Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Ламеннэ

(Félicité -Robert Lamennais) — аббат, знаменитый французский писатель (1782—1854). Происходя из состоятельной дворянской семьи в Бретани и будучи воспитан в духе религиозного фанатизма, Л. в ранней молодости, под влиянием сочинений Руссо, обнаружил некоторое свободомыслие в религиозных вопросах; но этот период сомнений продолжался недолго, и он принял священство. Первое его сочинение: "R éflexions sur l'état de l'é glise en France" (1808), изданное анонимно и конфискованное администрацией, представляло собой резкое обличение философии XVIII века и недостаточного рвения католического духовенства. В 1814. г., в сотрудничестве с братом, он издал "Tradition de l' église de France sur l'institution des evê ques"; своим ультра-клерикальным направлением оно так раздражило правительство Ста дней, что, приняв на себя одного авторство, Л. на время удалился в Англию. В своем "Essai sur l'indiff érence en matiè re de religion" Л., вооружаясь против равнодушия в вопросахверы, ищет новых доказательств истинности католичества и находит их во всеобщем признании. Критерий истины, по мнению Л., лежит не в индивидуальном уме, как полагает философия, а в убеждении народов. Истинная религия — католицизм, потому что на его стороне большая часть человечества. Авторитет церкви, опирающейся на традицию и на народную веру, так велик, что ему должно внимать государство. Государства не может быть без религии, религии — без церкви, церкви — без папы; на этом Л. строит суверенитет папы, как в религиозных, так и в светских делах. Его политический идеал — христианская монархия. Те же мысли, но в применении к Франции, развивались им во многих журнальных статьях и в сочинениях: "La religion consid éré e dans ses rapports avec l'ordre politique et civil" (1826) и "Les Progr ès de la Révolution et de la guerre contre l'é glise" (1829). В первом Л. критикует декларацию 1682 г. и так назыв. "галликанские вольности". Резкость, с которой им осуждалось правительство за его якобы "атеизм" и "либерализм", навлекла на автора судебные преследования. Во втором сочинении ультрамонтанская оппозиция Л. достигает своего апогея. Законы 1828 г., ограничившие права духовенства в деле народного образования, дают ему повод обрушиться на министерство Мартиньяка. Он требует, чтобы духовенство перестало поддерживать правительство, враждебное религии; предостерегая его также и от союза с либеральной партией, Л. тем не менее высказывает последней большее сочувствие, чем партии реакционной. Безусловное осуждение либерализма сменяется теперь условным. Либерализм прав, требуя гарантии личности против тирании правительства, "но, отделенный от духовной сферы, он вынужден искать гарантию там, где ее нет и быть не может: в формах правления". Отныне Л. пишет на своем знамени: "свобода совести, свобода печати и свобода обучения". Революция 1880 г. находит в Л. открытого сторонника и наталкивает его на мысль об издании, в сотрудничестве с Монталамбером, Лакордером и др., журнала "L'Avenir". Программа последнего сводится к след. пунктам: 1) отделение церкви от государства; 2) гарантии личности (свобода совести, печати, преподавания, союзов, труда и промышленности); 3) уничтожение палаты пэров и крайностей централизации; 4) уничтожение избирательного ценза и установление всеобщего голосования. Невмешательство государства в церковные дела должно быть куплено, по мнению Л., отказом папы от светской власти и духовенства — от государственного жалованья. Осведомившись о неудовольствии, которое возбудил в папе новый журнал, Л., со своими товарищами, отправился для объяснений в Рим, но не получил здесь никаких ясных указаний и продолжал издавать "l'Avenir" по старой программе. Только в 1832 г., ввиду категорического заявления папой своего неудовольствия, журнал был окончательно прекращен. С Л. была истребована подписка в том, что он не будет писать ничего противного учению и интересам церкви. Это не помешало, однако, Л., после тяжелой внутренней борьбы, выступить на дорогу радикальной и социалистической оппозиции, изданием замечательной книги: "Paroles d'uncroyant" (1834), имевшей громадное влияние на тогдашнее французское общество. В форме библейских псалмов и евангельских притч, Л. нападает здесь на существующий экономический и политический строй, стоящий в противоречии с требованиями религии, и выступает защитником кооперации, права на существование, равенства полов и народного суверенитета. Специальной энцикликой от 15 июля 1834 г. "Paroles d'un croyant" были осуждены папой. Окончательно отрешившись от католической церкви ("Affaire de Rome", 1836), Л., в дальнейших своих сочинениях ("Le Pays et le gouvernement", 1840; "Une voix de Prison", 1841), становится в ряды наиболее передовой политической партии и подвергается неоднократно преследованиям за свои нападки против июльской монархии. В 1848 г. он издает газету "Le Peuple constituant", поссорившую его с некоторой частью рабочей партии, так как Л. высказывается здесь против ассоциаций по типу Луи Блана; его социализм предполагает лишь добровольное проявление братских чувств, людьми, просвещенными истинной верой и любовью. Особое место среди сочинений Л. занимает "Esquisse d'une philosophie" (1841—1846), где он выступает в качестве философа-спиритуалиста. Как всякое живое существо, человек подчинен закону прогресса. Доктрина первородного греха, поэтому, ошибочна и внутренне противоречива: как проявление индивидуальной воли, грех не может быть наследственным. Познание добра и зла было не грехом, а первым шагом человека на пути прогресса. Причина нравственного зла лежит в борьбе между законом единства всего человечества и индивидуалистическими стремлениями каждого человека; зло это— эгоизм, предпочтение своего "я" семье, семьи отечеству, отечества — человечеству, человечества — Богу. Количество зла на земле постепенно уменьшается. Философия Л., не будучи оригинальной (она отражает на себе всего больше влияние Платона, св. Фомы и Шеллинга), возвышенна и характерна, как опыт совмещения религии с наукой. В сочинениях социально-политического характера и как инициатор журнала "L'Avenir", Л. является первым провозвестником католического социализма (см.); влияние его заметно на многих представителях французского духовенства 40-х гг. (аб. Констан, Шантом, и др.), на Берне (которым "Paroles d'un croyant" переведены на немецкий яз.) и Ренане. Громадная литература о Л. до 1849 г. указана в труде Керара (Qu érard): "Notice bibliographique des ouvrages de M. La Mennais, de leurs réfutations, apologies et biographies de cet é crivain" (Пар., 1849). Из позднейших сочинений см.: Р. Janet, "La philosophie de Lamennais" (1890); "Correspondance de Lamennais" (1864); Roussel, "Lamennais d'apr ès des documents inédits" (1892); Spuller, "Lamennais" (1893); Ferraz, "Etude sur la philosophie en France au XIX siècle" (1880); Adam, "Philosophie en France au XIX siècle" (1894); Sainte-Beuve, "Nouveaux Lundis"; Caro, "Nouvelles é tudes morales" (1879); Renan, "Essais de morale et de critique" (1859); Щеглов, "История социальных систем" (т. II, гл. IV, 1889); L. Stein, "Geschichte der socialen Bewegung it Erankreich" (т. II, 1850).

Н. Водовозов.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна