Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Мюрже Анри

(Murger) — франц. писатель (1822—1861), сын савойца-привратника, занимавшегося и портняжеством. М. родился и детство провел в каморке портье в доме, где жил академик де Жуи. Мать М., парижанка, и думать не хотела о том, чтобы ее сын сделался ремесленником и с величайшими лишениями для семьи провела мальчика через начальную школу. Через посредство Жуи М. получил место частного секретаря при графе Толстом, чиновнике русской миссии в Париже, доставлявшем министру народного просвещения, С. С. Уварову, сведения о текущих литературных явлениях в Париже. Составление этих отчетов гр. Толстой передал Мюрже, за вознаграждение сначала в 40, а затем в 50 фр. в месяц (до 1848 г.). Около этого времени мать М. умерла, и отец выгнал из привратницкой юношу, в котором видел тунеядца, брезгавшего мастерством. М. вступил в ряды "богемы", впоследствии ярко им описанной. Начиная с 1839 г., М. пробует свои силы в стихах, но нищета заставляет его хвататься за всякий литературный заработок. До 1843 г. он питается чуть ли не сухим хлебом, зарабатывая гроши на сотрудничестве в модных и детских журналах и заведуя редакцией жалкого журнала "Castor", посвященного шляпному мастерству. Наконец, коротенькая изящная фантазия в прозе, написанная в духе Нодье и А. де Мюссе: "Amours d'un Grillon et d'une é tincelle" обратила на Мюрже внимание Арсена Гуссэ, Жерара де Нерваля и других писателей. Для него открылся доступ в журнал "Corsaire", где с 1847 г. начали появляться первые главы "Sc ènes de la vie de Bohè me". Отныне М. был обеспечен каждодневный обед, а в 1855 г. он достиг такого благосостояния, что мог поселиться вне Парижа, в деревушке Марлотт, близ Фонтенбло. В 1849 г. "Sc ènes de la vie de Bohè me", выпущенные отдельным изданием, имели крупный успех; это побудило автора, в сотрудничестве с Теодором Баррьером, переделать их в драму, которая долгое время делала полные сборы в Одеоне и вновь появилась на сцене в 1873 г. Другие произведения M.: "Le pays latin" (1851, 1856), "Sc ènes de jeunesse" (1851, 1859), "Adeline Protat" (1853), "Roman de toutes les femmes" (1834), "Les buveurs d'eau" (1855—1860), "Les vacances de Camille" (1856), "Madame Olympe" (1859), "Le sabot rouge" (I860), "Propos de ville et de théâ tre" (сборник фельетонов — 1853, 1859) и стихотв. "Ballades et fantaisies" (1854) и "Les nuits d'hiver" (1811). Один из требовательнейших франц. критиков — Теофиль Готье — признает за М. изящество, отсутствие многословия и патетичность; Ж. Жанен видит в М. писателя, искавшего новых путей и сумевшего в своих рассказах счастливо сочетать веселье и горе, откровенный смех и воспроизведение нищеты, доблестно перенесенной; А. Гуссэ высоко ставит и стихотворения М. Надломленные нищетой силы, привычка работать по ночам, злоупотребление крепким кофе, бессонница, при обострившейся простуде, в несколько дней свели М. в могилу. Правительство приняло на себя расходы по его погребению, а почитатели воздвигли над могилой М., на Монмартрском кладбище, художественный памятник, резца знаменитого Милле.

Ср. статьи Ж. Жанена, Т. Готье, А. Гуссэ и др., в посмертном издании сборника стихов M. "Les nuits d'hiver"; Barbey d'Aurevilly, "Les oeuvres et les hommes" (т. III); Pelloquet, "M." (1861), "Histoire de M." (1862); Delvau, "M. et la boh ème", (1866).

В. Ш.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна