К разделу "Фаберже, Императорские пасхальные яйца и Гатчина / Faberge, Imperial easter eggs and Gatchina"
К головной странице сайта / HOME | К карте сайта / MAP

Яйца Фаберже и авиакосмос как информсопровождение передела собственности



 
 
 
   


Другие статьи по теме сенсационной покупки | Other articles on a theme of sensational purchase

Яйца Фаберже и авиакосмос как информсопровождение передела собственности

© 2004 Наше время. XXI век nv21.nn.ru 5 апреля 2004 года в N13(41) (г. Нижний Новгород)

Автор: Константин БАРАНОВСКИЙ

Вместо того чтобы покаяться в прегрешениях, ночные гости предложили охране ни много ни мало открыть ворота и поспособствовать штурмовой группе в захвате предприятия. Трюк, известный еще во времена древнеримских греков. Есть мнение, что и ворота Трои открыли данайцам те, кто их охранял, а вся история с конем — не более чем классическая операция прикрытия и PR-акция. Надо отдать должное стражам завода, они не поддались на провокацию и доложили по инстанциям. Оказалось, что руководство Кулебакского металлургического в лице Николая Рябыкина уже в курсе, что завод находится под пристальным вниманием неких структур, заинтересованных в установлении контроля над ним. Сам Рябыкин называет компанию «РЕНОВА», входящую в сферу влияния Виктора Вексельберга (ставшего недавно счастливым обладателем коллекции пасхальных яиц работы Фаберже). «РЕНОВА», естественно, отрицает свою причастность.

Однако не все так однозначно. Начнем с того, что события вокруг Кулебакского металлургического завода странным образом совпали с попыткой поставить под контроль еще ряд российских предприятий этой отрасли, в частности, ОАО «Ступинский металлургический комбинат». И здесь уже в качестве агрессора фигурирует ЗАО «Технологии моторов», возглавляемое иностранным подданным Саво Куюнджичем. Дело дошло даже до публикации открытого письма президенту Путину В. В. в одной из федеральных деловых газет с призывами оборонить отрасль от иноземных супостатов. Письмо подписано «генералитетом» металлургической отрасли. Интересно, что предприятия, подвергшиеся разведке боем, выпускают не только и не столько прокат. Они все — производители комплектующих для авиакосмической промышленности, в числе клиентов такие гиганты, как Pratt & Whitney. А Кулебакский металлургический, например, с 1999 года имеет сертификат на производство материалов аэрокосмического назначения, выданный Межгосударственным авиационным комитетом (ARMAC). Так что куски пирога вполне аппетитные.

Ситуацию в Кулебаках затрудняет, сформулируем мягко, не до конца проясненные права на пакеты акций, принадлежащих мажоритарным акционерам. Основным держателем (считая аффилированные структуры) является ЗАО НПО «Авиатехнологии». С их-то пакетом и происходят, если верить сообщениям информационных агентств, всякие истории, в которых порой сложно отделить правду от банальных «разводок». Так, якобы генеральный директор компании находится в федеральном розыске. А его пакет то ли передан в собственность «Авиатехнологиям», то ли переуступлен третьим лицам, то ли он его только еще собирается «задарить», о чем, собственно, и было сообщено посланцами руководству КМЗ.

Неразберихи добавила информация о том, что генеральный директор Заволжского моторного завода Виктор Клочай и компания «Мотор-Инвест» консолидировали уже порядка 20 процентов акций КМЗ. Как читатель уже догадался, «Северсталь-Групп», которой принадлежит Заволжский моторный..., отрицает интерес к контролю над КМЗ. Остается добавить, что самому Николаю Рябыкину, гендиректору КМЗ, принадлежит порядка пяти процентов акций в дочернем предприятии Кулебакского металлургического — Кулебакском кольцепрокатном заводе, основным акционером которого является, правильно, ЗАО НПО «Авиатехнологии».

В попытке передела собственности в принципе нет ничего криминального. Вопреки расхожему мнению, частная собственность весьма текуча и рыночная экономика во многом состоит из перехода пакетов акций от одних собственников другим. Есть даже специальное название для этого — «слияния и поглощения». Естественно, процесс перехода связан с неплохой маржой и на Западе давным-давно превратился в отдельную отрасль, если угодно — индустрию бизнеса. Эти слияния и поглощения представляют собой достаточно долгий и связанный с рисками процесс. Вспомнить хотя бы только Кеннета Дарта (Kenneth Dart), инвестора, практикующего так называемый «грин мейл» (green mail) — покупку небольшого пакета акций, позволяющего (в полном соответствии с законодательством) блокировать принятие решений, и дальнейший шантаж с целью перепродажи этого пакета атакованной компании по цене, в десятки и сотни раз превышающей котировки на бирже. В России, как всегда, пошли более эффективным путем, присовокупив силовые акции по захвату предприятий к покупкам пакетов акций. Другое дело, что у бизнес-сообщества сложилось ощущение, что корпоративные войны с мордобоем и кровопролитием отошли в прошлое. Видимо, нет.

Кстати, заламывать руки и пужать общественность варягами мы не станем. Хотя бы потому, что в каждом отдельном случае приход нового собственника может принести как благо, так и зло. Стоит вспомнить тот же Кулебакский металлургический до того, как собственником стали «Авиатехнологии»: пустые цеха, демонтированное оборудование, рабочие в отпусках без сохранения содержания. Даже образцово-показательную плавку для губернатора не смогли провести без накладок. Пришли «Авиатехнологии» в рамках «Программы реструктуризации промышленности Нижегородской области», отстояв свое право в бескомпромиссном и открытом тендере. Самое смешное, что, в отличие от многих титанов бизнеса, «Авиатехнологии» выполнили инвестиционную программу, возродили производство, вышли и закрепились на новых рынках. Возможно, что смена собственника станет для КМЗ шансом еще больше укрепить свои позиции. А, может быть, завод постигнет судьба дзержинских предприятий, фактически разоренных акционерами, среди которых немалые пакеты акций принадлежали государству. Посмотрим.

Константин БАРАНОВСКИЙ

К разделу "Фаберже, Императорские пасхальные яйца и Гатчина / Faberge, Imperial easter eggs and Gatchina"
К головной странице сайта / HOME | К карте сайта / MAP