Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Тетенс

(J. N. Tetens) — немецкий философ (1736—1807), профессор философии в Киле. Т. был одним из выдающихся представителей эклектизма, сочетавшего в себе в непримиренном виде элементы эмпирической философии и вольфианского рационализма; этот эклектизм носит имя "философии просвещения". Главный труд Т.: "Philosophische Versuche ü ber die menschliche Natur und ihre Entwickelung" (1776) заключает в себе психологический трактат, в котором автор пытается преодолеть односторонности английской ассоциационной психологии Гертли и Пристли и сенсуализма Кондильяка, а также недостатки лейбнице-вольфовской монадологии. Эта попытка ему, как и Ламберту, который оказал на него влияние, не удается. Так, напр., Т. берет у Лейбница учение о монадах, и душа является для него простой бестелесной сущностью, обладающей прирожденными ей необходимыми законами разума, — и в то же время он примыкает к эмпирическому воззрению на происхождение идеи пространства из ассоциации зрительных и осязательных ощущений (учение Беркли). По мнению Когена, весьма вероятно, что Кант ознакомился с современными ему генетическими взглядами на происхождение идеи пространства именно из книги Т. Несомненно, с другой стороны, что и Кант оказал влияние на взгляды Т. своею диссертацией "De mundi sensiblilis atque intelligibilis forma et principiis", появившейся в 1770 г.; им навеяно, напр., различение формальной и материальной стороны познания — активности разума и пассивности чувственности. Вместе с эстетиком Зульцером Т. заменил аристотелевское двойственное деление душевных способностей (интеллект и воля) тройственным, выделив чувства в особую группу. Это тройственное деление душевных способностей было всецело принято Кантом и положено в основание его системы (три "критики" соответственно трем душевным способностям). Стиль Т. не отличается легкостью. В своих этических взглядах Т. примыкает к вольфианской школе. О психологии Т. см. Harms, "Ueber die Psychologie von J. N. Tetens" (Берл., 1887); о теории познания Т. — Schlegdendal, "Tetens' Erkenntnisstheorie" (Галле, 1885); характеристику психологических воззрений Т. — R. Sommera, "Grundz ü ge einer Geschichte der deutschen Psychologie und Aesthetik von Wolf-Baumgarten bis Kant-Schiller" (1892). Воззрения Т. разбираются и в книге Дессуара "Geschichte der neueren deutschen Psychologie" (1894, т. I, стр. 120—130).

И. Лапшин.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна