Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Эконом, церковная должность

(οίκονόμος). — Греческое слово "эконом" означало домоправителя, который заведует хозяйством и имуществом. В начале христианства, когда церковное имущество обыкновенно составлялось из одних добровольных приношений верующих, распоряжение этим имуществом относилось к непосредственным обязанностям самого епископа. 38-е апостольское правило говорит: "епископ да имеет попечение о всех церковных вещах и оными да распоряжает, яко Богу назирающу". "Повелеваем епископу, — говорит 41-е апостольское правило, — имети власть над церковным имением". Главными помощниками епископа и исполнителями его распоряжений в этом отношении были диаконы, которые при учреждении их должности были назначены служить при трапезах и пещись о людях бедных и нуждающихся (Деян. Апост. VI, 6; Апост. Постан., кн. II, гл. 28). С течением времени, особенно с IV в., когда христианство сделалось господствующим вероисповеданием в империи, церковь не только снова получила отнятые у нее во время гонений имущества, но и приобрела новые богатства, как в движимых, так и в недвижимых имуществах. Для заведования и управления всем этим у епископа при сложности его пастырского труда не могло быть времени: необходимы были особо назначенные для того ответственные лица. Такими лицами и были экономы. Когда именно и где в первый раз явилась эта должность — определить невозможно. На основании некоторых указаний с вероятностью можно полагать, что IV век и особенно его середина были временем, когда повсюду стала входить в практику должность Э. Соборы Анкирский (315 г.) и Антиохийский (341 г.), рассуждая об управлении имуществом церкви, оставляют его в непосредственном распоряжении епископа, под контролем местного клира, но не упоминают об экономах. Между тем Феофил Александрийский, живший в конце IV и начале V вв. (385—412), в одном из своих правил (10) намечает даже самый порядок избрания Э. и, следовательно, предполагает эту должность уже существующею. Собор Халкидонский в 25 правиле говорит о должности Э. как вполне известной, а в 26 правиле признает незаконным, что в некоторых местах епископы управляют церковным имуществом без Э., и старается исправить это упущение, установляя, чтобы при каждой церкви, имеющей епископа, был особый Э. В константинопольской церкви должность Э. представляется вполне сформировавшеюся уже во времена Третьего Вселенского собора (431 г.), который, извещая константинопольскую церковь о низложении Нестория, адресовал свое послание на имя ее клириков и экономов. Одинаковы с общими занятиями экономов были и обязанности великого Э. константинопольской церкви. Со времени образования патриаршего двора великий Э. занял первое место в первой пентаде. Он был главным управителем всех имуществ Софийского храма и Константинопольской патриархии и распорядителем получаемых с них доходов. Он заботился как о сохранении имений, так и об умножении с них доходов, имел за всем этим надзор, производил установленные расходы. Имея помощников для различных отраслей управления, великий Э. являлся ответственным перед патриархом и представлял ему каждогодно один или несколько отчетов. Если бы Э. не успел представить надлежащий отчет, а после его смерти оказался бы недостаток в церковном имуществе, наследники умершего обязывались возместить недостающее. Когда патриаршая кафедра оставалась вакантной, великий Э. должен был особенно заботиться о целости церковного имущества, чтобы передать его в сохранности новому патриарху. Некоторые списки приписывают великому Э., как первому сановнику при патриархе, все приготовления к избранию нового патриарха, а равно и участие в самом избрании. Из других сведений видно, что великий Э. имел надзор и за управлением имуществом пригородных и приходских церквей. Во время совершения литургии патриархом великий Э. стоял по правую сторону св. престола, с рипидой в руке. Если на литургии совершалось посвящение, великий Э. подводил посвящаемого клирика к патриарху , диаконов же при посвящении в священники доводил до царских врат. В первый день св. Пасхи он читал евангелие. Обряд поставления на должность великого Э. изложен в статье Ив. Третьякова "О чинах патриаршей константинопольской церкви в средние века" ("Правосл. собеседник", 1868, ч. III, стр. 51—52). Хотя чин великого Э. по правилу принадлежал диаконской степени, однако в этом чине встречаются иногда и пресвитеры. Кириак и Павел, константинопольские патриархи, были избраны и посвящены в этот сан из экономов и пресвитеров великой церкви. См. преосвящ. Павел, "О должностях и учреждениях по церковному управлению в древней восточной церкви" (СПб., 1858); А. В—нов, "О чинах при архиерейских кафедрах в восточной церкви" ("Руководство для сельских пастырей",1868, № 48); Т. Барсов, "Константинопольский патриарх и его власть над русской церковью" (СПб., 1 8 78, стр. 263—67).








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна