Русская Пасха / Russian Easter
Пасха - источник радости
 
   


Неподвижные (неперемещаемые) праздники


на головную страницу сайта





Предпраздненство Просвещения (Богоявления, Крещения)

* дата в скобках - по новому стилю

Январь. 4 января (17 января)

 

Историко-экзегетическое содержание дня.

Из церковных песнопений этого дня. “Торжество светлое предсовершающе вси просвещения Христова,” “на Иордан приидите, снидемся очиститися, и нети предпразднственная.” “Идите от Вифлеема питомицы чудес к стране Иорданстей, и тамо видите дела таинственно совершаема:” “Иисус Царь всея земли,” “Сын Отца Пребезначальнаго,” “яко человек существом, не мечтанием,” “к сыну Захариину смиренно” предгрядет, “крещение прося.” “Приими раболепно пророче Иоанне, Избавителя мира, и крести Зиждителя, земных на возрождение;” “горы взыграйте, радостию холмы препояшитеся, оскверненнии ко очищению божественному уготовитеся;” “душе бодрствуй, от страстей очистися, добродетелей приносящи прозябения.”

Святых Апостолов Семидесяти

Господь Иисус Христос кроме 12 Апостолов при жизни Своей благоволил избрать еще 70 я послал их по городам и весям проповедывать царствие Божие (Лук. 10:1). Эти 70 Апостолов, по сошествии Святого Духа, проповедовали Христа в разных странах — одни самостоятельно, другие будучи спутниками Апостолов из 12-ти. После этих последних, сии 70 святых Апостолов были первыми камнями, на коих создана была Вселенская Церковь. Празднуя многим из числа 70 Апостолов порознь, Православная Церковь, ради равночестия каждого из 70 и для предохранения верующих от разногласия в почитании их, ныне прославляет всех их вместе, называя этот день “собором святых седмидесяти апостолов” и призывая своих верных чад “согласно” восхвалить “священными песнопении” “седмидесяти апостолов лик.”

В церковных пеcнопениях они прославляются, как “всемудрии” и “всехвальнии” “Христовы ученики,” “столпи непоколебимии Церкве, основания благочестия,” “светильницы боговиднейшии,” просветившие “мир весь зарею благочестия” и рассеявшие “тьму безбожия,” “мудрии апостоли, путевожди заблудших,” уловившие “словом” и извлекшие “из глубины безбожия языки многорассеянные, знамения и чудесы” утвердившие “мудрования сих.”

Имена 70 Апостолов по Четьи-Минее, по Μ. В. С. и Χ. Μ.: Иаков, брат Господень (23 октяб.), Марк евангелист (25 апр.), Лука евангелист (18 окт.), Клеопа, брат Иосифа обручника юнейший, убиенный иудеями, Симеон, сродник Господень (27 аир.), Варнава, бывший прежде Иосия (11 июня), Иосий или Иосиф, нарицаемый Варсавою или Иустом (30 окт.), Фаддей (21 авг.), Анания (1 окт.), Стефан архидиакон, первомученик (27 дек.), Филипп от 7 диаконов (11 окт.), Πрохор от 7 диаконов (28 июля), Никанор от 7 диаконов (28 июл. и 28 дек.), Тимон от 7 диаконов (28 июл. и 30 дек.), Пармен от 7 диаконов (28 июня), Тимофей (22 янв.), Тит (25 авг.), Филимон (22 нояб. и 19 фев.), Онисим (15 фев.), Епафрас (Филим. 1:23; Колос. 4:12-13), епископ г. Колосс и церквей Лаодикии и Иераполя (в Малой Азии), Архипп (22 нояб. и 19 фев.), Сила, Силуан, Крискент (30 июля), Крипс (Деян. 18:8, 1 Кор. 1:14), епископ на острове Эгине (между Эгейским и Ионическим морями), Епенет (30 июля), Андроник (17 мая и 30 июля), Стахий, Амплий,Урван, Наркисс, Апеллий или Аппель (31 окт.), Аристовул (31 окт. и 16 мар.), Иродион или Родион (8 апр. и 10 нояб.), Агав, Руф, Асинкрит, Флеогонт (8 апр.), Ерм (8 мар., 5 нояб. и сн. 31 мая), Патров (5 нояб.), Ермий (8 апр. и сн. 31 мая), Лин, Гаий, Филолог (5 ноября), Лукий (10 сент.), Иасон (28 апр.), Сосипатр (28 апр. и 10 нояб.), Олимпан или Олимп (10 нояб.), Тертий (30 окт. и 10 нояб.), Ераст, Куарт или Кварт (10 нояб.), Евод (1 сент.), Онисифор (7 сент. и 8 дек.), Климент (Клим, — по Мес. Минее, см. 10 сент.), Сосфен (8 дек.), Аполлос (30 мар. и 8 дек.), Тихик, Епафродит (8 дек.), Карп (26 мая), Кодрат (21 сент.), Марк, он же Иоанн, Зина (27 сент.), Аристарх (15 апр. и 27 сент.), Пуд, Трофим (15 апр.), Марк, племянник Варнавы, Артема (30 окт.), Акила (14 июля), Фортунат и Ахаик (1 Кор. 16:17-18). [6]

Преподобного отца нашего Феоктиста игумена, иже в Кукуме Сикелийском.

Преподобный Феоктист, основатель обители святого Николая близ Кукума (в Сицилии), “умертвив мудрование плотское воздержаниемъ,” погасив “слез пролиянием” “страстей разжжения,” душу очистив “прилежными молитвами и твердейшим пощением,” — всем казался, “яко же ангел живый с телом.” Как “светильник” “монашествующих светлейший, образ известнейший, и наставник, и столп непоколебим,” он “словесною палицею” “на пажити постничества” воспитал свою словесную паству и направил ее “ко ограде небесней.” “Кроток и незлобив явлься,” “добродетельми украшен,” преподобный Феоктист в 800 г. мирно скончался “в старости маститей.”

Мучеников Зосимы монаха, пустынника Киликийского, и Афанасия комментарисия. Святой Зосима жил в цустыне киликийской (в Малой Азии); в царствование Диоклитиана подвергнутый страшным мучениям, был чудесно сохранен Богом. Афанасий-комментарисий (т. е. смотритель за узниками, ведший им запись), увидев Зосиму невредимым после страшных мучений, уверовал во Христа. Оба, будучи отпущены мучителем, удалились в пустыню. Там среди молитвенных подвигов они мирно предали души свои Господу в расселине одной скалы. Мученик Зосима еще воспоминается 19 сентября.

Молитвословия дня

Святым Апостолам Семидесяти, Кондак, гл. 4.

Христовых учеников лик седмьдесят, божественно вернии в песнех восхвалим: ттъми бо вси навыкохом Троицу почитати Нераздельную, и пребывают светильницы божественныя веры.

Αпостол. Рим. 8:2-13; 96 зач.

Евангелие. Лук. 10:1-15; 50 зач.

Богослужебные указания

На повечерии на этот день поется канон, ирмосы 3, 4, 6 и 9 песни которого имеют сходство в некоторых выражениях, а ирмосы 1, 6, 7 и 8 песен полное тожество с каноном Великого четверга: “Сеченное сечется.”

Если 4 января случится: 1) в субботу, то на литургии Апостол и Евангелие —субботы пред Богоявлением; 2) если в воскресенье — недели пред Богоявлением (Уст. 26 декабря).

 

Примечания

[6] В службе 4 января упоминаются не вошедшие в приведенный нами список святых 70 апостолов: Матфий (9 августа), Кифа и Кесарь (30 марта и 8 декабря); святые апостолы: Симеон, Тимофей, Тит, Онисим, Епафрас, Архипп и Кодрат, — в службе не упоминаются. Таким образом, в ней до 70 не достает четырех имен. Но если принять во внимание, что имя Аристарх встречается дважды в одном и том же песнопении (см. 2-я стих, на “Господи воззвах”), чем как-бы указываются имена двух лиц, и если считать в службе имена: Апелла, Аполла и Родиона, особо встречавшаяся (ср. выше, список святых апостолов), то общее число имен святых апостолов, прославляемых в службе, получится 70.

По изъяснению некоторых толковников, полное число сих святых апостолов было 72 и во многих древних списках и переводах евангелия Луки стоит 72. Это число, по мнению одних, соответствует взятому шестикратно числу 12 израильских колен, по мнению других — 72 племенам языческих народов, (подробнее о списках святых апостолов см. в Мес. Вост., т. 2, 6-11 стр.). В Четьих Минеях святого Димитрия Ростовского для составления числа 72 к вышеприведенному списку святых апостолов присоединяются: Дионисий Ареопагит (3 окт.) и Симеон, прозываемый Нигер (Деян. 13:1).

 


С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.



© Copyright PASKHA.net, 2001-2008