Праздник Богоявления
(Крещение Господне или Просвещение)
* дата в скобках - по новому стилю
Январь. 6 января (19 января)
Историко-экзегетическое содержание праздника.
Под именем
Богоявления понимается праздник, в котором вспоминается и прославляется событие
крещения Иисуса Христа от Иоанна на Иордане
[11]
(Мф. 3:13-17;
Мр. 1:9-11; Лук. 3:21-22). Богоявлением называется этот праздник потому, что
при крещении Господа явилась Божественная Пресвятая Троица: Бог Отец глаголал с
неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и засвидетельствован от Бога Отца, и
Дух Святый сошел на Сына в виде голубя;
[12]
это объяснение
праздника дает святая Церковь в тропаре: “Во Иордане крещающуся Тебе Господи.”
(Праздник
установлен в 6-й день января, согласно с преданием, по сказанию коего именно в
этот день совершилось празднуемое событие, а также — и со свидетельством Евангелия,
благовествующего, что Иисус Христос в день Своего крещения, “бе яко день тридесять”
(Лук. 3:23), следовательно крестился около дня Своего рождества.)
Издревле
также называется этот праздник днем просвещения и праздником светов, потому что
Бог есть свет и явился просветить “сидящих в стране и тени смертной”
(Мф. 4:16), и спасти по благодати, явльшейся просвещением (явлением) Спасителя
(2 Тим. 1:9-10), и потому что в навечерие Богоявления был обычай совершать
накануне его крещение оглашенных, которое есть собственно духовное просвещение и
при котором возжигалось множество светильников.
Кроме того,
древняя Церковь в этот день воспоминала и другия события, в кото-рых выразилось
божественное достоинство и посольство Иисуса Христа как при рождении Его, так и
при вступлении Его на общественную проповедь после крещения, именно:
1) поклонение
волхвов, как откровение Иисуса Христа миру языческому посредством чудесной звезды;
[13]
от этого воспоминания и самый праздник
Крещения в церкви западной получил название праздника трех царей (Festum trium
regum); в церкви восточной оно хотя и входило в состав праздника, но кичем в
характере праздника не выразилось.
2) Явление Божественной
силы Иисуса Христа в первом чуде Его на браке в Кане галилейской, когда Господь
“сотворил начаток знамениям,” и
3) (в церкви
африканской) явление Иисусом Христом Божественной силы в чудесном насыщении Им более
5000 человек пятью хлебами в пустыне, от чего и праздник назывался
φαγιφάνεια (см. 25 декабря
с.с.).
Начало
праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в
апостольских постановлениях, а от 2 века сохранилось свидетельство Климента Александрийского
о праздновали крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении,
проводимом в чтении Священного Писания. В 3-м веке о событии Богоявления беседовали
при богослужении этого праздника священномученик Ипполит и Григорий
Неокесарийский чудотворец, в 4-м веке святые отцы Церкви: Григорий Богослов,
Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Августин и многие другие. Отцы Церкви:
5-го века — Анатолий Константинопольский, 7-го — Андрей, Софроний
Иерусалимские, 8-го — Косма Маиумский, Иоанн Дамаскин, Герман
Константинопольский, 9-го — Иосиф Студит, Феофан — изложили многие песнопения на
этот праздник, доселе поемыя Церковью.
[14]
Господь, по учению
святого Иоанна Дамаскина, крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но
чтобы, приняв на Себя наше очищение, сокрушить в воде главы змиев, “водами
погребсти человеческий грех” и всего ветхого Адама, исполнить закон, открыть
таинство Троицы и, наконец, освятить “водное естество” и подать нам образ и
пример крещения. Поэтому святая Церковь, празднуя крещение Господне, утверждает
веру нашу в высочайшую, непостижимую тайну Трех Лиц единого Божества и научает
нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и
Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, как-то: патрипассиан
или патропассиан, ариан, македониан и других, которые отвергали троичность Лиц
единого Божества, а также и тех лжеучителей, которые человеческое естество Сына
Божия называли призраком; показывает необходимость крещения для верующих во Христа,
внушает нам чувство беспредельной благодарности к Просветителю и Очистителю
нашего греховного естества, поучает, что наше очищение и спасение от грехов возможно
только силой благодати Святого Духа, и, указывая на необходимость достойного
пользования благодатными дарами крещения и сохранения в чистоте той драгоценной
одежды, о которой нам напоминается в праздник Крещения словами: “во Христа
крестившиеся, во Христа облеклись” (Гал. 3:27), — заповедует нам очищение
душ и сердец наших, дабы удостоиться нам жизни блаженной.
[15]
Молитвословия дня
Тропарь, гл.
1.
Во Иордане крещающуся
Тебе Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бο
глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в
виде голубине извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир
просвещей, слава Тебе.
Кондак, гл.
4.
Явился еси
днесь вселенный, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих
Тя: пришел еси, и явился еси, Свет неприступный.
Величание.
Величаем Тя,
Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.
Утреннее
Евангелие: Мар. 1:9-11; 2 зач.
Апостол: Тит.
2:11-14, 3:4-7, 302 зач.
Евангелие: Матф. 3:13-17;
6 зач.
Богослужебные указания
Праздник
Богоявления — дванадесятый праздник;
он имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства; отдание — 14 января; он
празднуется во многом сходно с праздником Рождества Христова. Всенощное бдение на
праздник Крещения всегда начинается великим повечерием (см. о нем ниже, в ст.
цер.-практич.). ибо в тот день великая вечерня совершается особо, прежде.
После 50 псалма, вместо “Молитвами Апостолов”
и “Молитвами Богородицы,” поется на “Слава” “Всяческая днесь,” на “И ныне” —
тоже.
На 9-й песни “Честнейшую
не поем, но поем припевы праздника, якоже изъявися декабря в 25 день) (си.
Ирмол.). “В сей день литургия бывает порану,
труда ради бденного.” Если праздник случится в воскресенье или понедельник, то
полагается литургия святого Василия Великого; если же в прочие дни недели, то литургия
святого Иоанна Златоустого (ср. выше, 6 января). На (той и другой) литургии вместо
“Трисвятаго” поется “Елицы во Христа крестистеся” (в воспоминание древнего
обычая совершать в этот праздник торжественное крещение оглашенных); вместо
“Достойно” (а также и вместо “О Тебе радуется,” если совершается литургия святого
Василия Великого) поется ирмос 9 песни канона с припевом (см. ниже, примеч. к литургии).
Отпуст служб —
особый.
6 января после литургии
совершается, в воспоминание крещения Господа, обыкновенно, на источниках,
реках и озерах, или прудах и колодцах. “Последование великого освящения святых
Богоявлений,” т. е. великое освящение воды —тоже
самое, что и в навечерие праздника.
(Обряд великого водоосвящения
возник из обычая крестить накануне
Богоявления оглашенных. Самая молитва богоявленского водоосвящения взята из
обряда крещения и есть не что иное, как позднейшая ее переработка. Поэтому древнейшие
известия приурочивают обряд богоявленского водоосвящения к вечеру и ночи
накануне этого праздника, а не к самому дню Богоявления. Этот обычай
однократного освящения воды накануне Богоявления держался до XI-XII в. и,
затем, под влиянием Иерусалимского устава, уступила двукратному водоосвящения,
в силу которого освящение воды совершалось и накануне и в самый день Богоявления.
Последний обычай, постепенно усиливаясь, с течением времени приобрел положительное
значение в греческих типиках Иерусалимской отрасли и служебных книгах того же происхождения.
В уставах славянских иерусалимской редакции говорится то о двукратном, то об
однократном водоосвящении. Максим Грек, живший на Афоне, свидетельствовал, что
в его время на Востоке и, в частности, на Афоне был обычай двукратного водоосвящения
и даже написал особое письмо в защиту этого обычая.
Вопрос об этом обычае был предложен Арсением Сухановым (совершившим в 1651-1652
г. путешествие по Востоку) для разрешения патриарху, и был решен положительно
(см. подр. Церковный Устав. И. Мансветова, 156-9 стр.). Патр. Никон, введенный
в заблуждение одной греческой книгой (где он нашел свидетельство будто бы Еводия,
патр. Константинопольского, о том, что освящение воды на Богоявление должно
совершать только однажды, и именно в навечерие праздника, и не в церкви, а на
реке), несмотря на то, что дотоле и у нас и на востоке было в обычае совершать водоосвящение
дважды (в навечерие — в церкви и в самый день праздника — на реке), а также
несмотря на все убеждения Антиохийского патриарха Макария не отступать от этого
обычая, — решился отступить, и на небольшом соборе, созванном им в 1655 г.,
было постановлено: “в самый день Ботоявдения к крестильнице не исходить и водоосвящения
не совершать” (История Рус. Церкви Макария, Митр. Московского, том XII, 199-200
стр.). Но Большой Московский Собор 1666-1667 г. постановил: “Повеление и
клятву, еже нерассудно ю положи Никон, бывший патриарх, о действе освящения
воды на святых Богоявлений, еже действовали единощи, точию в навечерии,
разрешаем и разрушаем и в ничтоже вменяем. Повелеваем же и благословляем
творити по древнему обычаю святыя восточныя церкви и по преданию святых и
богоносных отцев: в навечерии действовати освящение святых вод в церквах, а по
утрени — на реке, яко же повелевают и вси церковные уставы, теже молитвы
глаголати и действо творити” (Матер. для истории раскола, т. 2, ч. 2, стр.
237-8; см. там же 362 стр.). В прежнее время в наших печатных уставах (напр.,
1695 г., 1733 г., 1791 г.) помещалась особая статья о двукратном великом водоосвящении.
Изданный Синодальной типографией в 1795 г. “Чин священноcлужения и обрядов,
наблюдаемый в Большом Успенском соборе” (в Москве), предписывает архиереям совершать
великое водоосвящение дважды: в навечерие и в самый день Богоявления; при этом
относительно времени совершения водоосвящения говорится: в 190 г. (т. е. 1681
г.) великий гослодин святейший Иоаким патриарх Московский и всея России указал
сему действу быть после литургии, а литургию служить порану, посоветовав с
сыновы своими, с преосвященными митрополиты, архиепископы и епископы” (5 стр.).
Современный Устав, предписывая совершать великое водоосвящепие накануне Богоявления,
проходит молчанием о совершении этого водоосвящения в самый день Богоявления. Что
же касается существующей церковной практики, то у нас повсюду в городам, 6
января, после литургии, из соборных храмов, при участии городского приходского
духовенства, бывает торжественный крестный ход на так называемую “Иордань,”
устраиваемую, обыкновенно, на реке, для совершения здесь великого водоосвящения.
В селах тоже, насколько это нам известно, в указанное время бывает крестный ход
на реку и др. водовместилища, для совершения здесь великого водоосвящения; не бывает
крестного хода именно на реку и др. водовместилища там, где эти водовместилища
находятся в слишком далеком расстоянии от приходского храма, но все-таки ж в
таких местностях, обыкновенно, близ храма совершается и именно великое освящение
воды, нарочито приготовленной в кадках или чанах и т. п. Впрочем, быть может,
где-нибудь в указанное время вовсе не совершают водоосвящения или совершают,
вместо великого, малое водоосвящение, но это — неправильно, так как, по
вышеприведенным данным, в день Богоявления, как и в навечерие этого праздника,
должно быть совершаемо и именно великое водоосвящеиие.)
Для этого водоосвящвния
бывает торжественное шествие к воде с крестом, Евангелием, светильниками и
хоругвями, при колокольном звоне и пении тропаря: “Глас Господень на водах.”..
и др. Обратное шествие совершается при пении: “Во Иордане крещающуся Тебе,
Господи.”..; при самом же входе в храм поется самогласен: “Воcпоим вернии.”
“На трапезе бывает утешение братии велие. Ядим
рыбу, и сыр, и яйца, и пием вино; мирстии же мясо, аще будет и в среду, или
пятницу” (Уст., 6 января)
Примечания
[11]
В прежнее время на берегу Иордана, у того места, где, по преданию,
крестился Спаситель, была обитель святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
К глубокому сожалению, в настоящее время эта, некогда славная, обитель
представляет собою груду печальных развалин, раскиданных по прибрежным холкам
священной реки.
