Пасха. Все, что нужно знать о празднике Пасхи
Головная страница сайта / home
Фаберже, Императорские пасхальные яйца и Гатчина / Faberge, Imperial easter eggs and Gatchina


 
 
 
   

Сенсация: ПОСЛЕДНЕЕ ЯЙЦО КАРЛА ФАБЕРЖЕ

Источник: "Электронная версия журнала "ОГОНЕК" №18 (4746) Апрель 2002" http://www.ropnet.ru/ogonyok/win/welcome.html
Авторы: Татьяна МУНТЯН, Марианна ЧИСТЯКОВА

 

Если учитывать высочайшее художественное качество, баснословную стоимость и ограниченное число пасхальных яиц, то становится ясно, какой интерес вызывали два последних произведения 1917 года.

То, что они были практически завершены, сомнений не вызывало, ведь государственный переворот случился в марте, а Пасха обычно в апреле. Куда исчезли пасхальные яйца 1917 года, никто не знал. Было огромное искушение выдать за них какую-либо подделку. Лишь сравнительно недавние архивные изыскания и российских ученых, в частности Валентина Скурлова, и Татьяны Фаберже, правнучки великого ювелира, живущей сейчас в Швейцарии, - расставили точки над i. Были найдены и опубликованы эскизы самого Карла Фаберже, а также словесные описания исчезнувших памятников.

«Мы делаем большое пасхальное яйцо из белого кварца и нефрита исключительной художественной работы», - так комментировал еще не завершенное произведение сам автор. В конце 1916 года на фирме сложилась непростая ситуация: художников и мастеров начали призывать в армию. Пытаясь уберечь их, Фаберже обратился к генералу Воейкову в канцелярию дворцового коменданта, объясняя, что высочайших заказов с него никто не снимал. В этом контексте он и упоминал пасхальное яйцо из нефрита и кварца.

В архивах Татьяны Фаберже хранится переписка 1922 года Евгения Фаберже, старшего сына ювелира, с главным мастером фирмы Францем Бирбаумом. Оба они находились в эмиграции, и на вопрос Евгения о последних пасхальных яйцах Бирбаум отвечал, что одно яйцо для царя он помнит точно: оно было из голубого стекла и инкрустировано созвездием, под которым родился цесаревич. Яйцо поддерживалось серебряными херувимами и облаками из горного хрусталя. Исполнение его было прервано войной: херувимы и облака закончены, но само яйцо с инкрустацией и пьедесталом - нет. Куда все исчезло, неизвестно.

Второе яйцо 17-го года было подчеркнуто простым: из карельской березы в золотой монтировке. Оно должно было быть подарено царю, но Керенский не разрешил. По одной гипотезе, яйцо попало к великому князю Владимиру Александровичу. При описи большевиками его имущества упоминалось некое деревянное яйцо с заводной фигуркой слоника внутри. Вещицу экспроприировали, и дальнейшая ее судьба неизвестна. Но яйцо ищут, даже фильм в свое время сняли - «Тени Фаберже». Карла Фаберже в нем сыграл Анатолий Ромашин.

***

Агафон Фаберже, передавший детали незаконченного пасхального яйца в Музей Ферсмана, в отличие от других своих братьев эмигрировал не сразу. Он сотрудничал с советской властью - его вынудили это сделать. Вместе с академиком А.Е. Ферсманом он работал над созданием знаменитой книги «Алмазный фонд РСФСР». Совместная работа и, очевидно, дружба и явились причиной того, что в 1925-м году Агафон подарил Музею минералогии уникальные вещи фирмы, например, роскошную коллекцию ограненных камней и вазу из горного хрусталя в золотой оправе.

В 1927 году Агафон тайно бежал из СССР. Говорят, за ним следили агенты ОГПУ, но он уехал в Петроград, там оторвался от слежки и перешел финскую границу.

***

Для тех, кто занимается Фаберже, последнее пасхальное яйцо мастера - величайшее открытие. То, что это подлинная работа, не вызывает сомнений: у нее стопроцентный провенанс (происхождение).

На хрустальном облаке есть разметки - видимо, это места, где должны были крепиться серебряные херувимы. Две полусферы сделаны из прекрасного синего стекла, которое сделать сейчас никому не под силу. На сферах награвировано созвездие. Оно должно было быть выложено мельчайшими алмазами огранки «роза». В некоторых местах алмазы сохранились. Никакой материальной ценности сами по себе они не представляют (это такая мелочь - алмазная пыль), но крепить их неимоверно трудно, поэтому работа стоила дорого.

Неплохо бы яйцо восстановить - придать ему экспозиционный вид и сделать доступным публике. Хотя бы выложить бриллиантами созвездие цесаревича. Это будет не внедрением в памятник, а логическим завершением. За работу могли бы взяться реставраторы Музеев Кремля. Все, как обычно, упирается в деньги. Где взять бриллианты?

 

Татьяна МУНТЯН, Марианна ЧИСТЯКОВА
Записала Людмила ЛУНИНА

 

© "ОГОНЕК" 2002

ЯЙЦО «ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ». 1900 ГОД УВЕЛИЧИТЬ
ЯЙЦО «ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ». 1900 ГОД

 

 

ПОСЛЕДНЕЕ ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО КАРЛА ФАБЕРЖЕ, НАЙДЕННОЕ НЕДАВНО В МУЗЕЕ ИМ. А.Е. ФЕРСМАНА УВЕЛИЧИТЬ
ПОСЛЕДНЕЕ ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО КАРЛА ФАБЕРЖЕ, НАЙДЕННОЕ НЕДАВНО В МУЗЕЕ ИМ. А.Е. ФЕРСМАНА

 

 

ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО «ВОЙНА». 1916 ГОД УВЕЛИЧИТЬ
ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО «ВОЙНА». 1916 ГОД

 

 

ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ДВОРЕЦ». 1908 ГОД УВЕЛИЧИТЬ
ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ДВОРЕЦ». 1908 ГОД

Назад к разделу "Фаберже, Императорские пасхальные яйца и Гатчина / Faberge, Imperial easter eggs and Gatchina"1 2 3 Вперед к разделу "Фаберже, Императорские пасхальные яйца и Гатчина / Faberge, Imperial easter eggs and Gatchina" !