Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Будищев, Алексей Николаевич

— талантливый писатель. Род. в 1867 г. в дворянской семье Саратовской губ.; мать — полька. Учился на медицинском факультете Московского университета. С увлечением занимался зоологией, но почувствовал себя совершенно не способным заниматься науками терапевтическими и с 4-го курса ушел. Писать начал еще студентом и с 1886 г. стал деятельным сотрудником "Будильника", "Рус. Сатирич. Листка", "Осколков", позднее "Рус. Жизни", "Петерб. Газеты", "Нового Времени", "России", "Руси". Помещал также свои произведения в "Ниве", "Живоп. Обозр.", "Север. Вестнике", "Вестнике Европы". Часть многочисленных рассказов, очерков, небольших романов и стихотворений собрана им в книжках: "Степные волки" (СПб., 1897), "Разные понятия" (СПб., 1901), "Распря" (СПб., 1901), "Пробужденная Совесть" (СПб., 1900), "Лучший друг" (СПб., 1901), "Я и он" (СПб., 1903), "Солнечные дни" (СПб.), "Стихотворения" (СПб., 1901). Всего слабее большие повести и романы Б.: неудачное подражание Достоевскому в "Я и он", обличение доморощенного ницшеанства в "Лучшем друге", бульварная уголовщина в "Степных волках". Настоящее его призвание — литературная миниатюра. Небольшие рассказы его и в частности те, которые вошли в лучший его сборник — "Разные понятия", — написаны очень колоритно, с блестками настоящего юмора, с уменьем на небольшом пространстве газетного фельетона ярко обрисовать положение и целый тип. Он очень тонко чувствует природу, любит лес, степь и умеет передать свои настроения читателю. Вообще в ряду представителей созданного у нас Чеховым небольшого рассказа Б. по художественным ресурсам должен был занять одно из первых мест. Он не занял, однако, такого соответствующего его природным дарованиям положения в литературе, потому что лишен того, что можно назвать художественным миросозерцанием; у него нет определенного взгляда на жизнь. С талантом подмечая и воспроизводя отдельные черточки действительности, Б. не только не дает совокупностью своих произведений общего освоения русской жизни, но даже в каждом отдельном рассказе не выдерживает типичности и быстро сбивается на анекдот. Фатальное влияние на художественную ценность рассказов Б. оказало тяготение к уголовщине, без которой не обходится почти ни одно из его произведений. Чрезмерное для правдивой картины русской жизни место занимают также в его рассказах адюльтер и ревность. Столь характерное для русской общественности "пробуждение совести" более чуткого свойства совершенно ускользнуло от внимания Б. Тот, кто хотел бы познакомиться с русскою жизнью конца XIX века по его произведениям, пришел бы к странному заключению, что кроме всякого рода хищников в прямом смысле этого слова ничего у нас не было тогда. Народная жизнь тоже очень односторонне взята у Б. — большею частью со стороны дикой тьмы невежества, в ней царящей. В общем, погоня за эффектом внешним ослабила у Б. разработку эффектов более тонких. — Б., особенно в начале своей деятельности, писал очень много стихов, только меньшая часть которых вошла в сборник его стихотворений. Он обладает хорошим стихом, в юмористических пьесах бойким, в других — легким, мелодичным, порою даже живописным. В ряду стихотворений последнего рода пользуется известностью небольшая картинка древнеримской жизни — "Триумфатор". В общем, однако, он лишен определенной поэтической индивидуальности. У него нет своей излюбленной области воспроизведения, нет своих собственных настроений. Он пишет на самые разнообразные темы — чаще всего, впрочем, в стиле нарядных песен Фофанова о весне и любви, — но это не захватывает ни его самого, ни читателя. В сотрудничестве с А. М. Федоровым Б. переделал в драму свой рассказ "Катастрофа".

С. Венгеров.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна