Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Нидерландская школа

(1400—1600) — группа композиторов, в среде которой развился контрапункт и контрапунктические формы (имитация, канон), фуга. В Риме Н. школа породила римскую, в Венеции — венецианскую. Представитель Н. школы первого периода — Дюфе (начало XV ст.), второго — Оккенгейм (ум. в начале XVI ст.), третьего — Жоскин де Пре (1450—1525). Последним великим представителем этой школы является Орландо Лассо (1450—1590). Музыка этой школы писалась преимущественно для церкви, на данную мелодию (cantus firmus), которую брали из грегорианского пения или из светских песен. По тексту мелодии сочинения получали свое название (напр. месса "L'homme arm é ", "Adieu mes amours"). Мессы на темы самих композиторов встречались реже. Данную тему несколько раз повторяли, для разнообразия — в разных видах, напр., удваивая стоимость каждой ноты, применяя тему в обратном движении, т. е. начиная ее с конца и кончая началом, или с обратным движением всех интервалов мелодии, т. е. восходящий интервал заменялся таким же нисходящим, и наоборот. В Н. школе писались мессы, мотеты и светские песни. Стиль сочинений — исключительно контрапунктический. У многих композиторов Н. школы второй половины XV в. над музыкальным содержанием преобладала техника, в ущерб благозвучию; но самые крупные представители школы ставили благозвучие и выразительность главной целью сочинения, в совершенстве владея при этом контрапунктической техникой.

И. С.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна