Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Никанор, архиепископ херсонский и одесский

(в миру Александр Иванович Бровкович, 1827—1890) — духовный писатель; окончил курс в С.-Петербургской духовной академии, был ректором в нескольких духовных семинариях и в Казанской духовной академии, затем последовательно викарием донской епархии, епископом уфимским и мензелинским, архиепископом херсонским и одесским. Главнейшие сочинения Н.: "Позитивная философия и сверхчувственное бытие" (СПб., 1875—88), "Разбор римского учения о видимом главенстве в церкви, сделанный на основании Священного Писания и Предания первых веков христианства" (СПб., 1856—58), "Церковь и государство. Против гр. Л. Толстого" (СПб., 1888), "Против гр. Льва Толстого 8 бесед" (Одесса, 1891), "Происхождение и значение штунды в жизни русского народа" (Одесса, 1884), "Направление и значение философии Николая Грота" ("Прав. Обозр", 1886, 10), большое количество "бесед" и "поучений". Н. имеет значение как духовный оратор и как философ. Сочинение Н.: "Позитивная философия и сверхчувственное бытие" свидетельствует о значительном философском даровании и об обширной научной и философской эрудиции. В труде Н. критический анализ множества философских трудов, иностранных и русских, ведется одновременно с изложением собственных воззрений. Первый том посвящен гносеологии, причем автор старается доказать "сверхчувственность материи" и настаивает на "совершенном единстве корней" в гносеологических основаниях у естественно-философской науки и богословской. Главная цель автора — разъяснить, что "позитивным философским методом можно доказывать бытие как бессмертного человеческого духа, так и всесовершенного Духа Божественного". Н. утверждает, что о Боге, Его бытии и свойствах, равно как и о бытии и бессмертии личного человеческого духа, мы имеем знание, которое приобретаем даже чувственным путем и представляется познанием самым философским, самым позитивным, самым научным. Раскрыть это он стремится "не иначе как современным философским, возможно позитивным, возможно научным методом". На Н. имела влияние система Платона и Лейбница; влияние первого видно в его учении об идеях или идеалах, влияние второго — в учении о бессознательном разуме. Отношение разума бессознательного к сознательному, теоретического — к практическому иллюстрируется своеобразными рисунками и схемами в духе Раймунда Люллия (см.). Критическая сторона сочинения Н. заслуживает большего внимания, чем его положительные воззрения. Об одном из первых сочинений Н. ("Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками", СПб., 1861), изд. под инициалами Александра Б., см. Библиография. Посли смерти Н. появилась любопытная статья его: "Из истории ученого монашества 1860-х годов" ("Русское Обозрение" 1896 г., 1 и 2).

О Н. см. "Русский Паломник" (1887, № 6, биографические сведения). О философии Н. см. Ибервег-Гейнце, "История новой философии", а также заметку Вл. Соловьева в "Православном Обозрении" (1877, 5).

Э. Р.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна