великого, малое водоосвящение, но это — неправильно, так как, по вышеприведенным данным, в день Богоявления, как и в навечерие этого праздника, должно быть совершаемо и именно великое водоосвящеиие.)

Для этого водоосвящвния бывает торжественное шествие к воде с крестом, Евангелием, светильниками и хоругвями, при колокольном звоне и пении тропаря: “Глас Господень на водах.”.. и др. Обратное шествие совершается при пении: “Во Иордане крещающуся Тебе, Господи.”..; при самом же входе в храм поется самогласен: “Воcпоим вернии.”

“На трапезе бывает утешение братии велие. Ядим рыбу, и сыр, и яйца, и пием вино; мирстии же мясо, аще будет и в среду, или пятницу” (Уст., 6 января)

 

Примечания

[11] В прежнее время на берегу Иордана, у того места, где, по преданию, крестился Спаситель, была обитель святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. К глубокому сожалению, в настоящее время эта, некогда славная, обитель представляет собою груду печальных развалин, раскиданных по прибрежным холкам священной реки.

[12] Дух Святый явился в виде голубя потому, что этот образ наиболее приличествовал и Духу Святому, и Христу Господу. По учению святого Иоанна Златоуста, “голубь есть животное кроткое и чистое, и как Дух Святый есть Дух кротости, то Он и явился в сем виде,” “в виде голубя снишел Дух в изображение Христова человечества чистого, незлобивого, истинного.” По изъяснению святого Кирилла Иерусалимского, “как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучец, так и теперь Дух Святый возвещает разрешение грехов в виде голубя: там сучец масличный, здесь милость Бога нашего.” Объясняя сошествие Святого Духа, сопребывавшего Христу и прежде, святой Афанасий Великий говорит: “никто да не подумает, что Христос приял, не имея Его прежде, ибо Он послал Духа свыше, как Бог, и Он же приял Его долу, как человек”; святой Иоанн Златоуста изъясняет: “Дух Святый сошел на Иисуса не так, как бы в это время был Ему первоначально даруем, но для того, чтобы показать Проповеданного.”

[13] У католиков и ныне поклонение волхвов составляет главный предмета праздника 6 января, Богоявление же в крещении Спасителя празднуется 13 января; а в следующее после Крещения воскресенье празднуется Богоявление и претворении воды в вино.

[14] В этих песнопениях, между прочим, ясно высказывается предание о том, что Иисус Христос крестился через погружение. Таковы, напр., выражения об Нем: “Иорданскою облагается водою,” “водами Иорданскими одевается.” В службе Октоиха (вторн. гл. 1 утр. кан.) об Иоанне Крестителе прямо говорится, что он “погрузил главу Христову в водах.” Евангелисты (Мa. 3:16, Μр. 1:10) определенно говорят о “восхождении Спасителя из воды, чему естественно предшествовало нисхождение в воду. Все это, вместе взятое, дает точное понятие о крещении Спасителя чрез погружение в Иордане всего тела и главы Его.

[15] В народе этот праздник известен под именем “Иордани,” так как церковные процессии на реки для освящения воды есть как-бы выходы на р. Иордан. В некоторых местах называется этот праздник Водощи, т. е. Водокрещи, от совершения водоосвящения.

В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в р. Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потоку что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу этого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды освященной Церковию в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значить требовать от Бога чуда, или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем.

Если верить газетным сообщениям, то будто бы в Сухумском округе существует обычай, по которому святой крест, погруженный при водоосвящении в воду, предлагается вынуть из воды за плату кому-либо из присутствующих мирян (Неделя 1892 г. К8). В приморских же городах Таврической губ. наблюдается среди русского населения обычай бросания креста в море. Этот обычай общепринят в Греции и в Болгарии (см. Ц. Вед. 1891, 3), где всегда много находится охотников достать брошенный крест, причем ни в одном году не обходится дело без убийств или несчастных случаев (см. Ряз. Б. В. 1894, 5). В ваши южные приморские поселения этот обычай принесен колонистами и состоит в том, что, по освящении воды, в волны бросается большой деревянный крест, за которым некоторые и плывут, сидя на лодках, едва покрытые верхним платьем: затем последнее быстро сбрасывается и все желающие достать крест вплавь спешат к нему; доставший крест после ходить с ним по городу, собирая дань своей удали; при этом, в одних местах часть денег идет на бедных, часть — на приходскую церковь и часть — в пользу доставшего крест, в других местах все собранные деньги расходуются доставшим крест на пирушку. Само собою разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащее духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены.

 


С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.



© Copyright PASKHA.net, 2001-2008