Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Золя (дополнение к статье)

или Зола (Emile Zola) — С 1894 г., по окончании "Ругон-Макаров", З. начал вторую серию романов ("Les trois Villes"), посвященную психологии нескольких центров духовной и экономической жизни. В эту серию входят три романа: "Lourdes" (1894), "Rome" (1896) и "Paris" (1897). В первых двух разоблачаются происки католического духовенства и со свойственной З. широкой разработкой документальной стороны изображается показная и закулисная сторона лурдских чудес и современного католического Рима. В объяснении фактов действительных исцелений в Лурде З. придерживается обычных медицинских теорий о лечении истерии внушением. В художественном отношении "Лурд", с его яркими картинами толпы, охваченной религиозным экстазом, выше "Рима", написанного слишком книжно, местами похожего на "гид" для туристов. В третьем романе — "Париж" — внутренне разлагающемуся католичеству, воплощенному в истории Лурда и Рима, противопоставляется новая мировая сила — трудящаяся демократия современного Парижа. Герой всех трех романов, Пьер Фроман — священник: он отказывается от служения церкви, убедившись после посещения Рима и Лурда, в своекорыстии и чисто светских стремлениях духовенства. Пьер Фроман снимает рясу и отдается служению на пользу трудящегося человечества. Он видит, как общество гибнет от пороков и распущенности буржуазных классов; он изучает язвы современного человечества и считает себя призванным доказать собственным примером возможность нравственного перерождения. Он находит девушку, разделяющую его взгляды, женится на ней и основывает семью, проникнутую любовью к труду и к людям и ставящую чистоту жизни выше грубых аппетитов. В литературном отношении "Париж", как и вся "серия городов", сильно уступает "Ругон-Макарам": при чрезмерной массе материала художественная разработка его бледная, мало таких пластичных образов, как в прежних романах. Серия "городов" связана с новой серией, задуманной З., но прерванной его смертью. Четыре сына Пьера и его жены Марии, названные по именам четырех апостолов Матвеем, Лукой, Марком и Иоанном, становятся апостолами новой жизни, и им должны были быть посвящены четыре романа "серии евангелий". Трудно сомневаться в том, что эта серия задумана была З. под влиянием успеха проповеди Льва Толстого, которому он хотел противопоставить свое собственное учение о нравственности. Из этой серии написаны три романа: "F écondité " (1899), "Travail" (1900) и "V érité " (1903), вышедший уже после смерти З. Матвей, герой "Плодородия", изображен легендарным патриархом, родоначальником огромной семьи. Число его детей кажется бесконечным в растянутом романе, загроможденном однообразными обличениями детоубийств, разврата и уродства буржуазных семей. Это как бы склад всех неиспользованных раньше записей и материалов, собранных искателем "человеческих документов" и внесенных в роман как попало, без художественной переработки. В "Труде" Лука, второй сын Пьера, становится проповедником нового отношения к труду. Его ужасают теперешние отношения между капиталистами и рабочими; он одинаково возмущается и эгоизмом собственников, и дурными инстинктами озлобленных рабочих, но надеется на более светлое будущее, видя залог его в дружбе и инстинктивном чувстве равенства между детьми богатых собственников и детьми рабочих. В "Истине" З. доказывает осуществимость идеала правды в обществе, которое до сих пор жило ложью. Четвертый роман, по общей схеме, должен был быть посвящен апологии справедливости. В своих двух последних сериях З. — больше проповедник, нежели художник, и это умаляет интерес этих произведений. Серия "евангелий" имеет еще другой существенный недостаток. З. силен силой отрицания, протестом против омертвевших буржуазных норм жизни; он по темпераменту романтик, разрушитель кумиров воимя далеких идеалов. Между тем, в "евангелиях" он проповедует положительные идеалы, рисует идиллию счастья на земле — и она выходит бледной, неубедительной и нехудожественной. Последние годы жизни З. посвящены были общественной деятельности. Его роль в процессе Дрейфуса (см.) сделала его одним из популярнейших людей своего времени и придала особый блеск и его литературной славе. З. умер в сентябре 1902 г. от несчастного случая, задохнувшись от угара.

См. "E. Zola" в изд. "Les c élebrité s d'aujourd'hui" (Sansot), с полным библиографическим указателем литературы о Золя.

З. В.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна