|
|
источник статьи: Большой энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона |
Мариинская система— важнейший из водных путей, соединяющих реку Волгу с С.-Петербургским портом. Основные части системы: река Шексна, Белоозеро, река Ковжа (Каспийского бассейна), искусственные соединения, река Вытегра, озеро Онежское, река Свирь, озеро Ладожское и река Нева (Балтийского бассейна). Мысль о соединении р. Ковжи с р. Вытегрой принадлежит Петру Великому, который лично посетил эту местность вскоре после устройства им Вышневолоцкой системы; им же было поручено иностранцам Перри, Вестри и Алимари произвести изыскания намеченной местности (в 1710-14 гг.). Исполнение мысли Петра Великого последовало только при Павле I, а окончен путь при Александре I, в 1808 г. Вначале судоходство по М. системе было небезопасно, особенно при следовании судов по озерам Белому и Онежскому, и только с прорытием обходных каналов Белозерского и Онежского (1852 г.) можно считать устройство М. системы оконченным. Длина водного пути от города Рыбинска до привозной гавани морского канала в С.-Петербург 1071 верста, в том числе 527 верст взводного пути, 6 верст раздельного бьефа и 538 верст спускной части. По характеру пути, части эти подразделяются:
По М. системе суда, идущие из Рыбинска, поднимаются на 144 фт. и затем спускаются к СПб. на 429 фт. При подъеме приходится 114 фт. на pp. Шексну и Ковжу и 30 фт. на шлюзованные части; при спуске 141 фт. на естественное падение pp. Вытегры, Свири и Невы и 288 фт. на шлюзованные части. Составные части: река Шексна, исток Белоозера, впадает в Волгу у города Рыбинска. Длина течения 407 верст, в том числе 398 верст от устья Белозерского канала, при местечке Чайка, до Рыбинска принадлежит М. систем. При истоке р. Шексны из озера — мель, первые 5 верст русла стеснены множеством гряд, затрудняющих судоходство, вследствие чего выход обходного Белозерского канала расположен на 9 верст ниже истока реки. Начиная от устья Белозерского канала до села Иванова Бора, на расстоянии 46 в., река глубока (2-8 саж.) и судоходство по ней беспрепятственно; затем до села Судбищи, на расстоянии 90 верст, русло Шексны порожисто и каменисто. Глубина, по наблюдению в Ниловицких порогах (336 в.) [Все расстояния (если не сделана оговорка) показаны от г. Рыбинска.], весной 0,66-1,66 с., летом 0,5-1,0, осенью 0,33-0,66 (в 1867 г. вода пала до 0,25 саж.); в мелководные годы судоходство здесь затруднительно. В этой части своего течения, на 345 в., Шексна соединяется с кан. Топорским — системы герц. Ал. Вюртембергского. Нижнее течение Шексны (262 верст) тихо и ровно и для судоходства бывает затруднительным только в годы больших засух, когда глубина над мелями доходит до 0,5 саж. Шексна питается водой Белоозера и многочисленных притоков, из которых самый значительный р. Суда (215 верст). На Шексне расположен г. Череповец (226 верст). На всем протяжении р. производится пароходство. 156 верст нижнего течения р. Шексны принадлежат Ярославской губернии, остальное — Новгородской. Белозерский канал соединяет реку Шексну с р. Ковжей, в обход Белоозера. Длина. 63 верст; сооружен в 1846 г. При устьях канала шлюзы. На 415 в. г. Белозерск. Пароходство по всему каналу. Мелкие суда поднимаются по р. Шексне до Белоозера мимо посада Крохина, плывут по озеру до устья р. Ковжи. Путь этот короче, но опасен вследствие частых бурь на озере. Река Ковжа вытекает из озера того же имени и впадает в Белоозеро, входит в состав М. системы от села Грязного (Грязный Омут) до устья Белозерского канала на протяжении 66 верст. В порожистых частях реки два шлюза. Ковжа глубока. Судоходство могло бы производиться беспрепятственно, если бы не низкие берега в нижнем течении реки, где бечевник иногда долго стоит под водой. Низкое положение и сырость местности по берегам Ковжи способствует развитию эпидемий среди судорабочих и эпизоотии среди лошадей. По Ковже ходят пароходы. У шлюза Св. Константина (498 в.) М. система входит в пределы Олонецкой губ. Канал Ново-Мариинский соединяет р. Ковжу с р. Вытегрой. Дл. 8 вер.; сооружен в 1882-86 гг. Начиная от шлюза Св. Александра (при р. Ковже) до шл. Св. Петра, на протяжении 6 в., Ново-М. кан. составляет раздельный бьеф всей системы. Стоимость сооружения обошлась в 2 мил. р. По Ново-М. кан. ходят пароходы. Каналом этим обойден прежний путь, в состав которого входили Матко-озеро и шлюзованный Мариинский кан. С сооружением Ново-М. кан. раздельный бьеф понижен на 4 саж., уничтожено 9 шлюзных камер и дорогостоящий Константиновский водопровод, питавший прежнюю раздельную часть системы. Ново-М. канал питается непосредственно водой верхней части р. Ковжи, для чего при истоке ее из Ковжского оз. воды последнего подперты плотиной. Река Вытегра вытекает из небольшого озера Ладожского и впадает в Онежское озеро. Длина 74 версты, к М. системе принадлежит от устья Ново-Mapиинского канала до соединения с каналом Онежским на протяжении 57 верст, из которых 47 верст шлюзованных и 10 верст, начиная от города Вытегра до Онежского канала, составляют свободную часть реки. Падение шлюзованной части 38 саж., всех шлюзов 24, в том числе 8 двухкамерных. Нижнее течение В. в годы низкого стояния воды мелеет. Пароходство — ниже города Вытегра. Онежский канал соединяет р. Вытегру со Свирью. Дл. 64 в. Первые 19 в., до уроч. Черные Пески на берегу Онежского оз., окончены в 1820 г., дальнейшая же часть до прист. Вознесенья, близ истока р. Свири, сооружена в 1845-52 гг. В состав канала, на протяжении 13 в., вошли pp. Водлица и Ошта и оз. Кобылье. Глуб. канала 6-8 фт. Пароходство. В благоприятную погоду часть судов пересекает Онежское оз. Вообще же судоходство по Онежскому оз. затруднительно, вследствие постоянных сильных западных ветров в течение августа месяца и кроме того озеро очищается ото льда целым месяцем позднее прилегающих к нему частей М. системы. Соединение Онежского канала с р. Свирью можно считать выходом М. системы, так как в дальнейшем своем пути к грузам собственно волжским присоединяется масса грузов с Онежского озера. Река Свирь вытекает из Онежского оз. и, пройдя 200 в., впадает в Ладожское. Судоходна на всем протяжении. К М. системе — принадлежит от пристани Вознесенья до соединения с каналом Императора Александра III, на протяжении 190 верст. Река Свирь имеет весьма много луд, гряд и порогов, которые продолжаются до устья реки Яндебы. Ниже Свирь широка и глубока; в порожистой же части своего течения местами не глубже 0,75 (у Вознесенских порогов) и 0,83 саженей в межень (у гряды Лисьи Шеи в Сиговском пороге на 84 вер. от истока). Ширина реки разнообразна, фарватер же местами (у Вознесенских порогов) суживается до 30 саж. На 140 вер. (от истока) расположен город Лодейное Поле, а при устье р. Ояти (на 182 вер.) пристань Сермакса. По Свири ходят срочные пароходы из СПб. в Петрозаводск. Дальнейший путь идет по Приладожским каналам, в обход Ладожского озера. Ново-Ладожские каналы: 1) Канал Имп. Александра III соединяет pp. Свирь и Сясь. Дл. 44 в.; 2) канал Имп. Марии Федоровны, между р. Сясью и Волховом. Дл. 10 в.; оба канала прорыты в 1878-83 гг., стоимость сооружения их около 7 млн. руб.; 3) канал Имп. Александра II, между pp. Волховом и Невой. Дл. 103 в.; прорыт в 1861-66 гг.; стоимость сооружения 5200000 р. Общая длина Ново-Ладожских каналов 157 в., по ним производится пароходное движение, как грузовое, так и пассажирское. Прорыты Ново-Ладожские каналы вместо так наз. Старо-Ладожских, частью от времени обмелевших, частью более не удовлетворяющих современным требованиям судоходства. Старо-Ладожские каналы: 1) Кан. Имп. Александра I (Свирский), между pp. Свирью и Сясью; в состав его входят pp. Свирица (3 в.), Паша (I в.), Куйвасар (7 в.) и копанная часть (38 в.); канал пересекает Загубский залив, в котором проходит между двумя продольными дамбами; канал устроен в 1802-10 гг. и обошелся в 2360000 р. 2) Канал Имп. Екатерины II (Сясьский), между устьями pp. Сяси и Волхова; прорытие канала началось в 1724 г., окончено в 1802 г.; стоимость 421000 р., дл. 10 в.; соединяется с р. Волховом против г. Новой Ладоги; 3) канал Имп. Петра Великого, между pp. Волховом и Невой; прорытие канала начато в 1721 г. собственноручно Ими. Петром Великим, окончено в 1731 г.; дл. 104 в., шир. 10 саж., глуб. 1 саж.; при входах в pp. Волхов и Неву — шлюзы. Длина Старо-Ладожских каналов 163 в. Все приладожские каналы в ходят в Неву у г. Шлиссельбурга. Судоходство по Ладожскому озеру см. это слово. Дальнейший путь до СПб. порта идет р. Невой и на своем 69-верстном протяжении особых препятствий для судоходства не представляет. При соединении канала Имп. Марии Федоровны у с. Сясьских Рядков М. система соединяется с Тихвинским путем, а у г. Новая Ладога (при пересечении р. Волхова) — с Вышневолоцким. Пароходное движение по М. системе производится на протяжении 1024 в. МАРИИНСКИЙ ВОДНЫЙ ПУТЬ между городом Вытегра и рекой Шексна О времени и продолжительности навигации по М. системе можно судить по следующим наблюдениям 1893-94 г., относящимся до важнейших пунктов пути:
1) От конца весеннего ледохода до появления "сала" осенью.2) Ладожский ледДвижение судов и товаров. Все грузы, идущие с волжского бассейна в СПб., доставляются Волгой до Рыбинска в баржах прочной конструкции, длина которых от 20 до 50 саж., ширина от 10 до 16 арш.; осадка, смотря по состоянию уровня вод в р. Волге, от 5 до 13 четв., подъемная сила — от 15 до 180 тыс. пд. В Рыбинске все баржи перегружаются в суда длиной от 13 до 20 саж. и шириной не свыше 15 арш., для дальнейшего следования к СПб. по одному из трех водных путей; часть грузов передается на Рыбинско-Бологовскую жел. дор. По Вышневолоцкому пути возможно только сплавное судоходство; идущие по нем барки по прибытии в СПб. ломаются на дрова (кроме судов, идущих с пристаней ниже Боровицких порогов на р. Мсте). Подъемная сила барок — около 8 тыс. пд. Полубарки, суда меньшей величины, иногда возвращаются в Рыбинск Мариинским путем. На проход судов от Рыбинска до СПб. употребляется до 2 1/2 и даже до 3 1/2 месяцев, так что им приходится иногда зимовать в пути. По Тихвинской системе могут ходить суда небольшие (тихвинки). Обилие воды в составных частях Мариинского пути и возможность искусственных его улучшений дали ему господствующее положение сравнительно с предыдущими. Это легко видно из следующей таблички, показывающей среднее годовое движение хлебных и других грузов (исключая лесных) по всем трем путям за все время с открытия М. системы:
Средняя подъемная сила судов была:
Со времени открытия Рыбинско-Бологовской жел. дор. (1872), часть грузов, особенно мука и овес, пошла из Рыбинска железной дорогой. Так, по Рыбинско-Бологовской жел. дор. отправлено: в 1872 г. 14000 т., в 1882 г. 17534 т., в 1892 г. 9178 т., в 1893 г. 16999 т., в 1894 г. 23760 т. пд. В 1893 г. по этой дороге отправлено с Волги свыше 10 млн. пд., из них около 9 млн. пд. хлеба (муки пшеничной 1400 т., ржи 500 т., муки ржаной 3400 т., овса 3500 т. пд.). По всем трем путям движение судов и плотов в 1893 и 1894 гг., сравнительно со средним годовым за пятилетие 1888-92 гг., было:
Паровые суда совершали в оба направления почти одинаковое число рейсов. Плоты прошли все по направлению к С.-Петербургу, исключая показанных у города Рыбинска, которые все прошли вниз по реке Шексне. Грузов прошло по М. системе в 1893 г.:
По пути к С.-Петербургу количество хлебных грузов мало изменяется, увеличивается же общее количество грузов лесными материалами и дровами, движение которых из Рыбинска ничтожно. На обратном пути грузы разнообразны, но хлеба между ними почти совсем нет, увеличивается же общее количество грузов вследствие сплава по р. Шексне леса и дров по направлению к Рыбинску. Застой в количестве отправляемых за последнее время по М. системе грузов происходит от упадка г. Рыбинска, как привозного центра; так, в Рыбинск прибыло водой:
Если исключить из расчета 1891-93 гг., когда, вследствие неурожаев и запрещения вывоза хлебов за границу, к Рыбинску пришло особенно мало грузов, то все же подвоз хлебных товаров к Рыбинску падает. Происходит это оттого, что низовые грузы перенимаются жел. дорогами, о которых лет 20-30 тому назад не было и речи. По M. системе ходят исключительно деревянные суда, главным образом следующих наименований:
Постройка судов производится главным образом:
Судостроение особенно развито по притокам р. Шексны — р. Шулме, Белоозера — р. Ковже, Кеми и Индоманке, и р. Мологи — р. Сити. Коломенки строятся большей частью на Чусовой и идут с уральским грузом. Пароходы на М. пути служат главным образом для тяги судов и плотов. Пассажирское пароходство существует по pp. Шексне, Свири, Неве и по Новоладожским каналам, по pp. Ковже и Вытегре (ниже г. Вытегры), а также по каналам Ново-Мариинскому и Онежскому; здесь ходят товаропассажирские пароходы. Способы тяги судов и плотов по М. системе применяются следующие: 1) по р. Шексне — за пароходами, за туерами и конная; 2) по Белоозерскому кан., р. Ковже и по Ново-Мариинскому кан. — людская, конная и за пароходами; 3) по шлюзованной части р. Вытегры — людская; 4) по свободной части р. Вытегры и по Онежскому кан. — конная и за пароходами; 5) по р. Свири — за пароходами; 6) по Ново-Ладожскому кан. — за пароходами; 7) по Старо-Ладожскому кан. — конная и 8) по р. Неве — за пароходами. Кроме того, по pp. Свири и Неве и по озерам суда ходят и под парусами. О продолжительности и стоимости тяги можно судить по следующим данным, относящимся до навигации 1893 г.:
*) До Калашниковской пристани, в городе Санкт-Петербурге.Стоимость тяги порожних судов, направляющихся преимущественно от С.-Петербурга к Рыбинску по М. пути, в среднем, составляла за все расстояние 213 р. с судна. Стоимость тяги гонок до С.-Петербурга: по М. пути, от Белозерского кан. (598 вер.) -314 р., по Тихвинскому пути, от Соминской пристани (442 в.) -185 р. и по Вышневолоцкому пути, от Опеченского посада (676 в.) -177 р. Из всех трех водных путей, соединяющих Волгу с С.-Петербургом, для тяги судов самый дешевый — Мариинский. В административном отношении М. система принадлежит к трем округам министерства путей сообщ,: казанскому окр. -7 в. нижнего течения р. Шексны, вытегорскому — начиная от 7 в. нижнего течения р. Шексны до соединения р. Свири с Приладожскими кан., последние же каналы и р. Нева причислены к СПб. округу. Переустройство М. пути решено в 1890 г.; тогда же приступлено было и к самым работам. Цель переустройства — приспособить весь путь для плавания судов с подъемной силой в 40000 пудов, так что большая часть волжских грузов получит возможность доходить до С.-Петербурга без перегрузки и грузопропускная способность самой системы возрастет до 120 млн. пд., вместо нынешних 80. Для достижения этой цели перестраиваются все шлюзы, выпрямляются, расширяются и углубляются реки и каналы, входящие в состав системы и, наконец, порожистая часть р. Шексны должна быть шлюзована. На переустройство М. системы ассигновано 12565000 р., производство работ рассчитано на 5 1/2 лет. В июне 1896 г. все работы закончены и М. система открыта вновь для судоходства. Ср. П. П. Семенов, "Геогр.-стат. словарь"; "Перечень внутр. водн. путей Евр. России" (изд. стат.-отд. мин. пут. сообщ., СПб., 1892); "Стат. сб. мин. пут. сообщ." (вып. 38, 43, 43 и 44, СПб., 1895-96); М. Прокофьев, "Наше судоходство" (1-6 вып., СПб., 1870-84); инж. Звягинцев, "Краткое описание М. водн. пути" (СПб., 1882); инж. Гершельман, "Историч. очерк внутр. водн. сообщений" (СПб., 1892); "Карта внутр. водн. и шосс. путей сообщ. Евр. России" (изд. мин. пут. сообщ., СПб., 1894). Д. Рихтер. |