Необходимость укреплять свою веру

Пасхальное послание

 

Головная страница сайта
Пасха. Все, что нужно знать о празднике Пасхи



Невозможно передать той радости, которая охватила апостолов, когда после трех дней мучительных переживаний они вновь увидели своего любимого Учителя — теперь светозарного Победителя смерти!

Неожиданная встреча с Воскресшим окрылила их новой надеждой на то, что отныне, наконец, начнет распространяться и утверждаться Царство Божие, обещанное пророками. Они загорелись желанием всецело посвятить себя делу насаждения этого Царства правды, добра и благоденствия, и победа Христа над смертью убеждала их в непременном успехе.

Но вот, в их дальнейших встречах с Воскресшим стало происходить нечто непонятное: являясь им, Он иногда принимал неузнаваемый вид, как бы испытывая их, так что только из воодушевляющего содержания Его бесед и по внутреннему чувству апостолы могли заключить, что предстоящий перед ними Незнакомец есть ни Кто иной, как Сам Иисус Христос.

Не понимая, почему Господь медлит со всенародным объявлением Себя Мессией-Спасителем, они, наконец, решаются спросить Его прямо: "Господи, не в сие ли время восстановляешь Ты царство Израилю?" То есть не пора ли нам начать то дело апостольства, к которому Ты нас призвал три года назад. — "Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, — отвечает им Спаситель, — но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и [тогда] будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли" (Деян. 1:6-8). Т.е с этой великой миссией вы никогда не справились бы сами: вам необходима чрезвычайная благодатная помощь, которую подаст вам Дух Святой.

Апостолы, как и остальные иудеи того времени, представляли себе царство Мессии в виде мощного земного государства, построенного на началах авторитета, власти, силы и материального благосостояния. Римская империя с ее военной мощью, централизованным правительством и разработанным законодательством представлялась им образцом грядущего всемирного царства.

Господь же пришел для того, чтобы, во-первых, утвердить Царство Божие в сердцах людей: духовно обновить их и приблизить к Богу, т.е., чтобы грешников сделать праведными. Пока люди находятся во мраке суеверий и предрассудков, пока они являются пленниками низменных страстей и обуреваются падшими духами, о каком благоденствии может быть речь? Людям необходимо, во-первых, обратиться к Богу, познать Его закон, покаяться в своих грехах, очиститься, стать добрыми. Тогда внешние улучшения и преобразования общества начнут сами собой приходить в порядок. Фундаментом этого благотворного процесса обновления является вера, которую-то люди и утратили.

Очевидно, для того Господь и принимал иногда неузнаваемый вид, являясь апостолам, что хотел научить их воспринимать вещи внутренним духовным чувством, очами веры, а не внешними чувствами только, которые часто обманывают. В духовной жизни вера — это всё: без веры не может быть ни обращения к Богу, ни покаяния, ни исправления, ни духовного роста.

Способность чувствовать Бога и желание общаться с Ним — вложены в нашу богоподобную природу. Именно интуитивное ощущение бытия Божия побуждает человека внутренне искать Его, стараться познать Кто Он и приблизиться к Нему. К сожалению, грех повредил наши духовные способности, в результате чего наши физические потребности и животные инстинкты взяли перевес. Живя одними внешними интересами, люди стали слепы и глухи к впечатлениям духовного мира.

Христос пришел для того, чтобы восстановить в людях утраченную духовную жизнь. Как долго болевший глазами с трудом различает знакомые предметы, так и людям пришлось снова учиться верить. Вера — это как бы глаза души, посредством которой мы воспринимаем потусторонние явления. Но при всем сходстве духовного зрения с физическим, надо учитывать их существенное различие. В познании физических явлений сначала приходит опыт, а потом убеждение. Например, прежде чем купить предлагаемое нам новое "магическое" лекарство, нам необходимо проверить, действительно ли оно помогает. Мы стараемся разузнать побольше об этом лекарстве, спрашиваем экспертов, читаем статьи об его эффективности.

В духовной жизни возможность внешней проверки и научного доказательства — исключается. Нужно сначала взглянуть очами веры, а доказательство или, наоборот, разубеждение придет изнутри, из нашего сердца: через умиротворение и облегчение, или через смущение и отягчение. Конечно, и в вопросах веры нам помогает опыт других: свидетельства лиц, заслуживающих доверие — пророков, апостолов, святых, — но все же главное убеждение приходит из глубины нашей души, озаряемой Духом Святым. Если человек не умеет внимать голосу Духа Утешителя, или отвергает его, то все внешние "доказательства" окажутся для него неубедительными.

Так, например, книжники и фарисеи времен Христа, были свидетелями множества Его чудес, и, тем не менее, все они казались им сомнительными, почему они и требовали от Него показать им какое-нибудь особое знамение свыше. "Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему" — ответил им со скорбью Христос (Мт. 16:4). Однако обещал им явить чудо Своего воскресения — "знамение Ионы пророка." Но и это чудо всех времен не помогло им.

Апостол Фома тоже не поверил свидетельству своих собратьев-апостолов, которые в один голос уверяли его, что они видели Христа воскресшим. Наконец Господь явился "неверному" Фоме, и тот поспешил заверить Господа в своей вере. Но Господь упрекнул его, говоря: "Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие" (Иоан. 20:29). То есть достойны похвалы те, кто смотрят очами веры, не требуя доказательств, потому что только вера дает возможность преуспеть в духовной жизни. "Без веры невозможно угодить Богу" (Ев. 11:6).

Многим людям трудно верить в Бога, в загробную жизнь, потому что их духовное зрение повреждено. Суета, житейские заботы, пристрастия и увлечения затуманивают веру в людях. Поэтому нам необходимо делать внутреннее усилие, стараться чувствовать близость Бога, открывать Ему своё сердце, чтобы Он озарял нашу внутреннюю тьму.

Живая и ощутимая близость Бога, Его целительная сила, приходят к человеку через сердечную молитву. Чтение Священного Писания, богомыслие, добродетельная жизнь тоже содействуют укреплению веры. Вот почему и Спаситель и Его апостолы так много говорят о необходимости молитвы и поучении себя в Священном Писании.

Таинственно общаясь со Своим Небесным Отцом, человек чувствует внутреннее умиротворение, приток духовных сил, и необъяснимую радость. Привязанность к материальному слабеет, страсти улегаются, мысль проясняется, вселяется надежда на Бога, уверенность в Его помощи, желание достичь Царства Небесного, человек становится способным любить, желает творить добро. Это и есть то свидетельство Духа Святого, о котором писал Апостол Иоанн, что оно убеждает людей в истинности Евангелия (1 Иоан. 5:9-10). Общение с Богом настолько сладостно, что человек хочет навсегда удержать это чувство в себе.

Пройдя подвиг Великого поста, поисповедавшись и причастившись нам надо стараться закрепить в своей душе эту духовную настроенность, всё больше приобщаться к животворным лучам Воскресшего.

Милостивый Господь да будет всегда с нами! Аминь. Христос Воскресе!

 

+ Епископ Александр (Епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский). На Пасху 2001 года



© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008