Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Немоевский Андрей

(Niemoiewski) — выдающийся польский поэт и драматург. Род. в 1864 г.; окончил курс в дерптском университете; служил на заводе в Сосновце, и жизнь рабочих дала ему материал для лучших его рассказов: "Listopad" (1891). Сборники его стихотворенийi: "Poezye" и "Poezye prozą " (1891), "Majówka" (1895), "Polonia irridenta" (1895), "Listy czlowi eka szalonego", "Prometeusz" (1900) и конфискованные львовской прокуратурой "Legendy" (1902 и 1903). Живо сочувствуя польскому хлопу и фабричному люду, убежденный в том, что труд делает "малых" "великими", враг общественного затишья, верующий в конечное торжество "человека" над темными силами, — Н. в каждом своем произведении будит мысль вдумчивыми и красивыми образами. Труд для него — синоним религии; с первыми христианами, служившими Богу в катакомбах, он сравнивает рудокопов, которые "спускаются в мрачные недра земли за силой, за жизнью и пропитанием для голодных, для облегчения тяжелой нужды, царствующей на земле" (" Šwi ęto podziemia"). Изображая печальные плоды капитализма в сценах из быта рабочих, Н. требует, чтобы человек, "создавший этот ад, перестал быть его слугой и положил бы ему конец" ("Papierowy djabeł"). A что человек может творить чудеса и повелевать даже собственным организмом — видно хотя бы из того, что его мысль не знает пределов ("Tragedya"); в человеческой душе заключается та самая бесконечность, которая "низвергает старые истины и создает новые — великие, как вселенная, грозные, как вечность" ("Ołowianka"). Необходимо стремиться к деятельной любви, так как без нее человечество обречено "на гибель, смерть и вечное исчезновение" ("Kocham"); в лучшем случае человек делается ничтожным, слабым, человеком-толпой или человеком "в футляре" ("Człowiek pracy"). При всем своем демократизме Н. интересуется только "новыми Прометеями", которые принесут миру желанное освобождение и низвергнут "кумиры Аполлона", "смелые духом", сами станут божествами и поведут людей "туда, к Олимпу", чтобы свергнуть Юпитера ("Prometeusz"). А пока глаза Прометея еще не "пламенеют, как звезды, и светлый взор его не вдохновлен восторгом", земля остается юдолью страданий. Особенно тяжело тем народам, которых угнетают другие (т. е.полякам). Они привязаны к "родному тополю" с осыпавшимися листьями и не хотят покидать его ради "теплых и неизвестных стран" ("Listopad"). Современные поляки-интеллигенты, представляющиеся Н. "больными гениями в стране немощей", должны брать пример со своих предков, которые, видя полное отчаянье потомков, выходят из могил и показывают, как под их скелетами еще бьется то самое сердце, которое молчит у живых ("Lampa"). Светлее Н. смотрит на польское простонародье, обладающее физической и нравственной мощью и с особенной любовью оберегающее свою землю-коханку, в то время как старопольские магнаты "предали свою землю бельгийцам, французам, москалям и немцам, увозят ее в кошельках в Монако". Из-за них Польшу наводнили "орды вандалов и германских звероловов", которые "впрягают простой народ в ярмо труда, унижения и голода", прикрываясь лозунгом "великой культуры Запада". Будущее панов Н. изображает мрачными красками. Пропасть, отделяющая народ от интеллигенции, кажется Н. опасной для национального вопроса: "мы живем, мыслим и чувствуем как будто в облаках..., а когда спускаемся на землю, то не умеем даже заговорить с народом и робко останавливаемся, словно люди иного мира" ("Na morzu"). С целью ознакомить польское общество с бытом крестьян и рабочих, Н. посвятил ему несколько лучших рассказов и стихотворений "Листопада" ("Starowina", "Automaty", "Ž mija", "Maszinista", "Stara warjatka", "Po łudnie") и "Неосвобожденной Польши" ("W ciszy wiejskiej", "Stolica", "Podziemia"; разбор последних у Т. Пини: "Nasza współczesna poezya", Львов, 1902). "Легенды" Н., за исключением двух-трех — сцены из Евангелия, облеченные в художественную форму, с философской трактовкой в духе Ренана и Штрауса ("Wysł aniec", "Kusiciele", "Maj ł ach", "Dwaj uczniowie", "Z ą b za z ą b", "W ostatniej chwili","Skowronek","U grobu", "Przekl ęty"; разбор их у J. Stena, "Pisarze polscy", Львов, 1904). Из остальных стихотворений Н. лучшими считаются: "Sielanka", "Branka", "Wesioł o žeglujmy". В берлинском издании "Russen ü ber Russland" (1906) H. принадлежит очерк о Царстве Польском. Меньшее значение имеют его драмы: "Familia" (1889), "Bajka" (1900), "Szopka" (1901), "Rokita", "Dzień on, dzie ń gniewu Pa ńskiego" (1902) и др.

А. Яцимирский.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна