Русская Пасха / Russian Easter
Пасха - источник радости
 
   


На Пасху. Митрополит Антоний

Пасхальные беседы и проповеди
Пасхальные послания


на головную страницу сайта






Митрополит Антоний (Храповицкий Алексей Павлович; 1863-1936) родился 17 марта. Сын помещика Новгородской губернии. Окончил Петербургскую Духовную Академию и в том же году постригся в монашество (1885). Ректор Московской Духовной Академии (1890-1894). Ректор Казанской Духовной Академии (1894-1900). Хиротонисан во епископа 7 сентября 1897 г. Епископ Уфимский (1900-1902), Волынский (1902-1914), архиепископ Харьковский (1914-1917). Митрополит Киевский и Галицкий (1917). Один из трех кандидатов на избрание в Патриархи на Соборе 1917-1918 г. Покинул Россию в 1920 г. Возглавлял Русскую Зарубежную Церковь (Синодальную; 1921-1936). Скончался 28 июля (10 августа) в Белграде. Десятитомная биография митрополита Антония составлена архиепископом Никоном (Рклицким; Нью-Йорк, 1956-1963).

 

Проповеди в Пасхальный период

Неделя о Фоме.

(Иоан. 20:19-31). Можно сказать, что все люди радуются когда услышат тропарь Воскресения. Но когда его много поют, им иногда становится скучно. Между тем эта песнь должна нескончаемо радовать людей: - повторять постоянно о победе над смертью и диаволом, это должно быть нескончаемым источником утешения. Поэтому если радость скоро проходит - это происходит потому, что вера не так жива и крепка. А веровать людям трудно потому, что душа не так любит эту победу.

Но скажут: не веровал и Фома, ранее готовый умереть за Христа.

Нет, Фома просил уверения не потому, что не верил, а потому, что хотел веры не смутной, ибо жаждал воскресения и понимал его значение.

Перед восшествием во Иерусалим, узнав, что не будет никаких внешних успехов, а наоборот, Спасителя ждут страдания, ученики думали, что вот в награду за то, что они идут за Ним, их ожидает тоже смерть. Их охватил ужас и страх и тогда Фома сказал: "Пойдем и мы, умрем с Ним." У Фомы сердце преданное. А сколько их смутилось, когда узнали, что нет и не будет внешнего успеха! Когда Он был перед ними великим чудотворцем, исцелял их и давал хлеб, они веровали, а когда узнали, что Он готов принять и понесет великий подвиг терпения и страдания ради духовных благ, - все они бежали, вера их ослабела и, если совесть и укоряла их, они легко находили себе оправдания: "мы же надеялись, яко сей есть."

Говорят люди: если бы мы видели Его, мы бы не отреклись. Это не верно: большинство отрекшихся видели Его, но отреклись потому, что не любили ценностей духовных, победа над диаволом мало что говорила их сердцам, и они хотели внешних успехов.

Случаев полного отречения не так много. Обычно остается остаток веры, но это полупризнание, полу-верующега быть может еще хуже, а таковых полуверов большинство. Если их исключить из числа так называемого верующего общества, то мы бы увидели, что истинных поклонников мало. Храм и крест, - единство во Христе, единство во имя подвига любви - вот начертание наших отношений ко Господу, но полуверы и то и другое, - и единство и Христову любовь, стараются понять не так, как понимает христианин.

В полуверии есть много степеней, но одно неотвязно следует за всяким полуверием: отрекающийся знает от чего он отрекся, но он знает и к чему вернуться. У полувера же нет такой ясности и он привыкает жить, руководясь софизмами, полуправдой и намеками на какую-то, якобы, истину.

 

Неделя Жен Мироносиц.

(Мф. 28:1-10). "Воистину воскресе Христос" - этот радостный ответ на возглас "Христос Воскресе" характеризует Пасхальные дни не менее чем все песнопения.

Горести и скорби сопутствуют всей нашей жизни, но им всегда на смену приходит радость. Так и в эти дни стучится и врывается в нашу душу радость после столь горестных слез и тяжких скорбей на Страстной неделе.

Чтобы понять жен мироносиц надо пережить их великую скорбь и великую радость. Постараться их понять - глубоко поучительно. В их душе жила глубокая скорбь и вместе с ней жило и ожидание чего то радостного, чего так жаждет душа. Они, конечно, неясно себе представляли чего они ждали, но они чувствовали, что не все кончено, что не могло все кончиться смертью и потому они так тяготеют ко гробу.

Скорбь и радостное ожидание, - чувства как будто несоединимые, уживаются в их женских сердцах.

О если бы и мы, и в горе и в радости, жили предчувствуя Христа, приближающегося к нам! Так должно быть всегда и если такое ожидание бывает у нас только в святые дни Страстной и Пасхальной Недели, то вера наша нетверда. Изъяснить совмещение скорби и ожидаемой радости трудно, лучше только вспоминать о Тайне, совершающейся в эти дни. Это совмещение отразилось и на нашем богослужении. В нем есть как бы страх нарушить радость воскресения, но поется и "плотию уснув," перенося нас в столь недавно пережитые скорби, и затем снова тихо и радостно льются умиленные песнопения, и скорбь не смущает нашу радость, только придает ей умиленный оттенок.

Но сейчас, думая о женах мироносицах, нам в душу просятся тяжкие воспоминания о чувствах, которым причастились они, свидетельницы страстей. От века не было на земле такой скорби, ее не выдерживали сами силы природы. И легко себе представить, что когда со креста раздалось "совершилось," они почувствовали облегчение.

Радуйтесь и вы в этот момент. Это чувство должно повторяться в душе. Скорби, ощущаемые нами в эти дни, не похожи на те страдания и уколы, какими сопровождается наша обычная жизнь. Чем сильнее скорбь о Христе и Христовых страстях, тем крепче мы будем привязаны ко Христу и в нашу скорбь войдет и радостное ожидание Христа, как у жен мироносиц, и мы также будем тяготеть к Нему и встретим Его также как они. Ибо скорбевшие как они, достойны праздновать Его воскресение.

 

Беседа с Самарянкой.

(Иоан. 4:5-42). Различно Господь открывал людям Свое Божественное происхождение, но редко прямо произносил это страшное известие. Самарянка, несмотря на все свои грехи, оказалась достойной его принять из уст Спасителя: "Это Я, который говорю с тобою." Чем же она заслужила такую честь? На этот вопрос можно ответить гадательно, но вероятнее всего потому, что верно ожидала Мессию: "Знаю, что Мессия придет, то есть, Христос; когда Он придет, то возвестит нам все." Видя во Христе не обычного человека, а прозорливца и пророка, она сперва заговорила о молитве, а затем о Мессии, и не как о царе, который даст всем хлеба и земные блага, а как о том, кто возвестит все, принеся откровение о Боге. Если она и имела грехи сомнения в вере, то все-таки она не была так далека от Бога, как иудеи, которых надо было наводить на понимание, чтобы они начали понимать хоть отчасти.

Спаситель несомненно обрадовался, что увидел правильно ждущую Мессию и открыл ей великое известие: "Это Я, который говорит с тобой."

Она была взволнована этим известием и отнеслась к нему с простотой и непосредственностью женской цельной натуры: - она все бросила и побежала в город сказать о бывшем.

Неправду говорят, что Спаситель скрывал Свое Божественное происхождение: не Он скрывал его, а это люди не сумели увидеть Мессию.

Всякий из нас, в тот или иной момент жизни, тужил о непознаваемости Бога и сам был виноват в своей слепоте. Пусть спросит себя каждый сделал ли он все, что нужно для искателя истины? Ответ совести будет отрицательный. Слушающий и не слышащий Истину был, в частности, с теми богословами, кто отбился от истины, которая впитывается и просится в душу с детства. Огрубели и ожесточились их сердца от гордости и самолюбия.

Да избавить нас Господь от такового ожесточения и от этих страстей нашу душу, и тогда она услышит и познает истину с простотой Самарянки.

 

Исцеление слепорожденного.

(Иоан. 9:1-38). В этом исцелении есть свои особенности: чудо не совершается быстро, и слепой не только не просил об исцелении, но и не надеялся на него, ибо от века никто не слышал об исцелении слепорожденного.

Он не надеялся, но исполнил слово Христа, пошел умылся и прозрел. Это слово, хотя оно и дало ему великую и нежданную надежду, было особенно трудно исполнить именно слепому. Подумайте, что испытал он пока один, ощупью, шел через весь город.

И вот он идет. У него не вера, а предчувствие веры и, слушая эту новую жизнь в своем сердце, он идет. Сколько трудна ему стоило пробираться в толпе, ему, нищему и никому не нужному, сколько сомнений и борьбы он пережил и преодолел по пути в Силоам.

Это было испытание его готовности веровать и его послушания и исцеление ему дается не легко и не без борьбы.

Ощупью он пришел, омылся и исцелился.

Все его обступили. Это было великое неслыханное чудо. Его разглядывают пораженные соседи и знавшие его. Он ли это? или похож на него? Его ведут к фарисеям, и они допрашивают его. Он знает, что фарисеи обычно замалчивают чудеса, запрещают о них говорить, знает, что за непослушание его могут изгнать из сонмищ и он лишится помощи. Поэтому он отвечает разумно и осторожно. Но в дальнейшей беседе с ними он понял как они изолгались и ответил им мужественно и изобличил их. Тогда они поступили так, как поступают изолгавшиеся люди: они ответили обвинением и возмущением и выгнали его вон. Тогда Господь встречает его и видя его зрячим и верующим, спрашивает его прямо: "Ты веруешь ли в Сына Божия?" Он ответил: "А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?" И сказал ему Господь: "И видел ты Его, и Он говорит с тобой." Он же сказал: "Верую Господи!" и поклонился Ему.

Все они были свидетелями явлений благодати, но для многих это было только предметом разговоров, и люди боялись поклониться Господу и стать в число учеников Христа. Мы же скажем - веруем, Господи, и поклонимся Ему.

 

Исцеление слепорожденного.

В недели, между св. Пасхою и неделею Всех Святых предлагаются чтения из Евангелия от Иоанна.

Это Евангелие содержит в себе только несколько событий из земной жизни Христовой, но зато много речей Его. События же в четвертом Евангелии изложены подробно и картинно.

Таково же и назначенное к воскресному чтению в храме исцеление слепорожденного, о каковом событии достойна внимания каждая частность.

Почему Господь не ограничился своим всемогущим велением, а приказал слепорожденному пойти к купели Силоамской и умыться, чтобы потом прозреть? Ответ на это заключается в том, что слепорожденный должен был показать свое послушание Таинственному Собеседнику, которого он знал только Имя, но не Его Божественное достоинство.

Что же побудило его исполнить послушание, указанное ему Христом, идти к далекой Силоамской купели, помещавшейся под горой?

Несомненно повелительный величавый голос Христов создал в душе его священный трепет и пробудил смутную надежду.

Чтобы укрепить эту надежду, Господь не сразу его исцеляет, как исцелял людей в других случаях, но творит брение от плюновения Своего и, помазав этим брением его очи, испытывает его послушание и посылает умыться к Силоамской купели.

Была суббота и иудеи обрадовались не благодеянию Божьему, а возможности придраться ко мнимому нарушению субботнего покоя Иисусом Христом.

Это был не единственный случай таких недобросовестных придирок ко Спасителю. Из другого повествования Евангелия мы знаем, что народ иудейский понимал подлинный смысл субботнего покоя и, когда Господь обличил некоего начальника синагоги за подобную же придирку, то, "когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились, и весь народ радовался о всех славных делах Его" (Лук. 13:17).

Иное дело здесь при исцелении слепорожденного, когда иудейская злоба уже созрела на убиение Спасителя, и не только не смягчилась при виде несомненного чуда, коему подобного не было от века (9:32), но приняла характер крайнего ожесточения, соединенного с лукавством и лицемерием.

Последнее сказалось в том, что враги Христовы решили разыграть сцену формального правосудия с допросом свидетелей, позвали родителей прозревшего юноши и ставят им формальный допрос: - И спросили его, как он прозрел? Его ответ: "Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои, и сказал мне: "Пойди на купальню Силоам и умойся"; я пошел, умылся и прозрел" (Ио. 9:11.

Тогда некоторые из фарисеев говорили: "Не от Бога этот человек, потому что не хранит субботы." Другие говорили: "Как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря."

Запросили родителей прозревшего, но они дали ответ уклончивый, "потому что боялись иудеев, ибо иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги."

Отсюда ясно, что только слепорожденный не знал своего Исцелителя, а окружающие Его уже догадались, что это был Иисус Христос; и вот они в злобном замешательстве "вторично, призвали человека, который был слеп, и сказали ему: "воздай славу Богу; мы знаем, что человек тот грешник... А потом снова спросили его, что сделал Он с тобою, что отверз твои очи?"

Они непременно хотели услышать что-либо о нарушении Христом субботы.

Исцеленный уже понял недоброжелательство к Исцелителю и он из допрашиваемого, делается сам обвинителем и отвечает им: "Я уже сказал и вы не слушали; что еще хотите слышать? Или и вы хотите сделаться его учениками?"

Очевидно, в этом споре выяснилось и для слепорожденного то, чего он раньше не знал; теперь он знает, что исцеливший его "человек по имени Иисус" и есть тот знаменитый чудотворец, о котором шла молва по всему иудейскому народу.

Однако, такой смелый ответ в вопросе нищего слепца привел его врагов в негодование и окончательно лишил их чувства правды, а когда слепорожденный уже прямо укорил их в таком ожесточении и выразил им вполне здравое суждение: "Мы знаем, что грешников Бог не слушает, но "кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает... Если бы Он не был от Бога, то не мог бы творить ничего."

Так начавшийся допрос под знамением внешнего правосудия, но при внутренней злобе оканчивается грубым насилием: "во грехах ты весь родился и ты ли нас учишь, и изгнали его вон" (Ио. 9:34).

В этом сравнительно подробном повествовании Евангелиста сказалось превосходство непредубежденного народного разума над лицемерным богословствованием и при-творным правосудием, которое, будучи обличено, обнаруживает произвол и жестокость лицемеров и уже явно пренебрегает правосудием.

Теперь Спаситель, встретив исцеленного, уже прямо открывает ему Себя, как недавно в беседе с Самарянкой: "ты веруешь ли в Сына Божия?" и на вопрос исцеленного отвечает ему совершенно прямо: "и видел ты Его и Он говорит с тобою" (Ио. 9:37). Господь удостаивает его прямого, не прикрытого откровения за его решимость умереть за Христа.

Все эти повествования Евангелиста Иоанна убеждают нас в том, насколько угодно Богу и Христу бесстрашное исповедание веры.

И вот такому бесстрашию должны научиться наши современники, взамен того двоедушия по отношению ко Христу, уподобляясь недостойным родителям слепорож-денного, дорожа, подобно им, своей дружбой с современными иудеями и с прочими врагами Христа.

 

Вознесение Господне.

(Деян. 1). Воскресе Христос и в течение 40 дней являлся апостолам, уча их о царствии Божием и повелел им быть в Иерусалиме и ждать обетования Св. Духа "через несколько дней."

Как же ждали они этого обетования? Они спрашивали Его: "Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?" Спаситель не отвечает им отрицательно, но говорит, что не их дело испытывать сроки: - "Но вы примите силу, когда сойдет на вас Святой Дух." Они думают о царстве земным, а Он, не отрицая устроения царства израильского, говорит, что оно будет в ином виде, чем они ждут: - его содержание будет в явлении силы Духа Святого. Они хотят чуда, оно и будет, через несколько дней, но они хотят чудесного явления силы земной, а будет явлена сила Духа Святого. Устроение царства земного, это такая мелочь перед устроением Царства Духа, но они хотят первого, а Он хочет, чтобы они желали второго и готовит их к нему.

Сейчас Россию постигла кара за преступления и проявляются силы Духа, но люди не их ищут и усваивают, а просят царства земного.

Господь дает просвещение душ, духовную благодатную силу, а русские израильтяне хотят царства земного. Они хотят царя или повелителя убивающего и покоряющего. Они отвергают камень, который должен сделаться главою угла Святой Руси: "это от Господа и есть дивно в очах наших" (Пс. 117:23) Но люди не понимают этого великого призвания. "Потому сказываю вам: отнимется от вас Царствие Божие и дано будет народу приносящему плоды его" (Мф. 21:43). Дано будет тем, кто хочет просвещения духовного. Рожденные от Бога и просвещенные Духом любят веру, подвиг, благодать, истину и смирение. Сыны земли любят иные ценности.

Далеки, так далеки люди от Христа!

Они веруют в политическую власть и силу и так далеко их сердце от Царствия Божия. О, если бы люди полюбили Бога и приняли, обогатились и укрепились дарами Святого Духа! Тогда власть земная естественно приложилась бы им.

Ныне же нам надо безропотно нести свой крест, и не только безропотно, но с благодарностью и в терпении. Будем же его нести, будем искать и желать Духовного просвещения и будем надеяться твердо, что тогда даст нам Господь услышать, что спасение наше "через немного дней."

 

Вознесение Господне на небо (Беседа Христа с Никодимом).

"Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын человеческий, сущий на небесах" (Ио. 3:13). Так Господь предсказывал о Своем вознесении на небо. Предсказывал Он это, не однажды, ибо, когда Он вскоре после этих слов говорил иудеям в Капернауме о причащении Его тела и крови, то прибавил для неверующих: "Это ли соблазняет вас? что же, если увидите Сына Человеческого, восходящего туда, где был прежде?" (Ibid 6:61).

Не была чужда иудеям мысль о вознесении Мессии на небо, как сказано было в пророчествах Даниила о Сыне Человеческом, который подымится на небо и даже до Вет-хого днями дойдет, и дана ему была власть и сила, тысяча тысяч и тьма тем служили Ему. Эти слова толкователи и читатели Ветхого Завета относили к ожидаемому Мессии, но перетолковывали их в том политическом, шовинистическом смысле, как последнее возвеличение человека-Мессии Богом. Только в этом смысле становятся понятными слова Христа к Никодиму, которые, как мы уже однажды толковали, являются последовательным опровержением мессианских чаяний иудеев и противопоставления им толкования христианского. Не человек Мессия будет постепенно возводиться в Божеское достоинство, но Мессия-Бог умаляется до образа и подобия человека. Тогда нам представится совершенно понятным Христово изречение: "Никто же взыде на небо токмо сшедый с небесе Сын Человеческий, Сый на небеси." И далее Господь продолжает Свое истолкование подвига Искупителя. Не зем ная слава и власть ожидает на земле воплотившегося Сына Божия, но как вознес Моисей змию в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную. Иудеи веровали, согласно их истолкованию пророчеств, что Мессия будет судить всех людей: они не различали первого от второго пришествия Мессии. От такого ошибочного ожидания предостерегает Господь Своим словом. "Ибо не послал Бог Сына Своего, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен через Него" и т .д. Самый суд не будет подобен суду мирскому и Суд уже состоит в том, что Свет пришел в мир, но люди возлюбили более тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ио. 3:19).

Таков ответ Господа на все 3 ошибочные ожидания, которые направлены были иудеями к Его лицу, как Мессии.

Никодима Господь убедил в правильных мыслях о Нем, что видно из дальнейшего проявления верности и преданности Спасителю (Ио. 7:50-51). Он удостоился помазать бездыханное тело Господа. Возможно, что Никодим был в числе видевших Христа воскресшим из мертвых (1 Кор. 15:6) вместе с теми 500 братий, о которых Апостол говорит в первом послании к Коринфянам. Во всяком случае краткие упоминания Господа о предстоящем вознесении Его от земли на небо поставлены нами в тесную связь между собою и проливают яркий свет на последовательность Евангельских событий. Самое сильное предсказание этого события мы находим в ответе Христа Синедриону. Когда первосвященник сказал Ему: "заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам Ты ли Христос Сын Божий, Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам, отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных." (М?. 26:63-64).

Мы уже упоминали в другом месте, что в данном случае Господь привел слова пророка Даниила (гл. 7). То негодование, с которым встретил их первосвященник, было притворным, потому, что эти слова пророка были ему хорошо известны. Его могло поразить только ясное указание Христа в этих словах на Свое Божественное происхождение.

Итак, событие вознесения Господа на небо не случайный довесок к прочим событиям Его земной жизни, но событие, связанное с основной целью Господня воплощения и спасения рода человеческого.

Правда, оно не описано в Евангелии от Иоанна и от Матфея, но евангелист Иоанн писал свое благовестие в дополнение к другим Евангелиям, где это событие описано с полной ясностью (у Луки) и еще подробнее в первой главе его же книги о втором пришествии Сына Божия со св. Ангелами.

Марк, в своем наиболее кратком Евангелии, ограничивается словами: "Господь же после беседования с ними, вознесся на небо, и воссел одесную Бога." (Марк 16:19).

Одним словом все 4 Евангелия сообщают о Вознесении Христовом, как об увенчании Его земного подвига.

Церковные песнопения и символ веры подобно св. Евангелиям ставят события Вознесения в тесную связь со Вторым пришествием Спасителя, как Бога и Судии Вселенной и сверх того поясняют общечеловеческое значение сего события. "Не Себя только возвеличил в нем Христос Спаситель, но спосадил с Собою естество человеческое и уполномочил нас говорить с Апостолами, что наше жительство на небесах есть."

Эта истина и составляет предмет нашей радости и делает день Вознесения нашим торжественным праздником.

Продолжать ли речь о том, как печально забвение этой простой и неопровержимой истины о кратковременности нашей жизни? Но, несомненно, что это пристрастие к миру так глубоко въелось в наши души, что увещаний наших о тщетности всего земного и слушать не пожелают наши современники. А потому лучше укажем ту область жизни, где люди живут ожиданием будущего, как сказал ап. Петр. "По обетованию Его ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда" (2 Пет. 3:13).

Мысль о конце земной жизни нашей и о загробном воздаянии, даже в наше греховное время не чужда многим, но жаль, что сердце огромного большинства не отрывается от жизни земной, а будущую жизнь представляет на подобие неизбежного полусознательного сна.

Не тому учил нас Христос Спаситель и Св. Апостолы. Они признавали сном эту земную жизнь, а смерть пробуждением. Тому нас учит притча Христова о богатом и Лазаре и слова Апостола, что жизнь земная уподобляется пару, исчезающему на наших глазах.

Современные моралисты и даже некоторые богословы весьма не сочувственно отзываются, когда слышат от убежденных христиан обесценение современной земной жизни и устремления нашего упования, как это предписано нам и в Св. Писании и в Символе Веры (чаю воскресения мертвых), и также в Апокалипсисе ("Ей, гряди Господи Иисусе"). Таким благочестивым людям, которые ожидают вслед за Ап. Иоанном будущей жизни и пренебрегают настоящей, наши современники говорят, что жизнь их бледная, отношение к добру и злу безучастное и настроение тоскливое, может быть естественное в древности во времена мистицизма, но неподходящее к жизни современной, особенно такое настроение свойственно парижским "имкистам."

Однако, если мы наполним свое воображение и свою память образами, а также мыслями о том, что загробный мир есть атмосфера напряженного энтузиазма и сострада-тельного участия к тем, которые еще на земле и борются здесь с неправдой жизни, то поймем, что сказано в Евангелии об Апостолах, которые не хотели оторвать глаз своих от неба, куда вознесся Господь.

Как ничтожны и суетны показались им после созерцания небесных красот, все земные приманки - богатство, слава, царства и знаменитость.

Однако, смотрите, насколько далеко отстояло их настроение от того квиетизма и индифферентизма, в которых хотят упрекнуть добрых христиан атеисты... "Господь после беседования с ними, вознесся на небо, и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями" (Марк, 16:20).

Стремление к небу, презрение к земным наслаждениям не ослабляет волю служителей Божиих, но укрепляет ее и расширяет сердце любовью ко всем и сочувствием к ближним, ко всей природе, даже к демонам, как выражается Преп. Ефрем Сирин.

В заключение скажем, что праздник Вознесения является любимым для лучших христианских женщин и много именно женских монастырей посвящено сему празднику. Не сладка земная доля большинства из них, и, вот, они устремляют свое сердце в пределы загробные, небесные.

 

Пятидесятница.

"Видехом свет истины, прияхом Духа Небесного," - поем мы на каждой литургии. Но в чем прежде всего проявляется в нас приятие Духа Святого? В нашем единстве во Христе друг с другом. Например, молитвы мы возносим обычно уединенно, но вдумайтесь в обычные наши молитвы утренние и вечерние: - как редко мы молимся о себе и как много молитв о нас. "Приди и вселися в ны." Когда особенно сильно нас охватывает благодать, то мы стремимся призвать всех в единение и согласно славить Пресвятого Духа. Вот почему на Пасху читаем евангелие на многих языках: мы хотим, чтобы все понимали причину своего радостного единения и своего стремления заключить всех в объятия. Так снова мы видим чудо схождения Св. Духа, когда на разных языках люди говорили о том же. Тогда не стало национальных разделений, ибо обычно незнание языка сопровождалось национальной ненавистью и разделенностью.

"Видехом свет истины" - эта любовь объединяющая нас друг с другом в Боге. Это единение сердечное, единение в духе. Помните, что разобщенность людей и замкнутость человеческая есть следствие наших грехов и греховности и охлажденности сердец. Наш долг эту разобщенность и охлажденность изгонять и стараться знать сердечную жизнь людей, устанавливать единение и понимать друг друга с полуслова. Надо пронимать людей сердечно, а не только грамматически. Нужно сердечное внимание, нужна сердечная чуткость и сердечная деликатность. Строившие Вавилонскую башню перестали понимать и речи и сердце. Когда нет сердечного единения, то люди перестают понимать друг друга. И наоборот: когда есть единство духовное и сердечное, то люди выучиваются непонятной понятливости и понимают один другого.

Будем же помнить, что Господь в соединение всех призвал, и будем согласно славить Пресвятого Духа. Аминь.




© Copyright PASKHA.net, 2001-2008