Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Нева, река С.-Петербургской губернии (дополнение к статье)

— река С.-Петербургской губернии. Вскрытие и замерзание Н. в Петербурге в 1896 — 1905 гг. колебались: вскрытие — между 2 (14) апр. в 1896 и 1897 гг. и 16 (29) апр. в 1903 г.; замерзание — между 1 (13) нбр. в 1896 г. и 5 (18) дек. в 1905 г.; в среднем за 9 лет вскрытия и замерзания совпадают со средними за все время наблюдений в Петербурге (с 1706 г.). В 1900 г. Н. замерзла в ночь с 18 на 19 нбр. (1 — 2 дек.), 7 (20) дек. вскрылась на всем своем протяжении и вновь замерзла 10 (23) дек. Период 1897 — 1905 гг. отличается частыми и сильными колебаниями уровня воды в Н. Под влиянием восточных ветров на Финском зал. уровень р. особенно сильно понижался: 4 (17) мая 1902 г. — на 3 фт. ниже ординара, 8 (21) окт. 1903 г. — на 2 фт., 17 (30) авг. 1905 г. — 2 фт. 2 дм., до того, что пароходное сообщение между Кронштадтом и материком было приостановлено. Наводнения в Петербурге за означенный период были особенно часты: вода поднималась выше ординара на 5 — 7 фт. 14 раз, на 7 — 8 фт. — 1 раз, выше 8 фт. — 3 раза, а именно: 4 (16) нбр. 1897 г. — на 8 фт. 1 дм., 26 нбр. (7 дек.) 1898 г. — 8 фт. 6 дм. и 12 (25) нбр. 1903 г. — 8 фт. 11,5 дм.; последнее наводнение по своим размерам третье со времени основания Петербурга — вода поднималась выше в 1777 г. (10 фт. 7 дм.) и в 1824 г. (13 фт. 8 дм.). Наводнения последних лет характеризуются длительностью, с которой поднявшаяся вода держалась на высоком уровне, что объясняется продолжительностью штормов на море; так в 1899 г. поднявшаяся 11 (23) нбр. вода в Н. не спадала до ординара в течение 5 дней — по 16 (28) нбр., при этом 3 раза достигала 5, 6 и 6,2 фт. и затопляла низменные части города; в 1901 г. подобное же явление замечалось между 26 окт. (8 нбр.) и 7 (20) нбр., т. е. в течение 13 дней, причем 4 (17) нбр. уровень реки поднялся до 5 фт. 6 дм. выше ординара. Кроме перечисленных наводнений, причина которых лежит в направлении и силе ветров на море, 8 — 11 (21 — 24) нбр. 1902 г., во время ледохода на Н., в черте г. Петербурга образовался громадный затор льда, вследствие чего вода в реке в местностях, лежащих выше города, поднялась (по частным сведениям) до 11 фт. выше ординара и затопила весь фабричный пригород Шлиссельбургский и частью прибрежные селения Александровское, Рыбацкое, Славянку и др.

Движение судов и грузов (исключ. движение в черте гор. Петербурга и со стороны моря, о котором см. Петербург.) в 1903 г.:

A — отправлено, B — прибыло, C — отправленных, D — прибывших.

Пристани Число судов с грузом Число плотов Все грузы (с поштучными) на судах, на плотах, и в портах
Количество в тыс. пуд. Объявленная ценность в тыс. руб.
A B A B C D C D
По р. Неве:                
Г. С.-Петербург 1377 14350 18480 6507 282794 1907 27082
Г. Шлиссельбург (вместе с Шереметьевкой) 90 41 338 97 176 16
Прочие пристани 2148 587 400 9014 43055 28719 3691 699
Всего по р. Неве 3615 14978 400 27494 49900 311610 5774 27797
По притокам Невы:                
По р. Славянке 27 783 111 76 l
" " Ижоре 987 20657 1403 1255 195
" " Тосне 837 750 12403 860 872 74
" " Мге 57 1496 127
" " Мойке 27 435 33

Характер грузового движения прежний; о нем можно судить по данным, касающимся прибытия грузов по Н. в Петербург, куда направляется свыше 90 % общего количества их, идущих по Н.

В Петербург прибыло по Неве миллионов пудов.
Годы Всех грузов В том числе важнейших товаров.
Хлеб Дрова Лесной строительный материал
Всего главн. хлебов В том числе:
Ржи Овса
1896 227 35 12 16 74 56
1897 250 38 12 16 68 64
1898 276 39 13 19 79 72
1899 253 7 0,5 4 78 70
1900 295 45 12 27 80 79
1901 306 46 12 29 80 77
1902 259 17 3 10 87 68
1903 283 24 2 17 86 71

Около 30 % всех грузов, идущих по H. в Петербург, составляют земляные строительные материалы (в 1903 г. их было около 86 млн. пуд.).








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна