Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Боссюэт Жак Бенин

(Bossuet) — знаменитый франц. проповедник, историк и богослов. Род. в Дижоне 27 сент. 1627 г. умер в Mo в 1704 г. Воспитывался в Дижонской иезуитской коллегии и затем в College de Navarre в Париже, где и защищал в 1648 г. диссертацию на звание бакалавра теологии (la tentative) в присутствии Кондэ. В 1652 г. Б. получает Мецский диоцез, работает здесь над завершением своего образования и проникается учением св. Августина и бл. Хризостома, которые хотели сделать из католицизма практическую и политическую религию, изгнав из него мистический элемент. В Меце Б. борется против протестантских пасторов Ферри и Ансильона и обращает в христианство евреев, занимавших в Меце исключительно хорошее для того времени положение. Успехи Б. в пропаганде католичества обратили на себя внимание, и его часто стали вызывать для проповедей в Париж. Между 1659—69 г. Б. проповедовал ежегодно в течение поста в Париже, причем многие из его проповедей произнесены при дворе в Луврской капелле; к этому периоду относятся его лучшие проповеди. В 1699 он был назначен епископом Кондомским, а с 1670 делается воспитателем дофина и почти совсем оставляет церковную кафедру. В этой должности епископ Кондомский остается 10 лет, до женитьбы своего воспитанника. В 1681 г. Б. назначен епископом в Mo и удаляется туда, оставаясь верным своей пастве до самой смерти. Б. начал записывать свои речи и работать над догматическими трудами лишь в 40 лет, но все-таки, за исключением Вольтера, ни один французский писатель не написал так много, как он. Труды Боссюэта относятся к 3 родам: 1) проповеди, 2) надгробные речи и 3) политическо-догматические сочинения. Проповеди по содержанию распадаются на 3 категории: 3) дидактически-теологического характера ("О доброте и строгости Божьей" "Первая проповедь в Страстную Пятницу" и др.); они несколько банальны по языку и содержанию и относятся к менскому периоду деятельности Б. 2) Философско-этического характера ("о честолюбии", "о смерти", "о Промысле", "о светской чести"); они относятся к наиболее блестящему времени деятельности Б. 3) Церковно-обрядового характера. В своих проповедях Б. не только высокоталантливый представитель известного рода церковных воззрений, но и величайший оратор Франции и замечательнейший стилист. Богатство и гибкость языка, поэтичность образов, смелый лиризм вступлений и сила вдохновения делают Б. великим писателем. Начиная свои речи обыкновенно очень просто, он достигает высшего пафоса, почти что не прибегая к риторическим приемам. Лучшей из его проповедей считается проповедь "О смерти", полная глубокой веры и любви к человечеству, которое проповедник хочет избавить от страшного гнета страха смерти. Б. в этой проповеди замечательно сходится с идеями Паскаля о смерти. В "надгробных речах" (Oraisons funebres), имеющих те же блестящие качества, как и проповеди, Б. является новатором: он создал этот особый вид красноречия и не имел в нем ни предшественников, ни последователей, подобно тому, как Лафонтен воплотил в себе басню во Франции, не основав школы баснописцев. Всех надгробных речей 10, из которых самые знаменитые на смерть Ник. Корнэ, директора College de Navarre, Генриэты, королевы английской, Летелье, Тюрена и Кондэ. В названных речах Б. обозревает всю историю XVII в., сгруппированную вокруг великих имен, создавших ее и сошедших один за другим в могилу. История борьбы с янсенизмом наполняет речь над гробом Корнэ; смерть Генриэты Английской дает оратору случай высказать суждение об английской революции и представить яркую картину одного из величайших событий новой истории. У гроба Марии Терезии Б. дает полную характеристику царствования Людовика XIV, а по случаю смерти принцессы Палатинской говорит о волнениях Фронды. Самая блестящая речь — на смерть Кондэ. В ней Б. рассматривает всю военную историю своего времени, перечисляет все победы великого полководца и, далекий от панегирического тона, дает верные и резкие характеристики деятелей того времени.

Из исторических трудов Б. особенно замечательны: "Рассуждение о всеобщей истории" (Discours sur l'Histori é Universelle (Пар., 1681) и "Политика основанная на Свящ. Писании" (Politique tir é e de l'Ecrit Sainte, Пар., 1709; рус. пер. СПб., 1802 г.). Основная идея "Disc. sur l'Hist. univ." — решающее влияние на культуру Греции и Рима израильского племени. Любопытно видеть, как на расстоянии 200 лет другой гениальный историк, Е. Ренан, проникся тем же сознанием великой роли иудейского элемента в истории цивилизации и в "Hist. du peuple d'Isra ë l" выставляет положение не очень далекое от идей Б. Замечательны в философском отношении M é ditations sur l'Eyangile и "El évations sur Mystè res" напечатанный уже после смерти Б. в 1727 и 1731 г. его племянником. Эти сочинения проникнуты вдохновением и искренностью, наивной верой христианина и глубиной философа. Из догматических сочинений замечательна "История изменений в Протестантской церкви" ("Hist. des variations des eglises protestantes"). Основная идея всей проповеднической деятельности Б. — желание сблизить протестантов с католиками; ею объясняется мягкость и уступчивость его в борьбе с врагами католичества — он чувствовал, что насильственные меры ведут только к ожесточению гонимых, и в 1682 г. стоял во главе оппозиции против требований Римской курии, видя, что они уничтожают возможность сближения с протестантами. Эта миролюбивая политика сильно вооружила против Б. ультрамонтанских писателей. Как духовный писатель Б., по меткому выражению Низара, совмещает в себе две древности: языческую и христианскую. В его проповедях чувствуется сильное влияние классических ораторов и глубокое знание греческой и римской литературы, но вместе с тем он по духу ученик Отцов Церкви и в особенности св. Августина. Сочинения Б. существуют в огромном количестве изданий. Самых замечательных 5: 1) Издание венецианское самое старое (10 т. in 4° 1736—1757); 2) издание P é rau и Leroy (20 т. in 4°, 1743—1753); 3) издание Бенедиктинцев или Дома Дефориса (1772—1778, 21 т. in. 4°); 4) версальское издание 1815 и след. гг. аббата Карона 43 т. in 8 (самое лучшее из всех); 5) издание Лашата 31 т. (самое полное и 6) Menard, "Oeuvres in é dits" (2 т., Пар., 1883). Лучшие сочинения о Б. Floquet., "Bossuet, sa vie et ses oeuvres" (4 т., 1856—64); R é aume, "Hist. de Bossuet et de ses oeuvres" (Пар., 3 т., 1869).

З. В.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна