на головную страницу сайта | Гатчинский дайджест

Жили на станции Гатчина в железнодорожной казарме, где, собственно, я и родился..

Из воспоминаний Владимира Ивановича Шостака


 
 
 
   


источник: Портал региональных корпоративных газет РЖД, 01.04.2011
zdr-gazeta.ru/?newsid=63880



Двенадцать исписанных ровным, чётким почерком страниц из ученической тетради. В каждой – частица истории нашего народа, нашей Родины...
Вот что писал в своих воспоминаниях Владимир Иванович Шостак:

Владимир Иванович Шостак

«Несколько слов о моих предках. Дед, Шостак Григорий Иванович, к началу 1-й мировой войны служил осмотрщиком вагонов на станции Гродно. По приближению русско-германского фронта отправлен с семьёй в Петроград, где получил назначение в вагонное депо Варшавской линии. Жили на станции Гатчина в железнодорожной казарме, где, собственно, я и родился. В 1941 году 14-летним окончил семилетку. И закончилось моё детство: началась война. В двадцатых числах июля – первая бомбёжка станции Гатчина-товарная. А через месяц я узнал, что такое артиллерийский обстрел.

20 августа 41 г. ранним утром семь теплушек с семьями работников паровозного депо Гатчина (моя мама, Мария Степановна, была там помощником машиниста) отправились с паровозом Эх 733 в неведомое. В нашей теплушке с мамой были я, бабушка и младший братишка. К нашим теплушкам добавились 15 пассажирских вагонов с эвакуированными жителями Красного Села. Потом – ещё несколько вагонов с людьми. Добрались до Вологды. Затем ещё дальше – до станции Горький-сортировочный. Наши паровозные бригады приняли другой паровоз серии СО 17-2510. На этом паровозе водили «вертушки» с дровами на станции Московского узла. В дневное время я помогал маме – работал вместе с ней на паровозе, а ночами отдыхал в прицепленном к нему вагоне.

…Многое запомнилось из той жизни. В Горьком, например, местное население (не все, конечно) не утруждало себя выговаривать «эвакуированные», обходясь словцом «ковыренные». Стыдно, но детская обида не совсем прошла, хотя минуло уже почти 70 лет… Отношение к нам, впрочем, изменилось: после первого вражеского авианалёта 6 ноября 41 г. на город Горький нас перестали так называть.

В декабре 41-го поступила команда НКПС вернуть ленинградские паровозные бригады на Октябрьскую дорогу. И новый 1942 год мы уже встречали на станции Бологое. Жили сначала в теплушке при паровозе, на котором мама продолжала работать помощником машиниста. И опять же вместе с мамой я участвовал во многих поездках. Помогал ей топить дровами паровозную топку, держать, как говорится, пар… Вообще на паровозах тогда много было представителей женского пола. Молодые девчонки, например, работали кочегарами. Слабенькие они, в одиночку не могли справляться с тяжёлыми колодами дров. Работали по двое – так было легче.

А сам я начал официальную трудовую деятельность на Бологовском узле, будучи 15-летним, когда в сентябре 1942 года поступил туда учеником слесаря.
То, что Бологовский узел питал через свои коммуникации несколько фронтов – Волховский, Ленинградский, Западный и Калининский, привлекало к нему немецкую авиацию. Не понаслышке я знал о жертвах и разрушениях от налётов. 28 февраля 1942 года немецкая авиация совершила на Бологовский узел дневной налёт, в котором участвовало до 100 самолётов. Помню, как на четвёртую мартовскую 1943 года ночь бомбардировок мы встретились с мамой у догорающего дома, в который нас поселили. Остались мы тогда, в чём были.

Летом 1943-го я окончил курсы помощников машинистов паровоза. Но работал кочегаром, потому что для помощника тогда не хватало силёнок… В марте 1944-го был откомандирован на постоянную работу в паровозное депо Гатчина. И снова трудился на прифронтовых участках – в Эстонии, Латвии, Восточной Пруссии. Вплоть до марта 1945-го, когда началась ликвидация Прибалтийской фашистской группировки.
Вся тяжкая работа всю войну лежала на плечах тружеников тыла. Несмотря на правила и инструкции, где было чётко прописано «не моложе 18 лет», в тылу наравне со взрослыми работали и мальчишки, и девчонки. И на паровозах тоже. Не помню, чтобы кто-то из людей в те годы уходил на пенсию по возрасту, пользовался отпусками. Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!» не был пустыми словами».
* * *
Будучи уже машинистом паровоза, В. Шостак в 1953 году окончил курсы машинистов электросекций и работал в электродепо Ленинград-Балтийский вплоть до ухода на пенсию в 1983-м. В трудовой книжке ветерана более 120 записей о поощрениях за успехи в труде. Он имеет 15 правительственных наград, среди которых и самая для него дорогая – медаль «За доблестный труд в годы войны 1941–1945 гг.».

Автор: Виктор Юрасов


на головную страницу сайта | Гатчинский дайджест