Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Ефесяне

— послание к ним апостола Павла. По наиболее вероятному предположению, послание написано апостолом во время заключения его в Риме, т. е. не ранее 60 г. и, по всей вероятности, до написания послания к Филиппийцам, т. е. до 63 г. (по обычной хронологии). Св. Иоанн Златоуст говорит о послании к Е., что оно "исполнено возвышеннейших созерцаний и догматов; в нем апостол изъясняет то, о чем почти нигде не писал". Апостол вращается здесь по преимуществу в сфере общего, отвлеченного; не без основания некоторые называют послание христианским катехизисом. Мысль апостола иногда как бы игнорирует стесняющие ее грамматические условности; иногда, поэтому, трудно установить конструкцию апостольской речи. Основным понятием, проникающим послание, является понятие единства. Единство всего небесного и земного через возглавление во Христе, единство церкви и ее жизни, теснейшее единение Христа, как главы, с церковью, как Его телом, единство иудеев и язычников в церкви Христовой, единство веры и знания, единство всех вообще проявлений христианской жизни — вот что преимущественно раскрывает апостол в послании к Е. В общем послание носит совершенно положительный, а не полемический характер. Не в появлении каких-нибудь лжеучений, смущавших церковь, заключается ближайший повод к появлению послания. В нем ясно различаются две основные мысли: о величии христианства и о необходимости жить достойно высокому христианскому званию. Первая мысль проходит чрез всю теоретическую, или догматическую, часть послания (I — III гл.), вторая — чрез практическую, или нравственную. его часть (IV — VI гл.). Святоотеческие изъяснения послания принадлежат Иоанну Златоусту, блаж. Феодориту, блаж. Иерониму, Иоанну Дамаскину, блаж. Феофилакту Болгарскому, Икумению, Амвросиасту.

См. "Записки на послание к Е." (М., 1838); преосв. Феофан, "Толкование послания св. апостола Павла к Е." (М., 1882); прот. С. К. Смирнов, "Филологические замечания о языке новозаветном в сличении с классическим при чтении послания апостола Павла к Е." (М., 1873); епископ Никанор, "Общедоступное объяснение послания св. апостола Павла к Е." (СПб., 1900); Д. Богдашевский, "Послание св. апостола Павла к Е." (Киев, 1904).








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна