Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Воронихин

(Андрей Никифорович) — архитектор и живописец. Родился в 1759 г. в селе Новое Усолье, Пермской губернии, Соликамского уезда, крепостным графа А. С. Строганова. Способность В. к рисованию обратила на него внимание графа, который в 1777 году отправил его в Москву для обучения. Здесь В. занимался под руководством архитекторов Баженова и Казакова. Из Москвы граф Строганов перевел его в Петербург. С 1784 по 1790 гг. В., по желанию графа, совершил четыре поездки по России и Западной Европе, в сопровождении знаменитого Ромма. За границей он изучал перспективу, пейзажную живопись и архитектуру, а также занимался математикой, естественными науками, физикой, механикой и астрономией. Там же В. написал портрет матери Ромма и некоторых его друзей (где находятся в настоящее время эти произведения — неизвестно). В 1786 г. В. получил отпускную. По возвращении в Петербург он продолжал заниматься перспективой и миниатюрной живописью; в 1794 г. он представил в академию художеств картину, изображающую в перспективном виде картинную галерею графа Строганова, и получил за эту работу звание академика. Картина эта находится теперь в академии. В особенности В. прославился проектом и сооружением собора Казанской Божией Матери в С.-Петербурге. Закладка собора последовала 27 марта 1801 г., а окончен собор в 1811 г. По случаю освящения этого храма В. был пожалован орденом Св. Анны второй степени, украшенным бриллиантами, и получил пенсию. Из других его построек известны: дом государственного казначейства, здание горного института, колоннады и каскад в Петергофе, дворцы в Стрельне, Гатчине, Павловске и проч. В. сочинил также проект храма Христа Спасителя в Москве в византийском стиле, но, как известно, Высочайшего утверждения удостоился проект Витберга. Умер В. в 1814 г. и похоронен на кладбище Александро-Невской лавры. В большинстве случаев В. придерживался стиля итальянского Возрождения и псевдоклассицизма, господствовавшего во второй половине XVIII века.

В. Ч.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна