Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Сарасвати

(санскр. Sarasvat î — богатая водами) — в индийской мифологии имя разных рек, олицетворенных в виде богинь, и просто богинь. В Ригведе С. — еще река, прославляемая больше других рек, в целых трех гимнах и многочисленных отдельных стихах. Течение ее плодотворно; величиной и чистотой она превосходит все прочие реки, бежит с гор, из небесного океана; у С. семь сестер, и сама она разделяется на семь рек, матерью которых она является (см. Сантасиндхава). Один раз ей придается эпитет asury â — "божественная". С. — очистительница; ее вместе с водами, дающими здоровье, потомство и бессмертие, призывают даровать жизненность. Отсюда ее связь с божествами, покровительствующими произрождению. Ее никогда не опускающаяся грудь приносит всяческие богатства, она доставляет изобилие и пищу, откуда частый ее эпитет subhaga ("щедрая"). Она уничтожает хулителей богов, но поклонников своих защищает и побеждает их врагов. С. нередко призывается вместе с другими богами, особенно часто — с Марутами. Таким образом, в Ригведе в мифологическом образе С. сказываются почти исключительно черты, свойственные олицетворению реки. Позже, в брахманах и Магабхарате, С. отождествляется с богиней речи Вачь (санскр. V â с = речь, язык), а в послеведийской мифологии делается богиней мудрости и красноречия, изобретательницей санскритского языка и азбуки деванагари (см.), покровительницей наук и искусств. Переход к этим позднейшим образам наблюдается уже в ведах, где рассказывается, как С. во время целебного жертвоприношения, совершавшегося богами, с участием небесных врачей — Ашвинов, возвратила своей речью (v âcâ) силу Индре. Относительно самой реки, послужившей прототипом для позднейшего олицетворения, взгляды ученых расходятся. Имя С. сходно с именем реки Харакайти (Haraqaiti), упоминаемой в Авесте и текущей в Афганистане. Возможно, что эта последняя река и была впервые прославлена как С. Рот, Грассман, Лудвиг и Циммер думают, однако, что прототипом ведийской С. служила какая-нибудь великая река, напр. Инд (С. было его священным именем, а Синдху — светским), и только впоследствии имя С. было перенесено на небольшую реку в Мадхьядеше вместе со священным к ней уважением. Макс Мюллер думает, что С. тождественна с небольшой рекой С. (теперь Сарсути), которая вместе с р. Дршадвати служила границей священной страны Брахмаварты, колыбели древних индусов-арийцев, а теперь теряется в песках пустыни Инда (в ведийскую эпоху она еще впадала в море). Ольдгем на основании наблюдений над прежним руслом реки доказывает, что С. была некогда притоком р. Шутудри (теперь Сетледж) и продолжала течь по ее руслу, когда Шутудри оставила его и соединилась с Випашем (Бьяс). С., как жена Брахмы, в позднейшую эпоху носит имя Брахми и изображается женской красивой фигурой белого цвета, без изобилия членов, свойственного индийским позднейшим божествам, с полумесяцем на лбу и лютней в руках, восседающей или стоящей на лотосе. У бенгальских вишнуитов существует предание, что С. некогда была женою Вишну вместе с Лакшми (см.) и Гангой. Жены ссорились между собою, и Вишну, находя многоженство обременительным, отдал С. Брахме, а Гангу — Шиве, оставив для себя одну Лакшми.

С. Б—ч.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна