ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ,
СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ
И РАЗВИТИЮ ПАСХАЛЬНЫХ ЯИЦ

Основные центры народного искусства
по производству пасхальных яиц
и особенности их оформления

Источник: Кафедра декоративно-прикладного искусства УГППУ, работа "Искусство росписи пасхальных яиц" - Е.В. Солодянкина, г.Екатеринбург, 2000 год

Содержание:


Пасха. Все, что нужно знать о празднике Пасхи
Головная страница сайта
Фаберже, Императорские пасхальные яйца и Гатчина

"В городе Горьком, - писал историк искусства М. Л. Ильин, - на воскресном базаре (лучше всего в так называемое "Вербное воскресенье", за неделю до Пасхи) на колхозных рынках вы обнаружите подлинные россыпи, иначе не назовешь, замечательного народного искусства. То будут деревянные расписные яйца, коробочки-грибки, детские игрушки и многое другое, покрытое поразительно яркой "химически-анилиновой" росписью. Это роспись сёл Майдана и Крутца. Она давно перешагнула границы города... Она подлинное современное детище искусства нашего народа, живое, красивое, яркое". Правда, долгое время это не поощрялось официальными властями, поэтому живое искусство деревянного пасхального яйца сосредоточилось в глухих селах заволжского края - Полховском Майдане и Крутце.

Производство полховско-майданских токарных расписных изделий возникло в начале XX века. В 1914-1916 годах местные кустари начали украшать "тарарушки" (токарные изделия: пеналы, коробочки и игрушки) по примеру Сергиевских мастеров с помощью выжигания и последующей раскраски. Только в 20-е годы нашего столетия складывается специфический стиль полховско-майданской росписи - она выполняется локально нанесенными красками: алой, желтой, синей, чернильно-фиолетовой. Остальные цвета получают смешивая основные краски. При наложении возникают красные и зеленые тона в пределах четко очерченного тушью контура. Растительный орнамент сочетается с изобразительными элементами росписи: деревьями, рекой, солнцем, домами, птицами. Обычно размер образцов не превышает размера настоящего куриного яйца. Иногда, как исключение, вытачиваются яйца большего размера. Чаще других мотивов и сюжетов встречаются изображения петушка или курочки, солнца, храма или церкви и др. Именно мастерицы Крутца не боялись в советское время писать на яйцах "X В", изображать церкви и всячески обозначать, что яйцо является пасхальным.

Есть предположение, что стиль полховско-майданской и крутецкой росписи занесли в эти края в начале 20-х годов XX века переселенцы с Украины. Наивная крестьянская роспись этих яиц свидетельствует о близости к росписи и орнаментации украинских "писанок". Та же языческая символика на яйце - петух, курица, солнце, что является символом возрождения. Размер - близкий к естественному размеру куриного; те же принципы "оформления". Таким образом, мы видим, что в изделиях новых художественных центров народного искусства, возникших в XX веке, тесно переплелись христианская и языческая традиции.

В Бабенской артели, расположенной в деревне Бабенки Подольского уезда, вытачивались полированные токарные изделия из дерева и кости, в том числе и яйца. Именно отсюда черпали высококвалифицированные кадры токарей как московские мастерские Кустарного музея, так и кустарные артели Сергиева Посада. Традиции высокого токарного мастерства продолжает сергиево-посадское предприятие "Сувенир", которое на протяжении всего советского периода выпускало яйца-сувениры, декорированные росписью с выжиганием. Чаще всего на этих одно-, двух- и трехместных яйцах-сувенирах изображаются памятные архитектурные места, связанные с Троице-Сергиевой лаврой.

Недалеко от Сергиева Посада находится еще один центр народного искусства - город Хотьково, знаменитый своими резчиками по дереву и кости. Именно отсюда пошла самобытная, возникшая на рубеже XIX-XX веков абрамцевско-кудринская резьба, создателем которой был талантливый крестьянин из села Кудрино В. П. Ворносков. Абрамцевско-кудринская рельефная резьба с заоваленным контуром и немного углубленным фоном органично сочетает традиционные народные приемы с новыми способами обработки дерева. Часто мастера пользуются протравкой-морилкой для создания различных цветовых оттенков - от золотистых до темно-коричневых. После морения изделие иногда полируется до блеска. Для этой резьбы характерны растительные орнаменты, которые полностью покрывают то или иное изделие, в том числе и поверхность яйца.

Наряду с Подмосковьем, известным высоким техническим и художественным качеством изделий из дерева на токарной основе, славен также Нижегородский край, где одно из первых мест принадлежит легендарной Хохломе. Особенности хохломской росписи заключены в незатейливом, но весьма декоративном орнаменте, названном "хохломской травкой". Чаще всего изделия украшены концентрическими кругами различной ширины, расположенными по краям чашек и мисок, что вторит округлости их форм. В центре, на дне, а также по бокам изделий располагаются растительные орнаментальные мотивы, наносимые быстрыми, но точными ударами кисти. От плавно изгибающихся стеблей трав расходятся в стороны то легкие перистые листики, то завивающиеся усики – побеги, написанные чаще всего чёрным или красным цветом. Именно этот декоративный характер росписи сделался наиболее распро-страненным и устойчивым, обусловив заслуженную известность хохломских изделий. Нередко подобная роспись сопровождается геометрическим узором в виде розеток или другими орнаментальными мотивами, наносимыми специально изготовленными штампиками. Для хохломской росписи характерны две разновидности орнамента: роспись "верховая" и "под фон". "Верховой" рисунок наносится мазками кисти на поверхность фона, образуя легкий ажурный узор. Сквозь растительный орнамент с цветами, травами и ягодами просвечивает золотистый фон. Роспись "под фон" имеет золотистый силуэтный рисунок, окруженный черным или цветным фоном. Этот старинный промысел существует с XVI века, поэтому в рисунках хохломского орнамента присутствуют многие элементы, восходящие к орнаменту Древней Руси. Пасхальное хохломское яйцо, созданное главным художником производственно-художественного объединения "Хохломская роспись" Е. Доспаловой, отличается таким совершенством, что вспоминается легенда о золотом яичке. Именно золотое яйцо многие народы преподносили в качестве подарка и в языческие, и в христианские времена.

Помимо хохломской росписи существует, так называемая, Городецкая роспись. Она появилась в Городце на Волге с середины XIX века, когда здесь украшались резьбой, а затем расписывались деревянные волжские суда. Но скоро мастера Городецкой росписи были вынуждены перейти на роспись небольших деревянных изделий, поскольку волжские деревянные расшивы и барки, замененные новыми пароходами, ушли в прошлое. Расписные прялки, короба, яйца, позднее ширмы и другие предметы, будучи рассчитаны на вкусы городских мещан, мелких чиновников и купцов, расходились преимущественно по городским рынкам и ярмаркам. В произведениях Городецкой росписи нередко можно встретить занятные бытовые сценки с плоскостно написанными фигурами франтов, купчих – модниц, именитых граждан, то идущих на гуляние, то пирующих за роскошно обставленным столом. Вместе с тем существует так называемая маховая живопись по цветному фону. Чаще всего мастера схематично воспроизводят цветы – "розаны", похожие на шиповник. Большие розовые, голубые или даже синие цветы, ритмично располагаются в удобных для росписи местах, образовывая то гирлянды, то небольшие пышные букеты. Зеленые сочные листья оттеняют яркие по краскам цветы. Декоративность этой пышной, почти что плакатной росписи сильно возрастает, когда тот или иной мастер обводи белой краской контуры лепестков цветов и листьев или легкой штриховкой оттеняет их некоторую объемность. Цветовая гамма Городецкой росписи, как и сама манера письма, сделалась настолько оригинальной, настолько своеобразной, что ее произведения заняли особое место в русском народном искусстве.

Если в народных художественных центрах по обработке дерева искусство токарного орнаментированного яйца не было утеряно в советский период, то в традиционных центрах лаковой миниатюрной живописи на папье-маше оно возникло только В постсоветское время после длительного перерыва и забвения. Одними из первых к росписи пасхальных яиц обратились миниатюристы Мстеры. Имея великолепную традицию росписи пасхальных яиц, воплотившуюся в работах братьев Тюлиных, О. Чирикова, современные мстерские мастера достойно ее продолжили. Во время празднования 1000-летия христианства на Руси религиозные деятели отмечали, что из старинных центров темперной миниатюрной живописи на папье-маше Мстера наиболее полно сохранила традиции древнерусской живописи.

Как и в старые времена, пасхальные яйца с лаковой миниатюрной живописью Федоскина, Палеха, Мстеры и Холуя являются заказными и стоят довольно дорого. Обычно за роспись пасхальных яиц в этих центрах берутся только опытные высококвалифицированные мастера. Для богатого покупателя писалась тонко выполненная миниатюра в виде портретов, пейзажей или сцен романтического характера. Для менее состоятельного потребителя писались сцены с торжественными "чаепитиями", знаменитыми "тройками", деревенскими плясками и семейными сценками. Часто мастера, прежде чем приступить к живописи, подкладывали под нее листочки сусального золота или серебра, создавая тем самым декоративный вид росписи "по сквозному". Тогда красочная крестьянская одежда или снежная поверхность вспыхивали яркими пятнами, чему немало способствовал и окружающий живопись черный фон. Прежде в течение ряда веков мастера этих сел были заняты писанием икон. Последние, как известно, представляют собой произведения, наделенные большой декоративностью, особенно необходимой в древних полутемных церквях с узкими окнами, пропускающими мало света. Эта декоративность древнерусской иконы сказалась в композиции, силуэте фигур, цвете. Поэтому нет ничего удивительного, что декоративные свойства иконы вместе с условными приемами письма не только проникли в произведения мастеров этих владимирских сел, но и стали традиционными. Роспись пасхального яйца требует хорошего знания иконографии. Эти центры имели не только иконописные мастерские. Древнерусское искусство было искусством синтеза, объединяющим иконописцев, чеканщиков окладов, мастеров по эмали и филиграни, вышивальщиц болотного шитья и др. Сегодня роспись пасхальных яиц возрождается не только в Центре мстерской лаковой миниатюрной живописи, но и на предприятии "Мстерский сувенир". Здесь производят яйца с ажурной сканью, выполненной на основе геометризованного растительного орнамента.

Искусство холмогорских мастеров известно давно. Алексей Михайлович в XVII веке приглашал их ко двору для выполнения изделий из кости, в XVIII веке они были привезены в новую столицу - Петербург, где создали не превзойденные по мастерству произведения искусства. Творениям холмогорских резчиков присущи особая нарядность и торжественность, их отличает высокое мастерство, свидетельствующее о своеобразных художественных традициях этого центра в селе Ломоносове Холмогорского района. В настоящее время холмогорские мастера создают уникальные по методу изготовления пасхальные яйца. Работа холмогорского мастера С. Минина представляет собой выточенный из цельного куска мамонтовой кости ажурный футляр, основанием которого является позолоченное разъемное серебряное яйцо. По желанию оно может быть превращено в две одинаковые по размеру рюмочки. На эту кропотливую ювелирную работу ушло более полугода, одно неверное движение - и ажурный футляр, выбранный из кости мамонта, мог рассыпаться на глазах.

Может быть, наиболее древние из всех существующих пасхальных яиц - яйца из поделочных, драгоценных и полудрагоценных камней и минералов. Поделочные камни делятся на твердые, средние и мягкие. К твердым камням относятся яшма, родонит, агат, малахит, нефрит, лазурит, жадеит и др. В группу камней средней твердости входят мрамор, порфир, оникс и др. К мягким породам камней относятся селенит, кальцит, змеевик и др. Пасхальные яйца делали и делают из поделочных камней различных групп твердости. В основном производство каменных пасхальных яиц было сосредоточенно на Урале, поскольку Урал славен богатством и разнообразием поделочных камней и минералов. В 1726 году в Екатеринбурге появилась гранильная мастерская, а позднее – гранильная фабрика, работавшая на царский двор. Традиции изготовления пасхальных яиц из камня не утрачены и теперь. В наши дни на Урале существует несколько камнерезных фабрик. Одна из них - ЗАО "Екатеринбургская камнерезная фабрика" - имеет восьмилетний опыт работы в области обработки самоцветов и использует в своей работе конверсионное оборудование и передовые технологии, что позволяет изготавливать камнерезные изделия хорошего качества из природных как мягких пород (мрамор, известняк, оникс, алебастр, змеевик), так и твердых (долерит, яшма, яшмоиды, роговики, нефритоид), а также особо ценных пород (малахит, чароит, нефрит, агат, высшие сорта яшмы). Наряду с письменными приборами, часами, подсвечниками и сувенирами здесь также изготавливаются пасхальные яйца. Яйца выполнены из камня в целом, а также в гармоничном сочетании с бронзой или другим металлом.

Керамические производства, выпускающие изделия из фарфора, фаянса, майолики, стремятся к массовому выпуску яиц. Подход к декорированию пасхальных яиц на этих художественных предприятиях достаточно традиционен. Гжельские пасхальные яйца Товарищества "Гжель" - фарфоровые с кобальтом и майоликовые с многоцветной росписью - широко известны с дореволюционных времен. Они продолжают классическую линию росписи пасхальных яиц на фарфоровых заводах Кузнецова. Цветочные и сюжетные композиции с изображением православных храмов являются наиболее распространенными. Гжельские пасхальные яйца имеют различные размеры. Недавно начал выпускать пасхальные яйца с цветочной росписью Речицкий фарфоровый завод, расположенный неподалеку от Гжели. В последнее время в Москве стали появляться художественные предприятия, выпускающие изделия из керамики малыми партиями. Это - "Никанд", с образцами из фарфора с кобальтовой росписью. Большинство фарфоровых яиц "Никанда" являют собой авторские экземпляры. Так, пасхальные яйца расписывает художник С. Р. Керн. В основном это христианские мотивы, а также архитектурные пейзажи.

Высокая профессиональная подготовка художников и мастеров характерна и для московского фарфорового предприятия "Даки", возникшего в 1992 году. Вместе с росписью фарфоровых изделий кобальтом здесь было налажено производство бисквита - фарфора, не покрытого глазурью, декорированного лепниной и росписью. Пасхальные яйца, как правило, выпускаются в единичных экземплярах и являются заказными.

Известны яйца из фарфора с лепниной кисловодского "Феникса" и фаянсовые яйца с росписью семикаракорского предприятия "Аксинья". Оформление пасхальных яиц на этих фарфоровых производствах идет в рамках собственного художественного стиля. В последнее время известные центры народного искусства проходят процесс разукрупнения. От них отделяются небольшие мастерские, которые более мобильно реагируют на запросы современного общества. Такова фирма "Саква", возникшая в поселке Мстера Владимирской области, здесь можно заказать пасхальное яйцо в авторском исполнении.

Своеобразная тематика представлена в росписи яиц народного художественного промысла - Товарищества "Вятский сувенир". Наряду с традиционным для этого центра инкрустированием соломкой есть и яйца, расписанные на религиозные сюжеты, в частности на сюжет "Рождество Христово".

Подобная тенденция в оформлении образцов, в которых используется рождественская тематика, наблюдается и в изделиях Ассоциации художественных промыслов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Видимо, в этих случаях проявилось влияние западноевропейской цивилизации, для которой наиболее значимым религиозным праздником является Рождество Христово. На этот счет существует немецкая пословица: "Нет гнезда выше орлиного, нет праздника выше Рождества".

С художественными традициями дореволюционного Санкт-Петербурга связано еще одно явление в современном искусстве оформления пасхального яйца - создание санкт-петербургскими мастерами пасхальных яиц по образцам Фаберже. Среди них выделяются миниатюрные кулоны с использованием христианской и языческой символики. Ажурные кулоны один к одному повторяют ажурные бусины барм из Рязанского клада, относящегося к памятникам ювелирного искусства домонгольской Руси. Первые попытки создания изделий в стиле Фаберже были предприняты в начале 80-х годов нынешнего столетия. Одним из инициаторов обращения к традициям знаменитой ювелирной фирмы был Андрей Ананов. После того как Ананов подарил медальон в виде пасхального яйца представителю фирмы Фаберже, из компании "Cartier" пришло заключение о его высоком качестве. С Анановым заключили контракт, и вместе с тем была выработана специальная форма клейма "Фаберже от Ананова" (просто ставить клеймо Фаберже на этих изделиях он отказался). Яйца фирмы Андрея Ананова имеются у выдающихся певцов Монтсеррат Кабалье и Пласидо Доминго, у Нэнси Рейган и Барбары Буш. Современные пасхальные яйца в авторском исполнении представляют собой оригинальное явление в русской художественной культуре конца XX столетия. Они - знак живого свободного художественного поиска. Нынешние пасхальные яйца в авторском исполнении можно разделить на несколько тематических групп: религиозные, пейзажные с архитектурой, просто пейзажные, литературные (по мотивам былин, русских народных сказок, произведений русских писателей), с языческими мотивами...

В Ставропольском крае, в селе Кочубеевское, в доме детского творчества создана студия "Фантазия" занимающаяся бисероплетением. Основное место среди детских и юношеских работ занимают "светики" – они так называют пасхальные яйца оплетенные бисером. Своей праздничностью и декоративностью они продолжают традиции народных писанок.

Если всмотреться внимательно в "светики", то можно увидеть, что каждое яйцо неповторимо, индивидуально орнаментировано. Оно несет в себе определенную информацию повествует своим образным языком о вечности, духовном просветлении. Вместе с тем "светикам" присущи общие композиционные и стилистические элементы построения Узорный поясок представляет собой "бесконечник", символ бессмертия. Эту своеобразную знаковую систему можно считать обереговой. Орнамент условно делится на три части: верхний (небесный мир), средний (земной), нижний (подземный мир).

Верхний (небесный) мир начинается со светлого крестика и воплощает идею центра и основных направленностей от него, в этом месте сходятся пути во все миры. Его белый цвет выражает, по представлению наших предков, "тот неисповедимый белый свет, откуда идет неведомая сила зарождения жизни. Здесь крест символизирует восхождение духа, устремление к Богу, к вечности. От белого креста, как правило, исходит лучезарное сияние, свет переходит в солнечный, он лучами нисходит вниз и пронизывает потоками всю землю.

Небесную символику выражают белый, голубой, синий цвета, проявляющиеся в виде облаков, капель дождя. Энергетические потоки небесного мира постепенно переходят к земному миру, между ними всегда происходит энергообмен.

Всеукрупняющийся крестообразный орнамент выступает как символ огня, солнца, символ единства духовного и материального аспектов бытия, символ активного мужского начала.

Различно стилизованный солярный знак занимает большую часть небесного мира. Четырехчастное деление узоров выражает четыре состояния природы - четыре времени года, четыре направления частей света.

В земном ярусе крестообразный знак выступает в иных ролях, в зависимости от цвета. Светлый крест с расходящимися лучами (крест также воспринимается как ромб) выступает как подобие человека с распростертыми руками. Зеленые ромбы олицетворяют растительный мир, голубой цвет обозначает реки. Присутствие желтых ромбов (древний солярный знак) указывает на солнечный свет в земном ярусе. Ромб издавна был символом пашни, земли, отдельные точки - это семена. Подобное разнообразие выражается коричневым, зеленым, желтым цветом. Бутоны - это символ развития, цветы - процветания, ягоды - символ урожая. В среднем (земном) мире крест означает плодородие, процветание, удачу. Постепенно к низу яйца рисунок закругляется, и мы видим круг - знак земли, женского начала, несущий идею единства, бесконечности и законченности, высшего совершенства. Нижний (подземный) мир рассматривается нами как то, что скрыто под землей, - ее недра, богатства. Это тот огромный полезный для человека потенциал, благодаря которому, в единстве со Вселенной, и возможна жизнь.

Рисунок самой нижней, завершающей части яйца повторяет начальное крестообразное построение, что означает "возвращение на круги своя", то есть бесконечность бытия.

"Светики" выражают красоту окружающего мира во всем его многообразии, величии, гармонии.

Таким образом, орнамент можно назвать искусством упорядоченности поверхности или даже искусством ритмической организации мира. Все это проявляется не в сюжете, а в самом строе орнамента. Чувство упорядоченности, правильности, простой или сложной закономерности - это и есть смысл орнамента.

Подлинная тема в орнаментах - идея организованного, не случайно построенного мира.

Чтение, расшифровка узоров позволяет выявить общие, непреходящие, вечные символы и знаки, законы развития мира, природы, Вселенной. Моделируя и варьируя их, можно создавать новую реальность, рукотворное продолжение природы.

Искусство традиционного и современного оформления пасхальных яиц - это целый мир, яркие штрихи к живому образу России.


Назад к разделу "Фаберже, Императорские пасхальные яйца и Гатчина / Faberge, Imperial easter eggs and Gatchina"1 2 3 4Следующая часть