Евангельские Беседы на Пасху Христову

 

Головная страница сайта
Пасха. Все, что нужно знать о празднике Пасхи



Евангельские Беседы на Пасху Христову (Ин. 1,1—17)

Первые три Евангелиста начинают свое повествование с событий, через которые Царство Божие получило начало в этом мире, а Евангелист Иоанн возносится, подобно орлу, к предвечной и внемирной основе сего царства; созерцает вечное бытие Того, Кто лишь в последок дней явился на земле в образе Человека и соделался для всех людей Источником вечной Жизни.

Вначале было Слово... В начале чего? Не в начале тех событий, через которые положено было основание Церкви Христовой, но в начале всего, то есть всякого сотворенного бытия — мира и человека.

Слово — так именуется Второе Лицо Святой Троицы, Сын Божий. Открытое свыше Иоанну Богослову и известное отчасти прикровенно еще в Ветхом Завете, это наименование выражает особенное отношение Сына Божия к Богу Отцу. Образ взят евангелистом из обыденной жизни. В разговоре человек произносит известные слова; эти слова, или отдельно взятое каждое слово, являются выражением мысли, ума человека. Наименование Сына Божия Словом равносильно наименованию Его Премудростью, неоднократно встречающемуся в Священном Писании. В основании этого названия находится непостижимое для ума отношение между Лицами Святой Троицы, по которому Отец есть Начало всякого бытия, а Сын есть Его Ипостасная Премудрость, открывающая совершенство Отца, между прочим, в сотворении мира и в помышлении о нем. Евангелист не сказал, что в начале сотворено было Слово, но просто — было. Вот доказательство того, что Сын Божий не был сотворен, как все конечные существа мира, а существовал изначала.

Слово было у Бога... Будучи вечным, как Бог Отец, Слово — Сын существовал всегда не отдельно от Бога Отца, но вместе, в единении с Ним.

И Слово было Бог... Как вечное, Слово есть Лицо Божественное, то есть одного Существа с Богом Отцом, и, следовательно, есть Бог, равночестный Богу Отцу

Все через Него произошло... Мир получил начало от Бога Отца, а Бог Слово был как бы Посредником, Устроителем, Художником и Совершителем творения.

И без Него не начало быть ничто... Евангелист повторяет предыдущую мысль, разъясняя и усиливая тем свое первое выражение о творческой деятельности Слова. В мире сотворенном все сотворено Им, не исключая ничего.

В Нем была жизнь... Как в вечном Существе, в Слове был источник жизни, дающий бытие и устройство каждой твари по сотворении.

И Жизнь была свет человеков... Как свет, хотя освещает бесчисленные тысячи людей и предметов, однако нисколько не оскудевает в своей светлости, так и Бог и до творения и по творении равно неоскудевающ, не истощается, не изнемогает и не умаляется от созидания многого. И если Ему нужно создать неисчислимое множество миров. Он имеет довольно силы и всемогущества не только создавать их, но и по сотворении сохранить их бытие.

И свет во тьме светит... Вследствие отпадения человека от Бога и оставления его Богом, истинное боговедение и богопочитание в человечестве все более и более затемнялись, но деятельность Небесного Света не прекращалась, и тьма его не объят, и как ни были грешны люди, мрак и темнота их греховности не могли заслонить собой благотворных лучей этого Божественного Света.

Был человек... Иоанн... чтобы свидетельствовать о Свете... Евангелист подкрепляет свое богословствование свидетельством Иоанна Крестителя, которого все знали и почитали за его строгую жизнь.



© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008