[12]
Дух Святый явился в виде голубя потому, что этот образ
наиболее приличествовал и Духу Святому, и Христу Господу. По учению святого
Иоанна Златоуста, “голубь есть животное кроткое и чистое, и как Дух Святый есть
Дух кротости, то Он и явился в сем виде,” “в виде голубя снишел Дух в изображение
Христова человечества чистого, незлобивого, истинного.” По изъяснению святого
Кирилла Иерусалимского, “как при Ное голубица возвестила прекращение потопа,
принеся масличный сучец, так и теперь Дух Святый возвещает разрешение грехов в
виде голубя: там сучец масличный, здесь милость Бога нашего.” Объясняя сошествие
Святого Духа, сопребывавшего Христу и прежде, святой Афанасий Великий говорит:
“никто да не подумает, что Христос приял, не имея Его прежде, ибо Он послал
Духа свыше, как Бог, и Он же приял Его долу, как человек”; святой Иоанн
Златоуста изъясняет: “Дух Святый сошел на Иисуса не так, как бы в это время был
Ему первоначально даруем, но для того, чтобы показать Проповеданного.”
[13]
У католиков и ныне поклонение волхвов составляет главный
предмета праздника 6 января, Богоявление же в крещении Спасителя празднуется 13
января; а в следующее после Крещения воскресенье празднуется Богоявление и
претворении воды в вино.
[14]
В этих песнопениях, между прочим, ясно высказывается предание
о том, что Иисус Христос крестился через погружение. Таковы, напр., выражения
об Нем: “Иорданскою облагается водою,” “водами Иорданскими одевается.” В службе
Октоиха (вторн. гл. 1 утр. кан.) об Иоанне Крестителе прямо говорится, что он
“погрузил главу Христову в водах.” Евангелисты (Мa. 3:16, Μр. 1:10)
определенно говорят о “восхождении Спасителя из воды, чему естественно
предшествовало нисхождение в воду. Все это, вместе взятое, дает точное понятие о
крещении Спасителя чрез погружение в Иордане всего тела и главы Его.
[15]
В народе этот праздник известен под именем “Иордани,” так как
церковные процессии на реки для освящения воды есть как-бы выходы на р. Иордан.
В некоторых местах называется этот праздник Водощи, т. е. Водокрещи, от
совершения водоосвящения.
В некоторых местах
существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те,
которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому
купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием
подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских
богомольцев, купающихся в р. Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев
это безопасно, потоку что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В
пользу этого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу
воды освященной Церковию в самый день крещения Спасителя, потому что купаться
зимой значить требовать от Бога чуда, или же совершенно пренебрегать своей жизнью
и здоровьем.
Если верить газетным
сообщениям, то будто бы в Сухумском округе существует обычай, по которому святой
крест, погруженный при водоосвящении в воду, предлагается вынуть из воды за
плату кому-либо из присутствующих мирян (Неделя 1892 г. К8). В
приморских же городах Таврической губ. наблюдается среди русского населения обычай
бросания креста в море. Этот обычай общепринят в Греции и в Болгарии (см. Ц. Вед.
1891, 3), где всегда много находится охотников достать брошенный крест, причем
ни в одном году не обходится дело без убийств или несчастных случаев (см. Ряз.
Б. В. 1894, 5). В ваши южные приморские поселения этот обычай принесен
колонистами и состоит в том, что, по освящении воды, в волны бросается большой
деревянный крест, за которым некоторые и плывут, сидя на лодках, едва покрытые
верхним платьем: затем последнее быстро сбрасывается и все желающие достать
крест вплавь спешат к нему; доставший крест после ходить с ним по городу,
собирая дань своей удали; при этом, в одних местах часть денег идет на бедных, часть
— на приходскую церковь и часть — в пользу доставшего крест, в других местах
все собранные деньги расходуются доставшим крест на пирушку. Само собою
разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость совершаемого
торжества и противоречащее духу истинного христианства, не могут быть терпимы и
должны быть уничтожены.
С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.
|