Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Прорезная машина*

— машина для пробивки дыр или вырезки кружков в жестяных и вообще металлических листах, употребляющаяся обыкновенно в мастерских для строения мостов, котельных и машиностроительных заводах, малой же величины — в мастерских разных ремесленников (слесарей, кузнецов и жестянщиков). Составные части П. машины заключаются в прорезном штемпеле (M önch, Drü cker) из массивной стали в виде цилиндра или призмы, диаметр которого вполне соответствует величине требующейся дыры, и стального кольца (Nonne, Locheisen), внутренний диаметр которого точно соответствует поперечнику штемпеля. Это кольцо служит для поддержки листа во время пробивания. Штемпель с помощью особого механизма опускается на лежащий на кольце лист металла и, сильно надавливая на него, проходит в кольцо, высекая острыми краями своими металлический кружок величиной в диаметр трубки-штемпеля. Приведение в движение малых П. машин, предназначенных для пробивания тонких листов металла и маленьких дыр, производится руками или ногой рабочего, так как его сила, увеличенная рычажным или винтовым механизмом или эксцентрическим колесом, для этого достаточна. Такие П. машины имеют часто устройство балансира (см. Шибало). П. машины большие, употребляющиеся при постройке мостов, паровых котлов и машин, работают или посредством водяного колеса, конного привода, или же чаще — паровой машины. Подобную П. машину изображает прилагаемый рисунок (фиг. 1.).

Фиг. 1.

Прорезной штемпель (a) вправлен в салазки (b), которые ходят в неподвижных планках (c) станка вверх и вниз. Под штемпелем на столике лежит кольцо (d). Приводной ремень, ходящий по шкиву (e) махового колеса (l), двигающего посредством шестерни зубчатое колесо (f), горизонтальная ось которого (g) посредством эксцентрика (h) и охватывающего его стержня (i) поднимает и опускает салазки (b) со штемпелем на лежащий на кольце лист, приводит в действие станок. Высота поднимания штемпеля изменяется согласно толщине находящегося в работе металлического листа посредством ручного винта (k), устанавливающего эксцентрик (h). Для моментальной остановки движения штемпеля в то время, когда маховое колесо не разобщено с приводом, служит подножка (m), раздвигающая соединение вала (g) с приводящим его в движение зубчатым колесом (f). Фигура 2 изображает ручную П. машину, употребляющуюся для пробивания дыр в металлических скреплениях при постройке домов и мостов.

Фиг. 2.

Она стоит на колесиках для удобства передвижения. Пробивает листы до 13 мм толщиной, образуя дыры до 22 мм в поперечнике. Опускание штемпеля производится работником для более тонких листов посредством крестообразного воротила (a) у шестерни, ходящей по отрезку зубчатого колеса (b), опускающему штемпель (S) и нажимающему его на лист. Для более толстых листов давление усиливается посредством рычага (c), при поднимании и опускании которого тормозное колесо у шестерни, движимой воротилом (a), задерживается входящей в него задвижкой. Нередко для прорезания листов употребляются гидравлические прессы (см. Гидравлические П. машины). П. машины для прорезания многих равномерно расположенных на поверхности листа дыр при посредстве автоматического механизма, пододвигающего под штемпель сам лист, называются сверлильными машинами. Часто, в особенности у прорезных машин, приводимых в действие паровой машиной, тот же самый механизм, который служит для движения высекающего кружок штемпеля, приспособлен также для приведения в действие механических ножниц.

А. М—в.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна