Русская Пасха / Russian Easter
Пасха - источник радости
 
   


Неподвижные (неперемещаемые) праздники


на головную страницу сайта





Предпраздненство Просвещения (Богоявления, Крещения)

* дата в скобках - по новому стилю

Январь. 5 января (18 января)

 

Историко-экзегетическое содержание дня.

Из церковных песнопений этого дня. “Из Девы воссиявый в Вифлееме плотию, ко Иордану ныне тщится,” “избавление грядет Христос крещением подати всем верным: сим бо Адама очищает, падшаго возвышает, низложшаго мучителя посрамляет, небеса отверзает, Духа Божественного низводит, и нетления причастие дарует.” “Да радуется земля вся, небо да веселится, мир да играет, реки да плещут рукою, источницы, и езера, бездны моря да срадуются: приходит бо Христос Адама очистити,” “света Сый податель Иисус, не требуя креститися, плотию восходит на Иорданския струи, просветити сущия во тьме хотя; верою Сего усердно срящем,” “помышлении чистыми радостно подъимем.”

Святых мучеников Феопемпта и Феоны, бывшего волхва. “Благочестия предстатели,” “веры твердии поборницы,” “мудрии страдальцы,” они оба, “скверную идольскую лесть отринувше,” своими мучениями, “доблестне врагов пребеззаконных” победили, во время гонения Диоклитиана, в 303 года, в Никомидии. Феона, в христианстве Синезий, был волхв, призванный Диокдитианом для посрамления Феопемпта, епископа Никомидийского. Он уверовал во Христа, видя, что приготовленный им для святого епископа яд нисколько не повредил святителю. Мучители всячески старались склонить их к отречению от Христа; но “ни ласкание, ни лесть, ни слава земных возможе отсещи веры” их; безплодны были “мучителей прещения” и “нечестивых сверепство.” Святой Феопемпт был после долгих истязаний усечен мечем (сн. 20 янв.), а святой Феона живой зарыт в землю.

Преподобной Синклитикии Александрийской. Родом из Александрии, дочь богатых родителей, прекрасная собою, преподобная Синклитикия с юных лет отринула “всякое наслаждение плотское,” и помышляла только об угождении Богу, украшая себя “венцем воздержательного жития.” Возлюбив “чистоту девства,” она отказалась вступить в брак и все время проводила в посте и молитве. По смерти родителей, она раздала нищим имущество и с своей слепой сестрой скрылась в одной гробнице, принадлежавшей ее родителям, принявши иночество. Слава об ее подвижнической жизни быстро распространилась по окрестным местам и около нее скоро собралось целое общество благочестивых жен и дев. В продолжение всей своей жизни со всем усердием словом и делом поучая сестер, она дожила до глубокой старости. При конце жизни ее постигла тяжкая мучительная болезнь, “тело бо ея все издроблено, и изъядено бысть червми.” Она с истинно христианским терпением переносила свой тяжкий недуг, от которого “в страдальческих подвизех,” на 84 г. жизни, и скончалась, ок. 350 г.

Пророка Μихея. Сын Иемвлая, он не принадлежал к 12 так называемым меньшим пророкам (ср. 14 авг.); пророчествовал изустно, был современником святого пророка Илии и предсказал гибель царю Ахаву в войне с сириянами, за что был посажен в темницу и скудно там питаем хлебоим и водою, пока не погиб Ахав (2 Парал. 18:3 Цар. 22:8-22; ср. Мих. 1:1); скончался мученически в IX в. до Рождества Христова.

Преподобной Аполлинарии девицы. Дочь Анфемия, бывшего правителем греческой империи во время малолетства Феодосия Младшего, она, отказавшись от брака, выпросила у своих родителей дозволение поклониться святым местам Востока. Прибыв из Иерусалима в Александрию, она тайно от слуг переоделась в одежду инока и скрылась в одно болотистое место, где несколько лет подвизалась в строгом посте и молитвах. Здесь встретил ее подвижник Макарий и, по ее просьбе, принял ее в число своей братии под именем Дорофея, как она назвала себя сама, при встрече с ним. У родителей Аполлинарии была другая дочь, страдавшая беснованиеи. Родители отправили ее в скит к иноку Дорофею, прославившемуся даром исцелений, и он исцелил ее. Но на обратном пути девица опять заболела, и злобный дух обвинил Дорофея в растлении ее. За иноком послали воинов взять его на суд. Дорофей пришел к родителям и в уединенной комнате открыл им, что он есть дочь их Аполлинария. После этого больная сестра снова была исцелена. Аполлинария снова возвратилась в скит и мирно скончалась около 470 г. Только по смерти ее иноки узнали, кто скрывался под именем евнуха в их обители, в с честью погребли святую подвижницу.

Преподобного Γригория Критского (или Акритского). Он родился на острове Крите, где в юности пас стада своего отца; затем удалился в Иерусалим и прожил там 12 лет, претерпев много от агарян и иудеев; потом отправился в Рим и принял там схиму; затем прибыл в Царьград и в Акрите (на Вифинском мысе, вдающемся в Мраморное море) мирно скончался около 820 г.

Молитвословия дня

Тропарь, гл. 4.

Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеовою, вознестуся Илии, и разделяхуся воды сюду и сюду, и бысть ему сух путь, иже мокрый, во образ воистинну крещения, имже мы текущее жития преходим шествие: Христос явися во Иордане освятити воды.

Кондак, гл. 2.

Всех Христе, благоутробне отъемляй прегрешений множество, милости ради безмерныя, Иорданскими водами креститися грядеши яко человек, одеждею мя одевая, славы древния обнаженна люте.

Богослужебные указания

На повечерии на этот день поется канон, ирмосы которого имеют сходство в некоторых выражениях с ирмосами Великой субботы: “Волною морскою.”

Навечерие Богоявления, 5 января (18 января н.с.).

Праздник Богоявления предваряется навечерием. В пениях и чтениях, положенных в навечерие царских часов, вечерни и литургии (см. ниже, 23 стр.), Церковь представляем из Священного Писания обоих Заветов все, что касается Ветхозаветных прообразов и пророчеств о Крещении, самого события Крещения и плодов его.

(На 1-м часе: во псалмах 31 и 26 изображается Господь, как Пастырь, Просветитель и Спаситель; в паремии 1-го часа пророчески возвещается о духовном обновлении верующих во Иисуса Христа; Апостол и Евангелие повествуют о Крестителе и Предтече Господа, свидетельствовавшем об Его вечном и божественном величии.

На 3-м часе: во псалмах 28 и 41 изображается власть и могущество Господа над водой и всеми стихиями мира; в паремии слышим пророка Исаию, который предвидел духовное возрождение через крещение; в Апостоле говорится о различии крещения Иоаннова от крещения во имя Господа Иисуса, а в Евангелии о Предтече, уготовлявшем путь Господу.

На 6-м часе: во псалмах 73 и 76 пророчески изображается божественное величие и всемогущество Господа; в паремии пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее; Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни; Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при крещении Спасителя, о четыредесятидневном подвиге Его в пустыне и начале проповеди Евангелия.

На 9-м часе: во псалмах 92 и 93 вещается о царском величии и всемогуществе Господа; в паремии пророчески изображается неизреченное милосердие Божие к людям и благодатная для них помощь, открытая в крещении; Апостол учит о явлении благодати Божией, спасительной всем человеками, и обильном излиянии на верующих Святого Духа; Евангелие повествует о крещении Спасителя и Богоявлении.

На вечерне произносятся 12 паремий.

1-я, сказуя о воде, “в коей,” при сотворении мира, “Дух Божий ношашеся,” преобразовательно указываете на духовное пакибытие и просвещение в таинстве крещения;

2-я изображает божественную власть Господа над водами Чермного моря, расступившимися для спасения Израиля и соединившимися для погибели Египтян, и духовно живописует таинство Святого Крещения;

3-я глаголет о всемогуществе Господа, проявленном над водами Мерры, силой благодати претворенными из горьких в сладкие, и указавшем в пустыне двенадцать источников вод для утоления жажды народа Божия. После 3 паремий чтец возглашает тропари, прославляющие человеколюбие Сотворившего мир и Просвещающего “седящия во тьме.”

4-я паремия указует вседетельную благодать Божию над водами Иордана, открывшими дно для шествия Израилю;

5-я — благодатную власть над водами Иордана, открывшими дно для прошествия Илии и Елисею;

6-я — над водами Иордана, давшего Нееману очищение от проказы через семикратное погружение в них по слову пророка Елисея. По произнесении этих 3 паремий чтец опять возглашает тропари, в которых прославляется Господь, Коего света воссиял на “седящия во тьме.”

7-я паремия — та же, которая читается на 3-м часе навечерия,

8-я — о всесильной благодати Божией над водами Иордана, по которым прошел патриарх Иаков,

9-я — над водами реки, из которой взят невредимым Моисей;

10-я — о благодати, явленной в росе руна Гедеона, укрепившей веру его в призвание Божие для спасения Евреев от Мадиамлян,

11-я — над водой, троекратно излияняой на приготовленную жертву пророка Илии и не воспрепятствовавшей действию огня, низведенного на нее пророком;

12-я — та же, которая читается на 9-м часе навечерия. Апостол па литургии проповедует об исполнении во Иисусе Христе, принявшем крещение, древних прообразований (Исх. 13:21, 14:22); Евангелие благовествует о проповеди Предтечи Христова к народу Божию.)

Так как в навечерие, в какой бы день недели оно ни случилось, Уставом положен, ради освящения кроплением и вкушением святой воды, пост и именно положено вкушать “сочиво (зерна) обварено, или кутию с медом,” то канун крещения обыкновенно называется сочевником или сочельником. [7]

Молитвословия праздника.

Тропари перед водоосвящением, гл. 8.

Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа.

Днесь вод освящается естество, разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема.

Яко человек на реку пришел еси, Христе Царю, и рабское крещение прияти тщишися, Блаже, от Предтечеву руку, грех ради наших, Человеколюбче.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки Веков.

Ко гласу вопиющаго в пустыни, уготовайте путь Господень, пришел еси, Господи, зрак рабий приим, крещения прося, не ведый греха: видеша Тя воды и убояшася, трепетен бысть Предтеча, и возопи, глаголя: како просветить светильник Света, како руку положит раб на Владыку, освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех.

Царские часы.

1) Паремия: Ис. 35:1-10. Апостол: Деян. 13:25-32; 33 зач. Евангелие: Мф. 3:1-11; 5 зач.

3) Паремия: Ис. 1:16-20. Апостол: Деян. 19:1-8; 42 зач. Евангелие: Мар. 1:1-8; 1 зач.

6) Паремия: Ис. 12:3-6. Апостол: Рим. 6:3-11; 91 зач. Евангелие: Мр. 1:9-15; 2 зач.

9) Паремия: Ис. 49:8-15. Апостол: Тит. 2:11-14; 3:4-7; 302 зач. Εвангелие: Μф. 3:18-17; 6 зач.

Вечерня.

Паремия: 1) Быт. 1:1-13; 2) Исх. 14:15-18, 21-23, 27-29; 3) Исх. 15:22-27; 16:1; 4) И. Нав. 3:7-8, 15-17; 5) 4 Цар. 2:6-14; 6) 4 Цар. 5:9-14; 7) Иc. 1:16-20; 8) Быт. 32:1-10; 9) Исх. 2:5-10; 10) Суд. 6:36-40; 11) 3 Цар. 18:30-39; 12) 4 Цар. 2:19-22; 13) Ис. 49:8-15; Апостол: 1 Кор. 9:19-27; в субботу и воскресенье — 10:1-4; 143 зач. Евангелие: Лук. 3:1-18; 9 зач.

(Апостол и Евангелие читаются: в субботу — “сначала субботе пред Богоявлением (см. выше) и потом ряд,” в воскресенье — “сначала воскресеному дню пред Богоявлением и потом ряд” (Уст. 5 января с.с.), причем положенное на ряду в навечерие Богоявления 143 зач., “аще несть пост” (т. е. в субботу и воскресенье), начинается “от поду” (см. Уст. и при Апоcт. “Сборник 12 месяцей,” 5 янв.), т. е. со 2-й половины (с 1 стиха 10 главы).)

Освящение воды.

Паремия: 1) Ис. 35:1-10; 2) Иc. 55:1-13; 3) Ис. 12:3-6; Апостол: 1 Кор. 10:1-4; 143 зач. Евангелие: Мар. 1:9-11; 2 зач.

Так как святая вода служит “ко очищению душ и телес.., ко освящению домов,” то священнослужители в навечерие и праздник Богоявления входят в дома мирян для окропления их святой водой.

Богослужебные указания

В Уставе оказано, что если навечерие случится в субботу или воскресенье, то “пост не бывает;” это надо понимать в смысле облегчения поста: пост не бывает таков, как в навечерие, случившееся в прочие дни недели, — вместо одного раза дозволяется дважды принятие пищи, именно, после литургии и после освящения воды (см. Последов, 6 января с.с.).

В навечерие, если оно случится в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу, совершаются царские часы (и на них, после “Лик святых” не читается Символ Веры, а также в конце — “Буди имя Господне” и 33 псалом “Благословлю Господа”), затем, особо от часов (в 11-м часу дня), — вечерня с литургией святого Василия; если же навечерие случится в субботу или воскресенье, то царские часы совершаются в предшествующую пятницу (с чтениеи Символа Веры и 33-го псалма), литургии же в ту пятницу не бывает (см. ниже, в отд. цер.-практич. о Литургии) и в этот день Уставом пост не положен (см. Уст. 5 янв. и 25 дек.); а литургия святого Василия совершается в самый праздник; в субботу же или воскресенье, накануне праздника, совершается литургия св. Иоанна Златоустого “в свое время по обычаю, якоже и всегда” (и на ней — “по Изрядно поем Достойно”), а затем в свое время (отдельно от литургии) совершается вечерня.

Вечерня накануне крещения совершается с чтением паремии, Апостола и Евангелия. Если в навечерие (когда оно бывает в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу) вечерня соединяется с литургией, то после чтения паремий следует малая ектения с возгласом: “Яко свят еси... ныне и присно,” затем произносится: “Господи, спаси благочестивые” и поется “Трисвятое” и проч. (“вместо Достойно поем О Тебе радуется”); если же в навечерие (когда оно случится в субботу или воскресенье) вечерня совершается отдельно от литургии, то после паремий не поется “Трисвятое,” а бывает малая ектения и по возгласе (“Яко свят еси... и во веки веков”) произносится прокимен и читается Апостол и Евангелие, эатем “ектения Рцем вси, и Сподоби, Господи, и (ектения) Исполним вечернюю молитву, иерей возглас (“Буди держава”); и исходим ко крестильнице, идеже уготован стол” (см. ниже). После водоосвящения (по отпусте литургии, а в субботу и воскресенье по отпусте вечерни), поставляется возженный свещник среди церкви и поется тропарь и кондак праздника.

“Если навечерие в субботу: пронимен, аллилуиа и причастен дня; прежде Апостол и Евангелие субботе пред Богоявлением и потом ряд.” “Если в воскресенье навечерие Богоявления: прежде прокимен, Апостол, аллилуиа и причастен воскресенья пред Богоявлением и потом ряд.” См. в Уст. 5 января с.с., если навечерие в субботу или воскресенье.

В навечерие Богоявления Господня в храмах совершается “Последование великого освящения Святых Богоявлений” (см. Мес. Мин. 6 января и Требн.).

(По мнению “Ц. Вест.” (1893, 16), совершение “великого освящения воды” в навечерие Богоявления в молитвенном доме, в отдаленной части прихода, следуете признать выражением со стороны священника особой заботливости о своих прихожанах, не имевших возможности присутствовать при водоосвящении в храме.)

Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию крещения (см. паремии), самого события и его знаменования (см. Апостол и Евангелие), из молитв о благословении Божием над водою и наитии на нее Духа Святого для дарования ей силы очищения и исцеления, из троекратного благословения и троекратного погружения в нее креста, во образ погружения Господа в водах Иордана. Водоосвящение оканчивается, с одной стороны, целованием всеми священнослужащими и предстоящими честного креста и кроплением их святой водой; с другой — призыванием верных к славословию благодеяния Божия, явленного в крещении Господа и освящении воды, и окончательным приглашением к спасительному употреблению ее: “благодать бо Духа верно почерпающим невидимо подавается от Христа Бога и Спаса душ наших.” [8]

Совершаемое в навечерие Богоявления водоосвящение служит памятником того, что в древности накануне Богоявления совершалось водоосвящение для крещения оглашенных, а потому оно и совершается в храмах, где и крестились оглашенные. Это водоосвящение называется великим, как по сравнению с другим, меньшим (совершаемым 1 августа с.с. — 14 августа н.с. — день памяти семи мучеников Маккавеев — и в другие дни), так и по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием крещения Спасителя.

Начало обычая освящать воду в навечерие праздника современно началу самого праздника. О нем упоминают уже Тертуллиан и святой Киприан. В апостольских постановлениях содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Святой Епифаний видит начало обыкновения почерпать воду из источников в воспоминании чуда на браке в Кане галилейской и самое обыкновение называет древним. Святой Василий Великий, спрашивая: “по какому писанию благословляем мы воду крещения,” — отвечает: “от Апостольского предания по преемству в тайне.” Святой Иоанн Златоуст упоминает об особом свойстве освященной в этот день воды, замеченном уже в древней церкви и с верою принимаемом и ныне, — свойстве не портиться от продолжительности времени и сохраняться совершенно свежей в продолжение целого года, и даже более.

К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви великой агиасмой (святыней). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить ее тем, кто не может быть допущен до Святого Причастия.

(Назначение пить вместо причастия Тела и Крови Господней богоявленскую воду могло происходить из глубокой древности, именно, вскоре после того, как составлены были правила, отлучающие грешников от причастия на продолжительное время; для утешения тех кающихся, которые заявили искренность раскаяния, и было положено, чтобы им подавалась для вкушения богоявленсхая вода. (Прот. Никольский. О службах рус. цер., быв. в преж. печ. богослуж. книгах, стр. 290. Спб. 1885 г.).

Нет оснований воспрещать вкушение Богоявленской воды родильницам и вообще женщинам, находящимся в очищении: этой водой кропится даже “во всех местех и скаредных, и всюду” (см. Мес. Мин.)

Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник крещения почерпать освященную воду для своего домашнего употребления и хранить ее при святых иконах. [9]

В навечерие, случившееся в субботу или воскресенье, водоосвящение бывает в конце вечерни, после ектении: “Исполним вечернюю молитву,” и возгласа священника (см. выше); в навечерие же, случившееся в прочие дни недели, водоосвящение бывает в конце литургии, после заамвонной молитвы. Для совершения этого водоосвящения священник в полном облачении, при пении клириками: “Глас Господень на водах.”… исходит “царскими враты,” “носяй на главе (не имея при этом на ней, что само собою разумеется, скуфьи или камилавки) честный крест, с идущими перед ним свещеносцем и диаконом с кадилом, и полагает честный крест на благоукрашенном столе, где стоят и вода, подготовленная в чаше, и свечи, стоящие вокруг, которые даются братиям.”

Само освящение воды совершается таким образом: настоятель, “благословляя воду крестовидно честным крестом, погружает его право, низводя в воду и возводя, держа его обеими руками, поя следующий троапрь, глас первый: Во Иордане крещающуся.

(По разъяснению Рук. д. с. п. (1889, 4), в этих замечаниях “Последования” о погружении святого креста в воду говорится, что 1) святой крест следует держать обеими руками (не за верхний или нижиий конец его, а за боковые концы его, по крайней мере у нас повсеместно священнослужители так действують при погружении святого креста в воду) и, 2) погружая его в воду “право,” т. е. в прямом (вертикальном), а не в косвенном или горизонтальном, положении (“право” — δρϋιον или rectum, что значит “правильно,” “прямо”), 3) снизводит его в воду (постепенно опуская) “и возводит” его (постепенно поднимая или воздвигая его из воды) “крестовидно,” т. е. как-бы описывать в воде две дуги, накрест положенные и концами вверх обращенные.

По мнению Ц. Вест. (1892, 21), правильнее поступают те иереи, которые в навечерие Богоявления, при освящении воды, погружают святой крест трижды в одну водооcвященную чашу, перенося после каждого раза святой крест на ту или другую кадку с водою, так чтобы вода стекала с креста в нее, но не те, которые погружают крест по одному разу в каждый сосуд, так как последние в сущности не совершают освящения воды, при котором святой крест должен быть погружен трижды.)

И в следующий раз также крестом знаменует воду, и в третий также, тот же тропарь поя сам настоятель, с подпевающим ему другим священником: также после этого поют (в 4-й раз) тот же тропарь и лики. Настоятель же, поставив чашу со святой водой на блюдо, и обращается на запад лицом, в левой руке держа честный крест, а в правой василки (кропило), кропит крестообразно во все стороны; после этого сослужащие, а за ними миряне подходят для целования ко кресту и настоятель кропит их “по лицу” святой водой “крестообразно;” [10] при этом многократно поется тропарь, пока окончится кропление святой водой. (Уст. 6 января с.с.).

(Если великое водоосвящение совершается в конце литургии (при навечерии в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу), то вкушение святой воды бывает натощак. Но если вода освящается в конце вечерни (при навечерии в субботу и воскресенье), причем до этой вечерни, после совершаемой перед ней литургии, разрешается принятие пищи, то относительно вкушения освященной воды следует руководствоваться следующим замечанием Устава: “некоторые, отлучающие себя от употребления святой воды из-за приема пищи, неправильно делают: ибо благодати ради Божией дана святая вода на освящение миру и всей твари, также и во всяких местах и в том числе и скаредных (нечистых), и всюду кропится, в том числе и под нашими ногами; и где есть разум тех, которые не пьют ее из-за уже бывшего до того приема пищи? Но да будет ведомо, что нечистота в нас появляется не из-за вкушения пищи, но от скверных дел наших, очищась же от сих, пьем без сомнения сию святую воду” (Уст., 6 января с.с.).)

 

Примечания

[7] День навечерия Богоявления особенно торжественно чествовался нашими предками и был в народном сознании днем чрезвычайно святым. Занятие ряженьем и гаданием, считавшееся позволительпнм в предпразднества Крещения, известные в народе под именем “Крещенских вечерков” (со 2-го января), — накануне Крещения признавалось великим грехом. В навечерие Крещения всякий считал своим непременным священным долгом побывать в храме. Есть рыбу в навечерие Богоявления считалось величайшим грехом; не вкушаюсь и масло. Всякий, сообразно требованию церковного Устава, считал своей священной обязанностью поститься в этот великий день и до освящения святой воды (как это и теперь еще водится, к сожалению, только в некоторых благочестивых семействах) не позволял себе ничего вкушать.

[8] В навечерие Богоявления, как в день освящения воды крестом, иными принято за обычай рисовать мелом кресты на дверях, окнах и др. видных местах зданий, для охраления от вредных действий злого духа. Но в некоторых местах Литвы пишут латинские буквы G. М. В. — первые именные буквы волхвов: Гаспара, Мелхиора и Валтасара, принесших родившемуся Спасителю дары (см. 16 января с.с. и 25 декабря с.с), или, по неграмотности, пишут вместо этих букв три креста; а в Холмской Руси, Белоруссии и некоторых мистах Малороссии в каждом доме хранится большая свеча, называемая “громныця,” которую, отправляясь в церковь, берет с собой для освящения; по возвращение с Иордани (так называется там обряд церковного освящения вод) хозяйка свечу эту зажигает и пламенем ее “коптит,” на балке и над дверьми форму креста, чтобы лукавый не поселился в избе, и каждому члену семьи обжигает щепотку волос на голове “во имя Отца и Сына и Святого Духа.” (Ср. 2 февраля с.с.). На Волыни при освящении воды в праздник Богоявления употребляются свечи, сложения наподобие трикирия и называемый „трийцы", которые погружаются в воду при произнесении священником слов: “Велий еси Господи” и “Сам убо Владыко.” Подобного рода обычаи не имеют законных оснований для своего существования, а потому, казалось бы, как говорят Ц. Вести, по поводу обычая на Волыни, можно постепенно принимать соответствующие меры к искоренению таких обычаев (Ц. В. 1904, 16), если, конечно, по особо уважительным причинам, они не могут быть сразу прекращены.

[9] Между прочим, в прежнее время, по свидетельству Домостроя, у нас существовал обычай омывать святой водой все находящаяся в доме святые иконы. Существовал в прежнее время также обычай, в котором так ясно выразилось древне-русское нищелюбие: накануне Богоявления наши предки рано, до рассвета, ходили по тюрьмами и жилищам бедняков со щедрой милостыней. В этот день всякий русский считал долгом подать что-либо из пищи нищим, дабы бедняки имели, чем разговеться на следующий день. К сожалению, вместе с благочестием наших предков легко уживались языческие обычаи и разного рода суеверия, которые и до сих пор сильны по местам в нашем народе.

В деревнях, под Крещенье, пожилые бабы собирают снег со стогов, в полной уверенности, что будто он один может выбелить всякую холстину, чего так не сделает солнце и года. Снег, собранный в Крещенский вечер, по поверью крестьян, может сохранить в колодцах воду во весь год: стоит только с поля принести снега, опустить его в колодец, и тогда от него будет спорина и подспорье во весь год, хотя бы во все лето не было ни одной капли дождя. Снегом, собранным в Крещенский вечер, крестьяне в деревням лечат недуги — онемение в ногах, головокружение и судороги.

Крещенский ужин у белорусов называется “щодра,” а у малороссов — “голодная вечеря,” или кутья. “Голодной вечерей” ужин этот, как думают некоторые, называется потому, что крестьяне, не евши целый день ничего, набрасываются вечером на еду и истребляют, все, что заготовлено.

Существует поверие, что в полночь накануне Богоявдения волнуется вода, в ознаменование совершившегося в это время крещения Господа, почему пекоторые ходят смотреть на это, стараются в минуту этого мнимого чудесного колыхания взять воды в кувшины, благоговейно хранить ее, считая ее особенно целебною и приписывая ей свойство не портиться.

[10] По окончании водоосвящения, обыкновенно, все наперерыв стараются прежде других зачерпнуть святой воды, предполагая, что вода, зачерпнутая раньше, обладает более целебными свойствами, или же опасаясь, что заготовленной воды не достанется всем. Беспорядки при черпании освященной воды должны быть устраняемы. С этой целью некоторые советуют, сделав народу соответствующее обстоятельствам, времени и месту наставление и уверив, что воды хватит для всех, воспретить самим брать воду, а раздавать ее через членов церковного причта. Там, где, по заведенному порядку, прихожане приучены подходить ко Святому Кресту чинно, без давки и толкотни, не может быть указанных беспорядков по окончании водоосвящения, если прихожане постепенно будут подходить черпать святую воду. После того, как каждый из них приложится ко Святому Кресту, священник будет кропить их святой водой с торжественной медлительностью, наблюдая, чтобы у сосудов со святой водой не было скопления черпающих ее.

 


С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.



© Copyright PASKHA.net, 2001-2008