Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Картина

— всякое законченное по содержанию произведение художника-живописца, независимо от рода содержания, начиная от исторического или религиозного до изображения неодушевленной природы (nature morte). Законченность по содержанию зависит от степени участия личности художника в создании К., кроме необходимого подражания природе по внешности. Одно подражание природе дает этюд, хотя можно писать прямо с природы, в то же самое время влагая индивидуальность, приближающую этюд к К. Портрет может быть этюдом или К.; так, К. Крамского "Неутешное горе" есть собственно портрет, пейзаж Саврасова "Грачи прилетели" имеет достоинства К., хотя в сущности есть этюд. Вообще же сложной К. предшествует эскиз как первое выражение художественного намерения живописца, который уже после этого пишет соответственные этюды. Так, Иванов для своей К. сделал несколько эскизов и огромное число этюдов. К. часто весьма существенно отличается от первоначального эскиза, как, например, картина И. Е. Репина "Не ждали" (Возвращение из ссылки). В менее сложных случаях иногда и один этюд служит первообразом К. Законченность исполнения, т. е. технической стороны живописи, хотя и есть обыкновенное качество К., но и этюды также могут быть законченными. Даже эскиз не есть непременно набросок, но может представлять известную степень технической законченности.

Ф. П.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна