Новый Год, 1 января (14 января). По плоти обрезание Господне. Память Святителя Василия Великого
* дата в скобках - по новому стилю
Январь. 1 января (14 января)
Новый Год
Историко-экзегетическое содержание дня.
Новый год. В настоящее
время 1 января у нас начинается новый гражданский (ср. 1 сент.) год. Римляне за
45 дет до Рождества Христова, праздновали новолетие 1 января вместо 1 марта,
как это было у них прежде, и проводили этот день в безчинии и шумных играх с переодеваниями, в
безумном веселии и мерзком распутстве;
[1]
вследствие этого христиане
долго не святили этот день, как день новолетия, и
днями новолетия у них, смотря по различии стран и времен, были: 1 марта, 25
марта, 1 сентября, 23 сентября и 25 декабря. В 1594 г. французский король Карл
IX установил начинать год с 1 января; это установление впоследствии было
принято и в других западных странах. В России сперва начинали год с 1 марта
(см. 1 марта), потом с 1 сентября (см. 1 сентября). В конце 1699 г. указом
императора Петра I повелено начинать гражданский год с 1 января, и 1700 г. был
первый, который начался с этого месяца. (См. подробнее о летосчислении ниже, в Пасхалии).
Новый год,
как известно, принято у нас, особенно в больших городах, встречать шумным
пиршеством, среди всевозможного рода греховных забав и развлечений.
[2]
Ввиду этого
весьма отрадно отметить обычай совершать, с разрешения местной епархиальной власти,
молебствие в храмах, в полночь под новый год (см. за 1894 год Еп. Вед., напр., Астрах. № 5, Холм.-Варш.
№ 2, Пенз. № 1). Правда это молебствие совершается всюду 1 января после
литургии.
(Почин такой встречи
нового года был сделан сначала только некоторыми пастырями Санкт-Петербурга. В
1894 г. почти во всех церквах Санкт-Петербурга молебствие на новый год,
положенное совершать после литургии, было совершено накануне, после всенощной,
чем и был дан тон религиозной настроенности на всю ночь для всех
присутствовавших при богослужении (Ц. Вест. 1894, 1). В том же году в Армавире
(Ставропольской еп.) всенощное бдение под новый год было совершено позднее
обыкновенного, именно, начато в 10 ч. вечера, причем перед чтением Бвангелия был
прочтен посреди храма акафист Иисусу Сладчайшему, а в конце всенощной было
сказано приличное случаю поучение (Ц. Вед. 1894, 8). В настоящее время обычай
совершать молебствие под новый год можно считать широко распространившимся и
прочно укоренившимся.)
А где под новый год
пасомые мирно почивают, как например в деревнях,
[3]
нет нужды в
совершении молебствия именно в полночь. Но там, где в полночь под новый год царит
разгул, весьма благотворно именно в это время призвать к молитве встречающих в греховном
бодрствовании новый год. Нельзя не согласиться с мнением некоторых, что в совершении
молебствия в полночь под новый год пастырская практика нашла верное и надежнейшее
средство для противодействия греховной встрече нового года. Многие вовлекаются
в разгул под новый год по своей слабости и легкомыслию и таковым особенно
необходимо протянуть руку помощи. Противопоставив грязным и шумным всплескам житейского
безобразия под новый год торжественные призывы церковных колоколов, можно быть уверенным, что ии могучие звуки победно отзовутся
во многих сердцах, остановят, оградят и укажут многим настоящий путь, как
должно встречать новый год.
[4]
Богослужебные указания
В этот день после литургии совершается
“Молебное пение на новый год” с коленопреклонением. Aп. 1 Тим., 2:1-6; 282 зач. Ев. Лук. 4:16-22; 13
зач.
До 1700 г., когда
Новый год праздновался 1 сентября, совершалось особое “действо нового лета.” Это
“действо” было отменено при имп. Петре I, в 1700 г., и тогда же был составлен
молебен Гавриилом Бужинским,
употребляемый и поныне. Этот молебен после литургии обязательно
должен совершаться во всех церквах (Ук. Св. Син. 1765 г., 21 декабря; Молеб.
пение на новый год), не исключая и тех, где он совершался накануне. В тех храмах,
где 1 января, кроме поздней, служится и ранняя литургия, молебен по окончании последней,
обыкновенно, не совершается; но, по нашему мнению, и после этой литургии следовало
бы совершать молебное пение на новый год, чтобы этим привлечь к участию в
умилительном новогоднем модитвословии и посетителей ранних литургий.
Примечания
[1]
По верованиям римлян-язычников, первый момент нового года имел
роковое влияние на весь годовой период времени: кто весело встретит и проведет
первый день нового года, тот в течение целого года будет жить весело; отсюда и
возник обычай встречать и проводить 1-й день нового года как можно веселее и разгульнее.
Накануне нового года мужчины и женщины собирались в частных домах и в
гостиницах для того, чтобы в обществе встретить новый год. Быть пьяным в этот
день считалось необходимым даже для тех, кто не любил упиваться вином. Шум,
крик, песни, пляски, рукоплескания оглашали улицы и здания в продолжение всей
ночи. Мужчины наряжались по-женски, в свою очередь и женщины не отставали от мужчин
в искусстве маскироваться. Некоторые, по свидетельству блаженного Августина,
наряжались в животных, надевали шкуры баранов, приделывали себе головы коров,
оленей, псов и др. животных; иные наряжались даже демонами или принимали на
себя образы своих языческих богов и богинь. Замаскированные ходили по городу,
из дома в дом, с шумом, песнями и плясками. Разного рода чародеи, предсказатели
и авгуры, гадавшие всевозможными способами о будущем, никогда, быть может не
имели так много посетителей, как в эту ночь — накануне нового года. С наступлением
утра все спешили друг к другу с поздравлениями, благожеланиями и подарками по
случаю нового года; вечер дни проводили в пирах и увеселениях.
[2]
Невольно припоминаются обличения и наставления святого
Иоанна Златоуста в его слове на новый год: “Дьявольское гулянье, говорит он,
продолжающееся сегодня во всю ночь, смех, злословие, ночныя пляски и смешное
шутовство взяли наш город в плен... Более всего огорчают меня игры, происходящие
сегодня в гостиницах, исполненные невоздержания и великого нечестия; — нечестия
потому, что занимающиеся ими наблюдают дни, гадают и думают, что если 1-й день
этого месяца они проведут в удовольствии и веселии, то и весь год будут
проводить также; — а невоздержания потому, что на рассвете женщины и мужчины, наполнив
стаканы и чаши вином, напиваются без всякой меры... Если ты хочешь получить
пользу и от первого дня этого месяца, то поступай так: когда ты увидишь конец
года, то возблагодари Владыку, что Он ввел тебя в такое круговращение годов, сокрушись
сердцем, исчисли время твоей жизни, скажи самому себе: дни текут и проходят,
годы оканчиваются..., а что сделали мы доброго?.. Так любомудрствуй при начале месяцев,
об этом вспоминай при круговращении годов... Наблюдать дни — дело не христианского
любомудрия, но языческого заблуждения”... Действительно, странно и
непростительно христианину ожидать особенного благополучия от того, как он
встретит новый год, позабывая, что истинное счастье и благополучие зависят не от
круговращения времени, а от воли Божией и от характера нашей деятельности; непростительно
предварять наступление нового года шумным пиршеством с вечера до полуночи,
творить обычаи чисто языческие и для истинного христианина зазорные... Встреча подобных
дней, как день нового года, различными непотребствами и безобразиями не только
свидетельствует об отсутствии благочестия, но и составляет противление
христианству и Церкви.
[3]
К сожалению, и в наших деревнях, как наследие языческой
старины, еще продолжают существовать различные суеверные обычаи, приметы и гадания,
приурочиваемые к новому году. Во многих местах Малороссии хозяйка приготовляет
к вечеру накануне нового года как можно более пирогов и кнышей и складывает их
в одну общую кучу на столе. Хозяин после молитвы садится на покуте, за кучей
пирогов; входят дети, молятся и спрашивают мать: “Где-ж наш батько?” — “Хиба-ж
вы мене не бачите?” спрашивает отец. — “Не бачимо, Тату!” отвечают дети.
“Дайже, Боже, щоб и на той рик не побачилы!” говорить батько, т. е. чтобы и в
будущем году было такое же обилие хлебов. Вечер накануне нового года известен в Малороссии код названием “щедрого” и
“богатого,” так как с мыслью о наступлении нового года связывается
представление о возрождении солнца, несущего с собою лето и урожай. На новый
год выносится в сад сор из хаты, который от самого Рождества не выбрасывается
на двор, а сметается в угол под “покутье;” в саду этот сор зажигается и притом
так, чтобы дымом от него можно было “окурить” все плодовые деревья; крестьяне думают,
что от этого деревья будут более плодовиты. Рано утром дети ходят по домам и сеют
зерна овса, ржи и проч., распевая так называемую засевальную десню или
приговаривая пожелания счастья и плодородия на будущий год. При посыпании девушки
и паробки ловят зерна и по ним гадают: если число зерен окажется четное,
значить девушка выйдет замуж, и наоборот. Зерна, которыми посыпали, хозяева
тщательно собирают и оставляют до посева, а тогда с прочими семенами бросают в
землю; часть их также дают курам, чтобы больше несли яиц. Обряд посыпания зернами
называется: ассенем, овсенем, говсенем, бадценем
и пр. Все эти слова происходить от слова овес, употребляемый при обряде засевания,
который, вероятно, есть остаток какого-либо забытого языческого
сельскохозяйственного праздника. На этот же праздник указывает и обычай приготовления
каши в этот день с особыми обрядами и с гаданиями на ней о будущем годе.
Различного рода гаданья продолжают еще держаться в простом народе и в
Великороссов. В Белоруссии, как только стемнеет, парни, девушки и даже молодицы
отправляются к соседям совершать “кражу,” т. е. похищать друг у друга все, что
только попадет под руки: одежду, посуду и т. п. Парни стараются похитить
что-нибудь из гардероба девушек, а те в свою очередь у них. На следующий день
все похищенное возвращается; при этом всякий старается хвастнуть хитростью,
употребленной при краже вещи; бывают, впрочем, случаи, что “кража” в шутку
обращается в действительный факт воровства...
[4]
Святая Церковь, в молитвословиях молебного пения,
положенного на новый год, объемля все существенные нужды временной и вечной
человеческой жизни, благодарит Творца и Промыслителя за все благодеяния, изобильно
излиянные Им на нас в прошедшем году и просит Его”благословити венец наступающого
лета Своею благостию.” Вместе с этим святая Церковь, поставляя нас перед лицом
Бога, как Источника жизни и бессмертия и Подателя всех благ, и призывая
нас умолять Его: “простити нам и всем людем Своим вся согрешения вольная и
невольная, в мимошедшем лете зле нами содеянная,” “отгнати
от нас все душетленныя страсти и растленные обычаи,” “обновити дух правый во
утробах наших,” “спешных к деланию добрых дел
и иснолнению всех заповедей Его сотворити,” “подати мир, твердую и нелицемерную
любовь, благочинное же строение и добродетельное житие,” — тем самым святая
Церковь побуждает нас, при наступлении нового года, к строгому самоиспытанию и
обозрению всей жизни и дел прошлого года, чистосердечному раскаянию во грехах и
твердой решимости в будущем, по мере сил, удаляться от всякого зла, и учит, что
благополучие нашей жизни зависит от Бога, и что оно есть удел только “спешных
к деланию добрых дел,” т. е. истинных христиан. Только
истинный христианин и может наслаждаться чистой, спокойной совестью —
драгоценнейшим из всех сокровищ; только он может, с твердым упованием на Бога,
переносить все бедствия и искушения, которые так многочисленны в жизни и
неизбежны для всякого; только он может правильно воспользоваться благами мира для
славы Божией, для спасения души своей и для благодеяния ближним; только он
может быть доволен всякой участью, какую бы ни послал ему Господь; а в этом-то
довольстве и состоит истинное счастье на земле. Вот этого-то счастья и должно
желать при наступлении нового года ж себе и ближним, о нем-то и следует возносить
пламенные мольбы к Всевышнему.
По плоти обрезание Господне
Историко-экзегетическое описание праздника.
Обрезание установлено было Богом в
Ветхом Завете в знамение завета Божия с Авраамом и его потомством. Господь
Иисус Христос в восьмой день по Своем рождении благоволил подвергнуться, во исполнение
закона, обряду обрезания (Быт. 17:12; Лев. 12:2-3) с наречением Ему имени Иисуса
(Лук. 2:21; 1:13). Ветхозаветное обрезание в Новом Завете уступило свое место
таинству Крещения, которого оно было прообразом (Кол. 2:11-12). Свидетельства о
праздновали на востоке Обрезания Господня восходят к IV и V вв. Канон Обрезанию
написан Стефаном Савваитом в VIII в. Вспоминая в этот праздник вместе с обрезанием
по плоти Господа нашего Иисуса Христа и наречение Ему имени Иисус, святая
Церковь воспевает: “Днесь Владыка, плотию обрезася, Иисус наречеся;” “в осьмый
день обрезуется, яко младенец, Владыка: Иисуса же приемлет именование, яко мира есть Спас и Господь.” Но приглашая своих
чад “во святыни” торжествовать “Владыки славная Христова наименования”: “Иисус бо
боголепно наречеся днесь,” — святая Церковь преимщественно воспевает
“плотское обрезание Боговочеловечного Слова.” Празднованием обрезания Спасителя
и наречения Ему имени, святая Церковь утверждает нашу веру в ту непреложную истину,
что Он есть Богочеловек, “и да не рекут еретицы, яко мечтанием воплотися, но
яко воистину имеяше плоть и не противен закону, но исполнитель.”
Вместе с
этим примером Спасителя, Который, “не возгнушася плотского обрезания,” “плотию днесь
волею обрезуется,” и, “закон исподняя закона Творец,” “даде Самого Себе образ
и начертание всем во спасение,” святая Церковь научает нас постоянному повиновению
и покорности законам для нашего блага и для христианского примера другим. Обрезание,
которое Господь принял, как знамение завета Бога с человеком, и имя, как печать
Своего служения спасению мира (Мф. 1:21, Мр. 16:17; 9:38-39; Лук. 10:17; Деян. 3:6-16;
19:13; Фил. 2:9-10), внушают, что и мы, вступившие в новый завет с Богом, должны быть
обрезаны “обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти,
обрезанием Христовым” (Кол. 2:11). Христианское имя наше должно быть не мертвым
звуком, а живым свидетельством того, что мы посвящены
на служение Богу и находимся в благодатном союзе с Ним для Его славы и нашего
вечного спасения и блаженства.
Память Святителя Василия Великого
Святой Василий
Великий родился около 330 г. в Кесарии Каппадокийской от благочестивых и благородных
родителей-христиан. Первоначальное детское воспитание он получил от благочестивой
бабки своей Макрины, а первые правила красноречия слушал у отца своего в Неокесарии.
Достигнув юношеского возраста, святой Василий отправился путешествовать по
знаменитым тогдашним городам, чтобы довершить свое образование. В Афинах он
встретил Григория Богослова, сошелся с ним и во всю жизнь оставался вернейшим
его другом. Здесь он изучал грамматику, риторику, астрологию, математику, философию
и медицину, и оказал в них самые бдестящие успехи. Владея высоким умом и мудростью,
святой Василий вместе с тем отличался благонравием, кротостью и чистым житием.
Возвратившись в Кесарию, святой Василий некоторое время исправлял должность
адвоката; затем, приняв крещение, вместе с званием чтеца, он по склонности к
иночеству, отправился изучать монашескую жизнь в Сирии, Палестине и Египте.
Возвратясь из своего путешествия, он поселился в пустыне близ Неокесарии,
посвятив себя подвигам поста и молитвы. Вместе с этим, ища истинного познания и
стремясь к мудрости божественной, он занимался изучением Священного Писания,
сличал переводы его, изучал творения Оригена. Когда грозила опасность вере,
святой Василий оставлял пустыню и являлся самым ревностным поборником православия.
В 364 г. он
был посвящен в пресвитера кесарийской церкви. Теперь ревность его не знала
усталости: он всего посвятил себя на служение Господу и неустанно поучал свою
паству, иногда проповедуя по два раза в день — утром и вечером, иногда после
проповеди в одной церкви он ходил в другую. Слово так чудно плодилось в устах
святого Василия, что он иногда откладывал окончание поучения до следующего дня.
Заботясь о духовных нуждах своей паствы, святой Василий не оставлял без вишмания
и телесных. Во время голода жители Кесарии нашли в нем щедрого благотворителя.
В 370 г. святой Василий был поставлен епископом Кесарийским и в этом сане, не
оставляя своего подвижнического образа жизни, ревностно заботился о своем
клире от первого служителя алтаря до последнего, всех вразумляя, от всех требуя
строгой добродетели. Святой Василий сам любил красоту церковную, благолепие храма,
гармонию в богослужении, и это чувство внушал окружающим его. Самая его
внешность: осанка, бледное изможденное лицо, глубокий взгляд, спокойная
важность телодвижений, — возбуждала во всех чувство благоговения. Словом и
чистотой своей жизни ревностно наставляя всех своих пасомых в вере и благочестии,
он был “отец сирот, и вдов защитник, и богатство нищих, болящих утешение, и
сущих в богатстве окормление, старости жезл,” “наказание (поучение) юности, и
монашествующих добродетели правило.”
Пламенея христианской
любовью к ближним, святой Василий устраивал приюты, богадельни, больницы, странноприимницы.
Мужественный и самоотверженный, всегда готовый на всякие труды и лишения ради
блага ближних, святой Василий не гнушался, с опасностью для собственной жизни,
не только посещать, но даже и обнимать прокаженных, давая им, таким образом,
великую радость чувствовать близость своей самоотверженной любви к ним. Как
богомудрый защитник православия, святой Василий “силою словес божественных
ереси низложил” и “речи источил учений благочестивых вселенней.” Смиренный и кроткий,
снисходительный и милосердный к согрешающим по немощи, но непоколебимый в вере
и готовый все претерпеть за истину Христову, святой Василий был строгим
карателем злочестивых противников веры и более всего заботился о чистоте
православия не только кесарийской, но и всей восточной Церкви. “Он, по словам
святого Григория Богослова, не давал ни сна очам, ни дремания веждам, и заботами
изнурял останок плоти дотоле, пока не нашел уврачевания злу.” И только
благодаря его заботам церковь кесарийская спасена была от арианства.
Святой
Василий скончался в 379 г., 50 лет от рождения. За свои заслуги Церкви и
необыкновенную высоконравственную и подвижническую жизнь святой Василий назван
“Великим” и прославляется, как “слава и красота Церкви,” “светило и око
вселенной,” “учитель догматов,” “палата учености,” “вождь жизни.” Из трудов
святого Василия дошли до нас 9 бесед на шестоднев, 13 бесед на псалмы, 25 бесед
на разные случаи, 5 книг против ариан и одна — о божестве Святого Духа, правила
церковного благочиния, уставы для монашествующих, молитвы и дитургия, известная
под его именем. Тело святого Василия, по сказанию западных писателей, было перенесено
крестоносцами во Фландрию; честная глава его, по словам преосв. Порфирия, находится
в Афонской лавре святого Афанасия; рука его хранится в Венеции.
Молитвословия дня.
По плоти обрезанию Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, Тропарь, гл.
1.
На престоле огнезрачнем
в вышних седяй со Отцем Безначальным, и Божественным Твоим Духом,
благоволил ecu родитися на земли от Отроковицы, неискусомужныя Твоея Mamepe,
Иucyce: сего ради и обрезан был ecu яко человек осмодневный. Слава всеблагому
Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снисхождению Твоему, едине Человеколюбче.
Кондак (праздника и святого Василия), гл.
3.
Всех Господь
обрезание терпит, и человеческая прегрешения, яко благ, обрезует: дает спасение
днесь миру: радуется же в вышних и Создателев иерарх, и
светоносный, Божественный таинник Христов Василий.
В Часослове 1742 г., изд. в Киево-Печерской
Лавре, находится следующее величание на праздник Обрезания Господня:
Величаем Тя, Живодавче Христе, и
почитаем пречистыя плоти Твоея законное обрезание.
По уставу на 1 января положено величание святому Василию
Великому.
Василию Великому, архиепископу Кесарии
Каппадокийской, Тропарь,
гл. 1.
Во всю землю
изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил ecu:
естество сущих уяснил ecu, человеческия обычаи украсил ecu, царское священие отче,
преподобне: моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак гл. 4.
Явился ecu
основание непоколебимое Церкве, подал всем некрадомое господство человеком, запечатлел твоими веленьми,
нвбоявленне Василие преподобие.
В Часослове
1742 г., над. в Киево-Печ. Лавре, находится такое величание Василию Великому:
Величаем тя, святителю Христов Василие, благочестно церковь Христову непорочну
сохраншаго.
В настоящее
время обыкновенно поется величание общее святительское.
Богослужебные указания
Праздник Обрезания Господня хотя относится и великим праздникам и имеет праздничный
знак, но не принадлежит к дванадесятым праздникам и празднуется один день — без
предпразднества и попразднества.
1 января
всегда совершается литургия святого Василия
и вместо “Достойно” поется “О тебе радуется.”
На утрени: полиелей, величание и Евангелие святителю (общие), на 9 песни
“Честнейшую не поем, но поем припевы праздника и Василия.” Отпуст служб особый
— Обрезанию (см. его в Служебнике). Но на утрени, если 1 января случится в воскресенье, читается Евангелие воскресное
и на 9-й песни “поем Честнейшую, припевы же праздника и святого не поем;” если
1 января случится во вторник — тоже читается воскресное Евангелие.
(Этим нисколько
не нарушается порядок (“столп”) воскресных утренних Евангелий (см. о них, ниже);
так как если 1 января случится во вторник, то следующий воскресный день
обязательно будете 6 января, когда читается особое праздничное Евангелие; рядовое
же воскресное, падающее на 6 января, и прочитывается 1 января, если это число
падает на вторник.)
На литургии: если 1 января случится в воскресение или понедельник,
прокимен — недели перед Богоявлением и святого, Апостол и Евангелие — недели перед
Богоявлением и праздника, аллилуиа — недели перед Богоявлением; если 1 января
случится во вторник, то прокимен,
Апостол, аллилуиа и Евангелие прежде недели перед Богоявлением “и потом Обрезания и Василия
едино,” если 1 января случится в субботу,
то Апостол и Евангелие “прежде Обрезания и потом субботе пред Богоявлением.” (Уст.
1 января и 26 декабря).
Если 1 января случится в воскресенье, то
обыкновенно отпуст произносится воскресный.
Маркова глава в Типиконе и Минее.
Если случится
Обрезание Господне и святого Василия Великого в воскресенье.
Паремия.
1) Быт. 17:1-2,
4-7, 3, 9-12, 14;
2) Притч.
8:22-30 (празднику).
3) Прит.
10:31-32, 11:1-2, 4, 3, 5-12 (святому).
Утреннее
Евангелие: Иоан. 10:9-16; 36 зач. (святому).
Aпостол: Кол. 2:8-12; 254 зач. (празднику); Евр. 7:26-28; 8:1-2;
318 зач. (святому).
Евангелие: Лук.
2:20-21, 40-52; 6 зач.
(празднику); Лук. 6:17-23; 24 зач. (святому).
См.
От 1 до 14
января (ср. 21 нояб.) катавасия — Глубины открыл есть дно.
C 1 по 6 янв.
продолжается (от 25 дек.) мясоястие, исключая 5 января.
Суббота перед Богоявлением (бывает в числа от 26 декабря по 5 января.).
Апостол: 1 Тим.
3:14-16, 4:1-5; 284 зач.
Евангелие: Матф. 3:1-11;
5 зач.
Воскресенье перед Богоявлением (бывает в тот же
промежуток времени, как и суббота).
Апостол: 2 Тим.
4:5-8; 298 зач.
Евангелие: Map. 1:1-8;
1 зач. См. 26 декабря.
С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.
|