|
|
источник статьи: Большой энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона |
Питейная монополия (дополнение к статье)— В настоящее время П. монополия действует в 65 губерниях и 10 областях. В 1898 г. для рассмотрения вопросов, касающихся заведывания хозяйственными операциями по казенной продаже питей, учреждены при губернских акцизных управлениях в качестве совещательных органов хозяйственные комитеты. Законы 12 июня 1900 г. и 2 июня 1903 г. установили новый порядок заготовки спирта для казенной винной операции. В видах устранения спекуляции, развившейся при покупке спирта с торгов, необходимый для казны спирт приобретается от заводчиков в количестве 4/5 годовой потребности по ценам, назначаемым министром финансов. В видах обеспечения сбыта спирта заводам сельскохозяйственного типа с малым и средним размерами выкурки, их владельцам предоставлено поставлять в казну от 10 до 25 тыс. ведер; остальная часть спирта, подлежащего приобретению, распределяется между заводами соразмерно годовой выкурке их, с тем, чтобы от каждого завода приобреталось не более нормальной его выкурки. Не распределенное между заводами количество спирта приобретается казной с торгов или хозяйственным способом. Законом 1903 г., по ходатайствам заводчиков, совершенно отменена система торгов; заготовка всего необходимого для казны спирта производится путем распределения между заводами сообразно указанному масштабу, по заранее назначенным ценам. Законами 29 мая 1897 г., 12 июня 1900 г. и 7 января 1902 г. введены некоторые изменения в правилах производства П. торговли в монопольном районе. Разрешение торговли немонопольными напитками городским заведениям трактирного промысла поставлено в зависимость не от городских дум, а от управляющих акцизными сборами, действующих по соглашению с губернаторами. Последним предоставлено право издавать обязательные постановления о внутреннем устройстве заведений для распивочной и выносной торговли крепкими напитками, а министру финансов — право издавать обязательные правила о соблюдении благочиния в казенных винных лавках. В частных местах раздробительной продажи питей, кроме трактиров, торговля крепкими напитками производится в часы, установленные министром финансов для казенных винных лавок. Управляющим акцизными сборами, по соглашению с губернатором, предоставлено сокращать время торговли для трактирных заведений в отдельных местностях, но не более, как на 3 часа в сутки. Установлено два типа пивных лавок — для выносной и распивочно-выносной торговли пивом и медом; министру финансов предоставлено право ограничивать число пивных лавок последнего типа. В Царстве Польском разрешено устройство пивных лавок с продажей горячей пищи. Для погребов русских виноградных вин установлено также два типа — с распивочно-выносной или исключительно выносной торговлей; в первых разрешена продажа холодных закусок. Трактирным заведениям разрешена продажа немонопольных напитков не только распивочно, но и на вынос. Ренсковым погребам разрешена продажа крепких напитков всякими количествами, но исключительно на вынос (кроме С.-Петербурга и Царства Польского). С введением П. монополии в прибалтийских губерниях по закону 23 мая 1900 г. существовавшее там пропинационное право владельцев дворянских вотчин было отменено с выдачей им вознаграждения от казны, подобно тому, как это было сделано законом 29 апреля 1896 г. в отношении западных и привислинских губерний и Бессарабии (см). При введении П. монополии в Сибири (законы 20 мая 1902 г. и 6 июня 1904 г.) разрешена продажа вина на вынос в лавках, содержимых сельскими и станичными обществами; этим лавкам разрешена также торговля предметами сельского обихода. За продажу вина сельские общества получают комиссионное вознаграждение, а за продажу пива, меда и виноградных вин уплачивают небольшой патентный сбор. С введением П. монополии значительно сократилось число П. заведений; это неблагоприятно отразилось на торговле виноградными русскими винами, почему временно (до 1 января 1907 г.)разрешена в местностях, где развито виноделие, продажа русских виноградных вин, помимо П. заведений, также из других торговых заведений (мелочные, фруктовые, бакалейные лавки и т. п.), с уплатой установленного для погребов русских виноградных вин патентного сбора (5 или 15 руб.). Продажные цены на казенное вино, назначаемые в пределах законодательных норм министром финансов на каждый год, со времени введения П. монополии изменялись лишь в 1900 (7 руб. 60 коп.) и 1905 гг. (8 руб.), одновременно с повышением акциза на спирт и вино. Законом 31 дек. 1904 г. установлены предельные цены казенного вина и спирта на 1905 и 1906 гг. в следующих размерах:
Статистика. В районе П. монополии в 1904 г. находилось:
В 1903 г. частных П. заведений, которым была разрешена продажа казенных питей, насчитывалось 13216: в городах 9099 и в уездах 4117. Казенных лавок было 28242 (23381 в уездах), так что общее число мест казенной продажи питей равнялось 41458, что составляет 1 заведение на 3076 жителей (в 1895 г. — на 2392). Заведений с продажей крепких напитков вообще насчитывалось 67185, в том числе 40716 в уездах. В 1903 г. вольнонаемных служащих по казенной продаже питей состояло 34181 чел.; рабочих на казенных спиртоочистительных заводах, в очистных и разливных складах и запасных магазинах числилось 74004, в том числе 28470 постоянных и 45534 временных. Общее потребление питей в районе П. монополии выразилось в 70311678 ведр., что составляет на душу населения 0,542 ведра. Максимальное душевое потребление вина приходилось на С.-Петербургскую губ. — 1, 639 вед. и Московскую — 1,563 вед., минимальное на Терскую и Дагестанскую области — 0,240 ведра. Валового дохода на 1 ведро приходится 7 руб. 78 к., расхода 2 р. 28 к.; чистый доход составляет 5 р. 50 к. на ведро (в 1899 г. — 5 р. 10 к.). Количество спирта, сырого и ректифицированного, приобретенного казной в 1895 — 1903 гг., выражается в следующих цифрах (в тыс. ведер):
Из поступивших в 1903 г. 72824 тыс. вед. (в том числе 11734 тыс. вед. ректифицированного) 74,7 % было приобретено по разверстке, 22,9 % с торгов и 2,4 % хозяйственным способом. Финансовые результаты П. монополии, по отчетам государственного контроля, представляются в следующих цифрах (в тыс. рублей):
Чистый доход 1904 г. равен 376759 тыс. руб. В состав расхода 1904 г. входят следующие статьи (в тыс. руб.):
По государственной росписи на 1906 г. валовой доход от П. монополии предположен в 568436 тыс. руб., а расход — в 174377 тыс. руб. К 1 января 1905 г. стоимость казенного недвижимого имущества в районе П. монополии определялась в 96441 тыс. руб., движимого — в 9070 тыс. руб. Образованные в 1902 г. комитеты о нуждах сельскохозяйственной промышленности отнеслись к П. монополии в общем отрицательно, находя ее крайне тягостной и отнюдь не способствующей уменьшению пьянства; если местами потребление вина сократилось, то более всего это объясняется обеднением народа. Главная цель П. монополии — приучение к домашнему потреблению вина, — привела в действительности к уличному пьянству. Развилась также тайная, беспатентная продажа вина. Указывалось также на препятствия со стороны акцизного ведомства к потреблению немонопольных напитков и на ничтожность результатов деятельности попечительств о народной трезвости. Однако, ввиду огромного фискального значения П. налога вообще, комитеты в большинстве случаев ограничивались пожеланием обращения части дохода от П. монополии на народное образование и на другие общественные нужды; некоторые комитеты в этих видах предлагали даже дополнительное обложение казенного вина от 40 коп. до 1 р. на местные нужды. 34 комитета высказались за возмещение сельским обществам потерь их от прекращения свободной торговли крепкими напитками. Литература по вопросу о П. монополии очень велика. Критический обзор ее дан в книге В. Норова: " Казенная винная монополия при свете статистики " (СПб., ч. 1-я, 1904). См. " Отчеты главного управления неокладных сборов и казенной продажи питей " за 1896 — 1903 гг.; " Статистика по казенной продаже питей " за 1895 — 1903 гг.; " Свод сведений о финансовых результатах и главных оборотах по казенной продаже питей " за 1897 — 1904 гг.; " Сборник узаконений и правительственных распоряжений по казенной продаже питей ", с 2 дополн. (1899 — 1900); В. А. Лебедев, " П. дело " (1898); А. Бабецкий, " Польза введения казенной продажи питей " (Харьков, 1899); H. О. Осипов, " Винная монополия, ее основные начала, организация и некоторые последствия " (1899); " Труды комиссии по вопросу об алкоголизме, мерах борьбы с ним и для выработки нормального устава для алкоголиков " (8 вып., 1898 —1905); " Казенная продажа вина " (изд. для парижской выставки 1900 г.); М. Н. Смолич, " Вред и польза вина и питейная реформа " (1902); E. H. Тарновский, " Движение некоторых видов преступности за 18 95— 1900 гг. в связи с введением винной монополии " (" Журн. Русск. Общ. Охр. Нар. Здр. ", 1902, V — VI); Ф. Я. Несмелов, " Косвенные налоги " (свод трудов местных комитетов по 49 губ. Европейской России, 1904); Н. Ф. Анненский, " Общие течения финансовой политики государства " (в сборнике " Нужды деревни по работам комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности ", т. II, 1904); И. X. Озеров, " Основы финансовой науки " (вып. I, 1905; имеются указания на литературу); Р. Faquet, "Le monopole de l'alcool" (П., 19 04). H. Ив — ко. |