Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Йама

(Jama — значит близнец) — божество индусской мифологии. По древнейшему натуралистическому представлению, это — божество солнца, являющееся близнецом другого светила, луны. Й. называется братом Йами (Yamî). Солнечное значение Й. выступает в некоторых гимнах Ригведы. Он представляется сыном Вивасванта (Uivasvanti), т. е. рассветающего (дня), и Саранью (Saranyu), т. е. убегающей (ночи). Дневное видимое круговращение солнца служило древним индусам символом человеческой жизни. Как заходящее солнце, Й. являлся в их глазах царем подземного мира и пребывающих в нем умерших предков людей (pitaras — отцы). По древнейшим понятиям индусов, в царстве Й. умершие предки продолжают вести ту же жизнь, какую вели на земле, вкушая пищу и пользуясь чувственными наслаждениями. На дальнейшей ступени развития религиозной мысли Й. является уже мрачным, карающим богом смерти, который ходит по земле и намечает свои жертвы. Его сопровождают две страшные собаки, называемые его послами и уносящие обреченных смерти людей. Развиваясь в антропофизическом направлении, представление Й., как солнечного бога, перешло в представление о нем, как о первом умершем человеке, открывшем последующим поколениям людей путь в загробный мир. Особенно ярко это представление выражается в 14-м гимне Х книги Ригведы. Однако низведение Й. на степень человека не заглушило и в позднейшей мифологии индусов божественности Й.: он считается одним из 4-х или 8-и мирохранителей (lokapâiâs), наряду с великими богами Агни, Индрой и Варуной.

См. Е hni, "Der vedische Mythus des Yama" (Страссб., 1890).

Bc. Миллер.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна